Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Наставничество, как эффективная форма помощи молодому специалисту»
Педагогика
Автор: Черненко Марина Александровна   
11.06.2024 02:29

«Наставничество, как эффективная форма помощи молодому специалисту»«Наставничество, как эффективная форма помощи молодому специалисту»

Автор статьи: Черненко Марина Александровна, Методист, МАДОУ «Колокольчик»

В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, реализуется федеральный государственный образовательный стандарт, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях.

Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. В практике работы любой дошкольной образовательной организации используются разнообразные формы наставничества, в нашем дошкольном образовательном учреждении используется системный подход.

Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Исправить ситуацию помогает наставничество. В статье обсудим как педагог-наставник может помочь освоиться молодому воспитателю.

 

Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Мы рассматриваем наставничество как стратегически значимый элемент системы развития кадров, выдвигая на первый план задачи формирования уникальных знаний, навыков и компетенций сотрудников, развития их потенциала, формирования поведенческих моделей, соответствующих ц

Цель наставничества в ДОУ — создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи наставничества:

  • обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
  • использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
  • совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
  • приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
  • Задача наставника — помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Основные принципы наставничества:

  • Добровольность, открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.

Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются приказом заведующего с указанием срока наставничества и регламентируются следующими локальными документами:

  • положение о наставничестве в ДОУ;
  • приказ заведующей учреждением об организации наставничества;
  • приказ о закреплении наставника;
  • планы работы по наставничеству;
  • годовой план работы ДОУ.

Критерии подбора наставников:

Наставником может являться опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания. Также очень важна и психологическая совместимость наставника и стажёра.

Ожидаемый результат от наставничества

  • Легкая адаптация молодого педагога в дошкольной среде;
  • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ;
  • Создание индивидуального стиля в работе;
  • Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности;
  • Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиск лучших методов и приемов работы с детьми;
  • Потребность в непрерывном самообразовании;
  • Овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой;
  • Снижение процента текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с работодателем.

Сегодня в педагогической практике существуют различные виды и формы наставничества, реализуемые на основе Методологии (целевой модели) наставничества для организаций, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145.

Реализация программы наставничества включает семь основных этапов:

  • Подготовка условий для запуска программы наставничества.
  • Формирование базы наставляемых.
  • Формирование базы наставников.
  • Отбор и обучение наставников.
  • Формирование наставнических пар или групп.
  • Организация работы наставнических пар или групп.
  • Завершение цикла наставничества

В организации могут реализовываться следующие модели наставничества:

  • традиционная модель наставничества;
  • ситуационное наставничество;
  • групповое наставничество;
  • реверсивное наставничество;
  • саморегулируемое наставничество;
  • флеш-наставничество;
  • партнерское наставничество.

Представленные модели охватывают не только новых сотрудников, а всех педагогов.

Каждый наставник, в зависимости от дефицитов наставляемого, запроса, имеет свой портфель, который включает: самопрезентацию, обучение наставников, кейсы наставников. Каждый ли педагог может быть наставником? Не каждый сотрудник выбирает наставничество сугубо с целью самореализации. Более того, многие преследуют не альтруистические цели: занять более высокое место в коллективе, пользоваться большим авторитетом и уважением, навязывать свои взгляды на организацию образовательного процесса. Поэтому к наставникам предъявляются высокие требования как к личностном плане, так и к профессиональным компетенциям.

При определении наставника проходит процедура самопрезентации. Разработаны анкеты с целью определения как сильных, так и слабых сторон, определения собственной уникальности, четкого понимания, почему хочется стать наставником, вследствие чего формируется четкое резюме наставника.

Результатом правильной организации работы наставников становится высокий профессиональный уровень, происходит раскрытие и поддержание творческого и педагогического потенциала педагогов. Это оказывает положительное влияние на качество образовательных услуг и психологический климат в образовательной организации. Педагоги-наставляемые получают необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного профессионального становления и развития внутри организации и профессии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год