Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наставничество как фактор профессионального роста педагогов ДОО
Педагогика
Автор: Соколова Татьяна Александровна, М.А. Пышненко   
29.11.2023 15:15

Наставничество как фактор профессионального роста педагогов ДООНаставничество как фактор профессионального роста педагогов ДОО

Описание опыта работы МАДОУ «ЦРР — Д/с № 8 «Аленушка» МР «Хангаласский улус»

2023 год объявлен президентом Российской Федерации В.В. Путиным Годом педагога и наставника. Современная система образования ориентирована на рост качества образования, и в решении этой приоритетной задачи педагогу отводится ключевая роль, поскольку именно его профессионализм и компетентность, общая культура и социальные знания во многом определяют качество образования.

Стратегическим направлением образовательной политикиявляется взращивание будущего педагога. Как показывает практика, у молодых педагогов на этапе вхождения в профессию возникают трудности. Молодой педагог сталкивается с проблемами в новом коллективе. Стремительные и радикальные изменения в содержании образования требуют от педагогов (в том числе имеющих большой стаж) изменений в профессиональной деятельности, что часто приводит к затруднениям. Проблемы педагога с большим стажем – некомфортное ощущение себя в мире новых образовательных и компьютерных технологий, кризис профессионального роста в ситуации профессионального выгорания. Таким образом, назрела необходимость возрождения института наставничества. Наставничество становится образовательным трендом современности, а организация наставничества через его разнообразные формы и виды –актуальным не только для молодых, но и опытных педагогов.

 

Цельданной практики ––повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов через организацию наставничества.

Задачи:

  • создание условий для повышения педагогической квалификации педагогов;
  • совершенствование профессионально значимых качеств личности;
  • социальное партнерство.

Новизна практики заключается в организации разнообразных форм наставничества как механизма повышения качества образования в ДОО через социальное партнерство с АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского – II», АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России». Отличием нашей практики является охват педагогов не только внутри одной ДОО, но и за ее пределами, что стало возможным благодаря статусу ресурсного центра «Института развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского -II».

Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики–повышение профессионального уровня и совершенствование профессионально значимых компетенций педагогических работников (руководителей) ДОО; снижение риска профессиональной дезадаптации педагогов, повышение уровня их мотивированности, саморазвития и самореализации; профессиональный рост.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №8 «Аленушка» МР «Хангаласский улус» является пилотной площадкой по внедрению проекта «Муниципальная модель организации работы с молодыми педагогами в Хангаласском улусе «Молодой педагог». Куратор проекта –Соколова Татьяна Александровна, старший воспитатель, которая руководит работой наставничества в ДОО улуса.

Нами разработано Положение о системе наставничества педагогических работников в ДОО, которое определяет реализацию комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению начинающих специалистов в педагогической профессии.

Разработана Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации. Приказом заведующей с письменного согласия работников утверждены наставнические пары наставников и наставляемых: Л.Ю. Пудова –Ю. П. Кондратьева., М.А.Пышненко–О.Е. Пышненко, О. В. Поздняк –О. Н. Ташкалова, К.А. Коробейникова–А. О. Степанова. Разработаны должностные инструкции, изданы приказы, заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам наставников. Педагогами разработаны индивидуальные планы работы наставников и наставляемых.

Мы рассматриваем наставничество как ключевую стратегию профессионального роста и наставника и наставляемого. Как показала практика, наставническая пара должна иметь прекрасный педагогический тандем, доказывающий, что наставник и наставляемый – этоне просто деловые отношения, а отношения, построенные на содружестве и поддержке, взаимовыручке и доверии. Создать доверие помогают безоценочность, недирективность, опора на опыт и сильные стороны каждого педагога, вера наставника в наставляемого.

В ДОО активноприменяются разнообразные формы наставничества педагогических работников: «педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент педагогического вуза/колледжа», «социальный партнер – педагогический работник образовательных организаций», «педагог – родитель». Формы наставничества в ДОО мы выбираем в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, профессиональных затруднений педагогов, запроса наставляемого и кадровых ресурсов. Они могут использоваться как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.

В своей практике мы используем следующие виды наставничества педагогических работников: виртуальное (дистанционное) наставничество, наставничество в группе, краткосрочное или целеполагающее наставничество, реверсивное, ситуативное, консультационное наставничество и традиционную форму «один на один».

Повышения качества образования, обеспечения условий для успешности каждого ребенка мы можем достичь только совместными усилиями, создавая единое образовательное пространство в тесном контакте с родителями и практикуя новые форматы их вовлеченности в образовательный процесс, используя возможности сетевого взаимодействия. Форма наставничества «педагог – родитель» способствует привлечению родителей к сотрудничеству с ДОО, оказанию им своевременной квалифицированной помощи: психолого-педагогической, консультационно-методической и др. по вопросам воспитания и обучения, развития, адаптации, интеграции детей в общество (родительские собрания, индивидуальные консультации, деловые игры, круглые столы, «Родительский университет», «Школа молодых родителей», адаптационная группа «Вместе с мамой», «День открытых дверей», «Образовательный фестиваль» и др). Для семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, семей, находящихся в социально-опасном положении, консультации проводят педагог-психолог, учитель-логопед и др. специалисты ДОО.

