Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Программа по саморазвитию «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»
Педагогика
Автор: Мелентьева Марина Александровна   
29.11.2023 05:55

Программа по саморазвитию «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»Программа по саморазвитию «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Теремок» комбинированного вида

Разработала воспитатель: Мелентьева М.А. г.о. г. Шахунья 2020-2023 г

1. Паспорт Программы

Название программы «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Автор-разработчик Воспитатель: Мелентьева Марина Александровна

Нормативный срок освоения программы с сентября 2021г. по май 2024г.

 

Скачать презентацию

Основания для разработки программы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26. 09. 2013г., №30038);
  5. Устав МБДОУ детского сада № 5 «Теремок» комбинированного вида от 12 августа 2015г.
  6. Изменения в Устав от 3 июня 2019 года.
  7. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности №0001160 от 10. 04. 2013г. бессрочная.
  8. Приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 10 апреля 2013года №217
  9. Программа разработана в соответствии с ФГОС Дошкольного Образования, с учетом основной образовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017г.)

Цель «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством

познавательно-исследовательской деятельности»

Задачи Для педагога

  1. Изучить научно- методическую литературу по теме;
  2. Разработать перспективный план взаимодействия с детьми и родителями;
  3. Организовать и провести вводную и итоговую диагностику по познавательному развитию детей раннего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.
  4. Продолжать пополнять РППС (центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами; картотеки по экспериментированию, иллюстративный и информационный материал по данной теме;
  5. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Для воспитанников

  1. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
  2. Формировать познавательные действия, становление сознания;
  3. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Взаимодействие с родителями

Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам познавательногоинтереса детей 4-5 лет с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской

деятельности»

Предполагаемые результаты Для педагога:

  1. Повысится профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задачпознавательного развития детей среднего возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»;
  2. Разработан перспективный план взаимодействия с детьми и родителями, картотеки по экперементированию, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;.
  3. Проведена вводная и итоговая диагностика по познавательному развитию детейсреднего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.
  4. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда дидактическими пособиями, иллюстративными и информационными материалами;
  5. Обобщен и транслирован накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Для воспитанников:

  1. Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов;
  2. Участвует в экспериментах, организуемых взрослым;
  3. Проявляет интерес к объектам окружающего мира, стремится с ними взаимодействовать.

Для родителей:

  1. Активизировано взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интересас окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»
  2. Пояснительная записка

Настоящая программа по саморазвитию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей, рассчитана на 3 года.

Данные компетенции реализуется с помощью:

  • развития представлений о своих профессиональных возможностях
  • своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей среднего возраста
  • освоения познавательной базы решения проблемы
  • расширения собственного профессионального образовательного пространства
  • активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Профессиональное саморазвитие проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

3. Актуальность выбранной темы

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с раннего возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно–исследовательская деятельность – это важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку она направлена на определение качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Исследовательская деятельность позволяет расширить практические знания детей о свойствах и отношениях объектов и предметах.

Одна из задач педагога в этом направлении — обеспечить комплексный подход к организации совместной образовательной деятельности, психолого-педагогических условий для поддержки самостоятельности ребенка и развития у него интереса к исследованиям, открытиям.

Благодаря позновательно-исследовательской деятельности ребенок находится в позиции исследователя и совместно с воспитателем ищет решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска обогащаются знания и представления детей о свойствах и качествах предметов и объектов, формируется умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Активизируются мыслительные процессы, развивается память и речь.

К тому же, очень ярко проявляется детская инициативность.

При реализации программы воспитанники будут вовлечены в деятельность, в процессе которой они получат возможность через личный опыт познать окружающий мир.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми среднего возраста, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития воспитанников, я определила цель и задачи Программыпо самообразованию.

4. Цель и задачи Программы

Цель: Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Задачи:

Для педагога

  1. Изучить научно- методическую литературу по теме;
  2. Разработать перспективный план взаимодействия с детьми и родителями;
  3. Организовать и провести вводную и итоговую диагностику по познавательному развитию детейсреднего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А;
  4. Продолжать пополнять РППС (центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами; картотеки по экспериментированию, иллюстративный и информационный материал по данной теме;
  5. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Для воспитанников

  1. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
  2. Формировать познавательные действия, становление сознания;
  3. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Взаимодействие с родителями

Активизировать взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской

деятельности»

Предполагаемые результаты

Для педагога:

Для педагога:

1. Повысится профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей с окружающим природным миром посредством

познавательно-исследовательской деятельности»

2. Разработан перспективный план взаимодействия с детьми и родителями, разработаныкартотеки по экпериментированию, подобраны иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;.

3. Проведена вводная и итоговая диагностика по познавательному развитию детейсреднего возраста: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.

4. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда дидактическими пособиями, иллюстративными и информационными материалами;

5. Обобщен и транслирован накопленный педагогический опыт среди педагогов ДОУ, на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Для воспитанников:

  1. Имеет начальные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях предметов;
  2. Участвует в экспериментах, организуемых взрослым;
  3. Проявляет интерес к объектам окружающего мира, стремится с ними взаимодействовать.

Для родителей:

1. Активизировано взаимодействие с родителями по вопросам познавательного интереса детей 4-5 лет с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»

1. Этапы реализации Программы

Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:

I этап –Организационный

Сроки: сентябрь 2021уч. г. — май 2024уч. г.

Задачи этапа:

  1. Изучить научно-методическую литературу и опыт других педагогов по теме: «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»
  2. разработать перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями;
  3. продолжать пополнить РППС (Центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами.

На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты), изучается научно-методическая литература, разрабатывается перспективный план по взаимодействию с детьми и родителями. Пополняется РППС (Центр «Вода и песок»: пособиями, атрибутами.

II этап – практический

Сроки: сентябрь 2021-май 2022уч. г, сентябрь 2022-май 2023уч. г

Задачи этапа:

1. реализовать перспективный планпо взаимодействию с детьми и родителями.

организовать и провести вводные диагностики по выявлению уровня развития познавательного интереса: «Педагогический мониторинг (диагностика) в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей». Афонькиной Ю.А.

2. продолжать пополнять РППС; разработать картотеки по экспериментированию, подобрать иллюстративный и информационный материал по данной теме.

3. активизировать взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе развития познавательного интереса у детей 4-5 лет с окружающим природным миром посредством

познавательно-исследовательской деятельности» обобщать и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, всероссийском уровнях и в сети Интернет.

На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме саморазвития. План включает комплекс различных форм саморазвития: изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентация педагогического опыта и др. Проводятся вводные и итоговые диагностики. По результатам, которых выявляется уровень развития познавательного интереса у детей 4-5 лет. Реализация перспективного плана по ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим природным миром посредством

познавательно-исследовательской деятельности»

Пополняется РППС; разработаны картотеки по экспериментированию: «Игры с песком», «Игры с водой», «Игры с камешками», «Игры с воздухом», подобраны иллюстративный и информационный материал по данной теме. Организовано взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе развития познавательного интереса у детей с окружающим природным миром посредством познавательно-исследовательской деятельности»

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий — обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой теме, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.

III этап – заключительный

Сроки: апрель –май 2023уч. г.

Задачи этапа:

  1. Провести сравнительные диагностики за 2021-2022уч. г и 2022-2023 уч. г.
  2. Обобщить опыт работы по теме «Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с окружающим природным миром посредством познавательно исследовательскойдеятельности»
  3. Определить перспективы дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе проводится обработка полученных результатов, их теоретическая значимость. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.

2. План деятельности по теме саморазвития

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год