Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Каким может быть проект в детском саду.
Педагогика
Автор: Синдеева Людмила Владимировна   
28.02.2024 06:00

Каким может быть проект в детском саду.Каким может быть проект в детском саду.

Тема проектов в детском саду вызывает у воспитателей много вопросов. Многих такая форма работа с детьми отпугивает своей кажущейся сложностью. На самом деле все не так страшно, если исходить из особенностей психологии детей дошкольного возраста. К тому же в детских проектах заложен большой потенциал для развития у дошкольников и младших школьников умения овладевать учебной деятельностью, которая в свою очередь формируется учителями в начальной школе. В данной статье рассмотрим эти особенности и представим вашему вниманию детский групповой исследовательский проект "Сокровища нашей земли". В качестве примера, каким он может быть в детском саду и во что выливаться. Возраст детей участвующих в данном проекте 5-6 лет.

Особенностью дошкольного образования является спонтанное обучение. Что значит спонтанное обучение? Впервые это понятие в психологию ввёл Л. С. Выготский, который говорил, что оно возникает тогда, когда ребёнок учится по своей "программе". Т. е. это то, чему ребенок сам, по своей инициативе хочет научиться.

 

Невозможно навязать материал извне так, чтобы ребёнок его присвоил себе и переосмыслил, если он не ложится в контекст личного детского интереса. Поэтому воспитатель, увидев и подхватив интересы отдельного ребёнка или группы детей встраивается со своей педагогической задачей и может руководить спонтанным обучением, направляя и формируя психическое развитие детей.

И проектная деятельность является одной из таких форм встраивания взрослого со своей задачей в проблемную ситуацию ребёнка.

Здесь очень важен сюжет по которому развиваются захватывающие детей события, всё остальное подчинено ему. И без погружения, творческого манипулирования, экспериментирования с новым материалом, обучить дошкольника чему-либо невозможно.

Поэтому при выборе темы проекта в детском саду обязательно надо отталкиваться от интереса детей. В нашем случае это камни, которые дети собрали на детской площадке и захотели их изучить. Принесли в группу, отмыли от грязи и стали их рассматривать, пытались определить природу их возникновения.

Далее, важно понять в каком направлении двигаться при исследовании, попутно держа в голове, что необходимо погружение в тему, творческое манипулирование, экспериментирование с новым материалом.

И в придачу свою педагогическую задачу. Например развитие предпосылки грамотности, учиться читать и писать, формировать целостную картину мира и т. д.

Важно, чтобы дети активно принимали участие в планировании своей дальнейшей проектной деятельности:

Что мы хотим узнать?

Где мы можем это узнать?

Что мы узнали?

Как мы можем рассказать это другим?

В итоге, следуя выше приведённому алгоритму, у нас получилось:

  1. Определить часть найденных камней.
  2. Собрать из них коллекцию.
  3. Составить опись камней.
  4. Сходить в геологический музей, чтобы показать камни эксперту и подтвердить свои гипотезы.
  5. Узнать ещё больше о найденных камнях и окаменелостях. Увидеть геологическую историю своего края, расширить свою картину мира.
  6. Обсудить в группе, кто что запомнил и поделиться с теми, кто не ходил в музей.
  7. Провести эксперимент с лимонной кислотой для определения мрамора и известняка.
  8. Подготовить постеры о каждом камне: дома с родителями и частично в группе.
  9. Приготовить декорации и экспонаты для оформления выставки музея "Сокровища нашей земли".
  10. Провести в ней экскурсию для детей из других групп.
  11. Пополнить выставку музей новыми экспонатами и рассказать о них.

Особенность данного формата групповой проектной работы заключается в том, что каждый ребёнок берёт из общего массива представленной информации на выставке то, что находится в зоне его собственного интереса. Кого-то удивили окаменелости древних морских обитателей, он рассказывает о них. Другой ребёнок остановился на теме камней, он готов рассказывать о камне. Третий готов делиться тем, что узнал об истории развития жизни на Земле, принёс ещё экспонат, связанный с вулканами и т. д. И каждый раз выставка для одного и того же ребёнка открывается по-новому, обрастая новыми деталями, которые до этого не были в фокусе его внимания.

Таким образом проект в детском саду может стать долгосрочным и в этот детский интерес можно встраивать различные виды деятельности. Так мы можем строить широкий осмысленный контекст, вводя ребёнка в различные области действительности и культуры, как в сферы его собственной жизни. Тем самым мы готовим то ядро, вокруг которого со временем возникает учебная деятельность.

г. Москва,

Школа 1561

группа "Облачко".

Автор статьи — Синдеева Л. В.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год