Проект «Наставничество как фактор профессионального роста педагогов ДОО» содействует развитию профессиональных компетенцийпедагогов, особенно молодых, не только нашей ДОО, но и коллег из других дошкольных организаций. Так, для молодых педагогов проводим улусные семинары-практикумы «Раннее развитие. Навыки XXI века», «Педагогическая мозаика молодого педагога — 2023». В январе 2023года наши опытные воспитатели: М. М. Измайлова, О.В. Поздняк, Л.Ю. Пудова, педагог-психолог Е.И. Болдыханова, музыкальный руководитель А.В. Павлова –прочитали лекции и провели мастер-классы для молодых воспитателей со стажем до 3 лет кустового методобъединения (ДОУ «Золотая рыбка», «Кэрэчээн», «Кыымчаан»), поделились опытом работы по методике проведения занятий по изодеятельности (лепке, аппликации, рисованию). В октябре текущего года инструктор по физической культуре С.В. Логинова провела для молодых педагогов улуса интеллектуально-развлекательную КВИЗ игру «Все в спорт!», посвященную памяти Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева и 100-летию физкультурного движения в Республике Саха (Якутия). В ходе игры молодые педагоги показали свою эрудицию, логику, смекалку, узнали много нового и интересного.

Педагоги-наставники оказывают своим наставляемым консультационную методическую помощь при прохождении аттестации иобучении в ВУЗ-ах. Студенты-заочники проходят педагогическую практику под руководством своих наставников.

В дошкольном учреждении 27% педагогов соответствуютзанимаемой должности, 10 % имеют первую, 63% – высшую квалификационную категорию. Высшее образование имеют 60 % педагогов. Обучаются в высших учебных заведениях 10% педагогов.

Центр развития ребенка «Аленушка» на протяжении многих лет является ресурсным центром АОУ ДПО РС (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского II». Педагоги ДОО являются лекторами на курсах повышения квалификации для педагогов и руководителей ДОО Республики Саха (Якутия) и Дальневосточного федерального округа, проводимых на базе нашей ДОО. Ежегодно увеличивается количество педагогов-лекторовИРОиПК, которые принимают участие в проведении теоретической и практической частей курсов повышения квалификации по актуальным и востребованным темам, таким, как «Компетентностный подход в условиях реализации профессионального стандарта педагога», «Системно-деятельностный подход к образованию в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»; «От стандарта дошкольного образования – к личности ребенка, педагога»; «Организация деятельности КМЦ на муниципальном уровне. Реализация регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»; «Менеджмент и маркетинг в образовании». Система подготовки педагогов требует постоянного совершенствования их профессионального уровня. Участие в курсах в роли слушателя или лектора способствует профессиональному росту педагогов.

Нашим социальным партнером по данному направлению является НИИ ДО «Воспитатели России», сотрудники которого проводят множество вебинаров на актуальные темы, организуют Всероссийские выездные школы сетевых инновационных площадок дошкольного образования. Мы рекомендуем педагогам прослушать вебинары, направляем их на курсы повышения квалификации, форумы, научно-практические конференции, организуемые социальными партнерами за пределами региона. За пределы региона выезжали О.И. Каскевич (г. Тольятти), Л. Ю. Пудова (гг. Уфа, Москва, Чеченская Республика), Е.И. Болдыханова (г. Казань), О. Е. Пышненко (г. Казань), М.А. Пышненко (г. Москва).

В период пандемии мы научились активно применять информационно-коммуникационные технологии, виртуальное (дистанционное) наставничество: проводили курсы повышения квалификации, наставники давали советы и консультации наставляемым в режиме онлайн на платформах Zoom, Телемост, скайп, Yotubeи других. Виртуальное наставничество позволяет нам использовать больше учебных ресурсов по востребованным темам, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для привлечения лекторов, экспертов и получения разнообразной информации, делая программу наставничества доступной для широкого круга лиц.

