Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Лестничная педагогика как нновационный подход к созданию РППС в ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»
Педагогика
Автор: Аторкина Алёна Олеговна   
28.02.2024 06:14

«Лестничная педагогика как нновационный подход к созданию РППС в ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»«Лестничная педагогика как нновационный подход к созданию РППС в ДОУ в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО»

Статья из опыта работы

Поиск и использование инновационных подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды является для нашего ДОУ задачей, решение которой помогает нашему педагогическому процессу соответствовать современным требованиям (требованиям ФГОС и ФОП ДО). Соответствовать современным требованиям – это не только шагать в ногу со временем, но и работать с опережением, видеть перспективу, постоянно обновляться, быть инициаторами нового, интересного. И сегодня я поделюсь с Вами некоторыми моментами инновационного подхода организации РППС в нашем ДОУ.

В своей работе мы постоянно сталкиваемся с непреодолимым для нас препятствием-отсутствием полноценного материально-технического обеспечения образовательного процесса. Поэтому находимся в постоянном поиске путей решения данной проблемы. Ввидуотсутствия возможностизакупитьсовременноеоборудованиедля организации игрового пространства ДОУ, мы пришли к выводу, что одним из выходов из сложившейся ситуации может стать изготовление, дополнение оборудования «своими руками». Изготовление оборудования «своими руками», которое, на наш взгляд, имеет огромную воспитательную ценность, поскольку способствует включению детей и родителей как активных участников в данныйпроцесс, индивидуализирует РППС ДОУ, группы на конкретныхдетей, их интересы и склонности. Даёт возможность всем участникам проявить инициативу, творческую активность, развивает организаторские способности, целеустремлённость, бережливость, аккуратность и т.д.

 

Скачать конспект

В использовании инновационных подходов в организацию РППС мы стали использовать коридорное пространство нашего детского сада. Это пространство имеет название Коридорная (лестничная) педагогика, т.е. принято называть систему организации РППС не в главных помещениях (групповая, спальня, приемная и др.) а на лестничных пролетах, коридорах и прочих небольших помещениях по которым дети перемещаются по дошкольному учреждению. Это достаточно новое название в современной педагогике, хотя на самом деле оформление холлов и стен на лестницах было всегда. Сейчас на это особенно обратили внимание и даже готовятся методические рекомендации и спецоборудование для коридорной педагогике. И это правильно. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в коридорах играет большую роль в гармоничном развитии ребёнка, обогащает его новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует их интеллектуальному развитию.

Что можно организовать в таком небольшом пространстве, как лестничная площадка или коридор? Да, все что угодно, что не помешает детям беспрепятственно перемещаться по детскому саду. Основное средство выражения — это визуальные элементы оформления: плакаты, картины, фотографии, витражи, оригами, аппликация, бизиборды, развивающие панели из дерева и пластмассы и многое другое. Дизайн стен коридора детского сада, необходимо оформлять не только эстетично, но и полезно для развития и обучения детей.

Таким образом, я попытаюсь показать вам, как активно используется коридорное пространство нашего детского садика.

Несколько раз в день поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети невольно закрепляют геометрические фигуры, их элементы =вершины, углы, стороны) и помогают им в этом сказочные герои.

Рассматривая интересных животных, рептилии, дети закрепляют геометрические понятия (высокий -низкий, длинный-короткий).

Предметы и цифры на ступеньках помогают детям соотнести количество предметов с определенным числом. Детям подготовительной группы закрепить порядковый счет, назвать числа в прямом и обратном порядке.

Также герои помогают закрепить с детьми такие понятия, как линии- прямая, волнистая, ломаная. А Лосяш предлагает поиграть с пальчиком, закручивая спираль, и назвать на что похоже?

Веселые карандаши помогают закрепить цвета, а рядом оформленная выставка детских рисунков кружка «Пластилиновая фантазия» показывает как и где можно использовать тот или иной цвет.

Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Ребёнок обладает природной страстью к познанию мира, он склонен к открытиям, любит путешествовать, да и в наблюдательности ему не откажешь. И в этом помогает им наш герой «Познайка. У него в кармашках постоянно находятся задачки, вопросы, предметы, картинки. Н-р, был вопрос от Познайки «Почему лед опасен осенью? и к нему картинки. Дети с воспитателем всю неделю беседовали на эту тему, смотрели мультфильмы, проводили практические упражнения, опыты. И в конце недели дети старшей группы поделились своими знаниями с детьми средней группы. И за это Познайканаградил их медалями, которые были у него в кармашках.