С 2020 года ЦРР «Аленушка» инициатором и организатором Ксендзовских педагогических чтений – площадки для обсуждения, осмысления и решения ключевых задач современного дошкольного образования, повышения профессиональных компетенций педагогов, методистов и руководителей. Тема I Ксендзовских чтений– «Педагог дошкольной образовательной органиизации — XXI». В 2022 году совместно с социальным партнером – АОУ ДПО РС (Я) «ИРОиПКим. С. Н. Донского II» – проведены педагогические чтения по теме «Современные тенденции развития дошкольного образования», на которых обсуждались актуальные вопросы и перспективные направления в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. В Ксендзовских педагогических чтениях принимали участие молодые и опытные педагоги, а также наставнические пары. Л. Ю. Пудовавыступила с докладом «Наставничество в профессиональном становлении молодого педагога» и подготовила к участию в чтениях молодого педагога Ю.П. Кондратьеву. Участие в педагогических чтениях наставнических пар дало новый рывок для развития не только для наставляемых молодых специалистов, но и для самих наставников.

В Год педагога и наставника на базе Октемской СОШ был проведен улусный конкурс профессионального мастерства «Я и мой наставник» среди наставнических пар, транслирующих лучшие практики наставничества. Абсолютными победителями – обладателями «Гран-при» конкурса – стали наши педагоги: наставник Л.Ю. Пудова и молодой педагог Ю.П. Кондратьева.

Практика наставничества Л.Ю. Пудовой высоко оценена ИРО и ПК РС (Я) и размещена в онлайн-галерее на сайте института.

Участника профессиональных конкурсов педагогического мастерства, представляющего наше дошкольное учреждение на уровне улуса, республики, готовит весь педагогический коллектив. Безусловно, ведущая роль отводится педагогам — наставникам. Подтверждение эффективности данной практики – результаты достижений педагогов за последние годыв конкурсах «Психолог года — 2017»; «Мастер педагогического труда — 2018»; «Воспитатель года – 2018, 2020, 2021, 2023», «Воспитатель года России – 2022».

С 2019 года, как молодые педагоги, так и наставники участвуют во Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» и становятся лауреатами в разных номинациях: «Лучший профессионал ОО» (Е. В. Березовская, Т.А. Соколова), «Лучший воспитатель ДОО» (О. И. Каскевич), «За верность профессии» (К. А. Коробейникова, А.В. Павлова), «Эффективный руководитель», «Путь в науке» (М. А. Пышненко), «Молодые профессионалы» (Р. Ц. Болдысова, О.Е. Пышненко), «Инклюзивное образование» (М. М. Измайлова).

Во многом благодаря продуманной и результативной наставнической работе ЦРР «Аленушка» имеет внушительные достижения. Мы гордимся тем, что наш детский сад неоднократно становился победителем республиканских конкурсов «Лучший сельский детский сад» (2017, 2022 гг.), победителем Международного фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей» в номинации «Вместе с родителями»: развитие коммуникативных способностей — 2022г; победителем Всероссийского фестиваля «Умка — 2021» среди воспитанников дошкольных учреждений, лауреатом Фонда президентских грантов, 2021г.»; лауреатом IV Всероссийского конкурса «100 лучших садов России — 2020» в номинации «За высокое качество дошкольных образовательных услуг»; дипломантом 1 степени Всероссийского конкурса МП РФ «Лучшие практики» в номинации «Лучшая модель (практика) управления дошкольной образовательной организацией: развитие предметно-пространственной среды», 2019г.; лауреатом III Всероссийского конкурса «100 лучших садов России – 2019» в номинации «Лучший муниципальный детский сад России»; ансамбль скрипачей признан «Лучшим оркестровым коллективомреспубликанского проекта «Музыка для всех» (2018 и 2022гг.) и мн. др.

В чем практическая значимость и новизна нашей практики? Преимущества, которые получают ДОО, организуя наставничество, очевидны. Однако недооценка роли и возможностей наставничества в процессе развития педагогов приводит к тому, что многие рассматривают его лишь как инструмент обучения молодых педагогов. По нашему мнению, наставничество является формой профессионального роста и наставника, и наставляемого. Через разные формы и виды наставничества мы, несомненно, содействуем повышению профессионального роста и мастерства педагогов, в конечном счете – повышению качества образования.

Опыт реализации данной практики распространен и признан коллегами на всероссийском уровне. М.А. Пышненкои Т.А. Соколова – дипломанты, Л.Ю. Пудова– участникВсероссийского конкурса лучших практик наставничества -2022г., что позволяет нам с уверенностью говорить об эффективности практики наставничества в нашей дошкольной организации. Сопровождение наставниками молодых педагоговпозволяет максимально индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов, снижает риск профессиональной дезадаптации, повышает уровень их мотивированности, саморазвития и самореализации. Совершенствование профессионально значимых компетенций и профессиональный рост педагогов и руководителей ДОО, несомненно, напрямую влияет на качество дошкольного образования. Таким образом, система непрерывного наставничества в МАДОУ «ЦРР — Д/с № 8 «Аленушка» МР «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) является ключевым условием обеспечения качества образования.

М.А. Пышненко, заведующая МАДОУ «ЦРР — Д/с № 8 «Аленушка»

Т.А. Соколова, старший воспитатель

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год