В рамках экологического воспитания воспитатели ДОУ оформили экологические центры, в которых живут герои эколят: Елочка, Шалун, Умница, Тихоня. Эти Персонажи тоже вывешивают задания по экологии для детей, придумывают проблемные ситуации, предлагают акции.

Н-р, в экологическом центре появились батарейки и история о них. Дети вместе с воспитателем по предложенному материалу много узнали не только о пользе батарейки, но и об опасности батарейки в природе. Так появился экобокс по сбору батареек. Также здесь оформлен уголок по сбору корма для птиц и др. В этих центрах оформляются все экологические акции, н-р: «Чудеса из мусорной корзины», «Сдай батарейку-спаси ежика», «Каждой пичужке по кормушке» и др.

Нам воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно сделать, чтобы заинтересовать детей, привлечь их к совместной деятельности. И мы нашли выход заглянув в наш Календарь знаменательных событий и памятных дат.

Мы разнообразили работу по данному направлению, включив детей и родителей в игру «Новостная лента». Лента размещается на стенде, на лестничной площадке. На стенде вставляется календарь, с выделенными знаменательными датами, где воспитатель с детьми отмечают звездочками эти даты.

Затем для родителей дается краткое описание этих событий, куда входит картинка, символизирующая памятную дату, немного истории праздника, раздел «Расскажите детям», традиции праздника и «Как играть», также здесь могут быть домашние задания (совместный просмотр мультфильма, фильма, чтение в кругу семьи, какие вырезки, фотографии нужно принести и др.). Т.е. наши родители тоже вовлечены в «Новостную ленту», а значит, они вместе с нами проживают знаменательные и памятные даты.

Затем лента продолжается уже в группе, где дети имеют свой календарь, где отмечаются не только знаменательные даты и памятные дни, но и дни рождения детей, взрослых и этой группы праздники. Где-то дети в календарь приклеивают соответствующие картинки, где то рисуют символы. Большое значение придается насыщение РППС данному событию, а это говорится о том, что «Новостная лента» прослеживается по всей группе, она содержит иллюстративный материал, что-то дети делают своими руками, а это становится еще интереснее. Заинтересовавшись деталями, ребята задают вопросы, которые помогают в изучении и углублении данной темы. Н-р: «Синичкин день», в центре по ИЗО деятельности дети вывешивали свои рисунки, в познавательном центре появился альбом о разнообразии этих птиц, в центре ручного труда дети изготавливали съедобные кормушки для птиц, в приемной появилась выставка кормушек, в экологическом центре был оформлен контейнер по сбору корма для птиц и т.д.

Включая в деятельность с детьми «Новостную ленту» мы меняем и развиваем РППС.

В продолжении и раскрытии темы «Родной край» у нас оформлен стенд «Мой родной дом-мой поселок», где раскрыты блоки парциальной программы «Моя малая Родина».

В коридоре на 1 этаже представлен центр «Кемеровская область-Кузбасс». В этом центре дети подготовительной группы работают с картой Кемеровской области, где уже отмечен наш поселок Металлургов. Столица Кузбасса – Кемерово, Новокузнецк. А также те города, которые дети знают, где живут у них родственники, где они побывали. Знакомясь с картой мы знакомим детей и с гербами наших городов.

Одна из стен оформлена выставкой фото детей по временам года «День за днем …». На фото четко выражены признаки осени и дети в деятельности на прогулках. Данные фото делают воспитатели, выбирая интересные моменты.

Создание мини-музеев является одним из эффективныхинновационных подходов к созданию развивающей предметно- пространственной среды для детей дошкольного возраста. Мини-музей «Кукла в военной форме» и «Предметы войны» у нас начинает работать в марте месяце. В мини — музеях проводятся тематические занятия, экскурсии. «Встречи с интересными людьми», отмечаются календарные даты, связанные с темой мини-музея.

При создании развивающей предметно-пространственной среды в коридорах нашего учреждения мы руководствовались следующими принципами: новизны, доступности, динамичности, информативности, полифункциональности, безопасности.

Коридоры в детском саду – это важные помещения в учреждении, так как именно через них дети за руку с родителями проходят в свои группы. От того, как будут оформлены коридоры детского учреждения, зависит настроение не только дошколят, но и тех, кто в нем работает.

Наш педагогический коллектив не собирается останавливаться на

достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППСпродолжается, главнымикритериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Подготовила воспитатель МБДОУ «Металлурговскийдетский сад №1» комбинированного вида Аторкина Алёна Олеговна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год