Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Особенности работы с гиперактивными детьмив группах ДОУ»
Педагогика
Автор: Бикметова Евгения Владимировна   
24.11.2023 17:24

Консультация для воспитателей «Особенности работы с гиперактивными детьми в группах ДОУ»Консультация для воспитателей «Особенности работы с гиперактивными детьмив группах ДОУ»

Бикметова Евгения Владимировна ГБОУ Школа № 1018 ДО№ 2 (Чоботовская ул., д.7)

ВВЕДЕНИЕ:

Активный — от латинского «асtivus» — деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого «Нурег» — над, сверху — указывает на превышение нормы.

Проблема гиперактивности детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема становится все более значимой, т.к. по данным исследования количество детей с диагнозом Гиперактивность и СДВГежегодно увеличивается. Гиперактивные дети обладают неукротимой энергией: они постоянно двигаются и являются центром организации всех шумных забав; на занятиях разговаривают и отвлекают других детей; в детском коллективе такие дети вступают в конфликтные ситуации со сверстниками, а на замечания взрослых не реагируют. Для того чтобы продуктивно организовать и реализовать работу с гиперактивными детьми, педагог-воспитатель должен знать, что такое «Гиперактивность» и «СДВГ». Эти два понятия различаются друг от друга.

 

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) – трактуется как неврологическо-поведенческое расстройство развития ребёнка, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция, то есть нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга.

Причины появления СДВГ

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения и подразделяют на 3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

1. Биологические факторы:

  • Осложнения во время беременности (гипоксия плода, недоношенность и переношенность; внутриутробная гипотрофия;
  • наследственные предрасположенности (употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение).

2. Генетические фактор: врожденные отклонения от нормы

3. Психосоциальные факторы

  • ненадлежащие условия воспитания в семье (алкоголизм родителей, тяжелые разногласия между родителями)

4. Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими) — экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

Гиперактивность – это поведенческое расстройство, которое характеризуется повышенной активностью и возбудимостью человека. Это состояние, как правило, не требует какого-либо медицинского вмешательства. Дети данной категории, чаще всего, по своему темпераменту являются холериками. Одной из причин гиперактивности может быть ошибки семейного воспитания, либо чрезмерная опека или отсутствие системы единых требований и запретов к ребёнку. Это не заболевание, не ярлык, который навешивается на ребенка. Это сигнал к тому, что такие дети – особенные и требует особого подхода.

Наиболее заметными, проблемы становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Появление такого ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он попадает в коллектив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля. Гиперактивный ребёнок мешает организованной деятельности в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Педагоги, как правило, не в силах справиться с такими детьми, а большинство родителей не понимают активного поведения своих детей. Вместе с тем, проблема остается. Контакт с такими детьми, во многом зависит от стратегии и тактики воспитателя, умения применять в своей работе рекомендации по работе с подобными детьми.

Качества, которые присущи гиперактивным детям:

  • они суетливы;
  • не слушают, когда к ним обращаются;
  • часто бывают болтливы;
  • начинают отвечать, не дослушав вопроса или постоянно перебивают;
  • плохо сосредотачивают внимание;
  • часто беспричинно двигают кистями рук, барабанят пальцами, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются и крутятся;
  • они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т.п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели;
  • такие дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они всегда нацелены на движение;
  • не могут контролировать и регулировать свои действия;
  • вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже без видимой причины;
  • важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь могут выскочить на дорогу перед движущимся автомобилем, могут прыгнуть с любой высоты, и т.п.;
  • обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы.

Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход. У таких детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу и одобрение.

КАК РАБОТАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ

Гиперактивные дети очень импульсивны, их неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд сосчитайте до 5 и только тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости и сможете лучше понять ребёнка, который нуждается в вашей поддержке.

Перед педагогами стоит задача: создание комфортабельных условий и необходимой среды для продуктивного гиперактивного развития ребёнка. Ни в коем случае нельзя подавлять двигательную активность у гиперактивного ребёнка, так как движение можно рассматривать в качестве защитного механизма, именно, благодаря гипервентиляции в процессе движения, восстанавливаются связи между структурами мозга.

  • Воспитатели дошкольного учреждения должны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
  • Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 15-30 минут, то гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесёт. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: дать порисовать, собрать пазлы и т.д.
  • В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивным детям очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха. Дети получат удовольствие от выполнения задания, и как следствие — у них повысится самооценка.
  • В структуру занятий с такими детьми обязательно включать физминутки; использовать элементы игры и соревнования; дробить большое задание на составные части и при этом осуществлять постоянный контроль; инструкции давать кратко и конкретно.
  • Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.
  • Многие дети с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся.
  • При игре с гиперактивными детьми надо учитывать их особенности а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции, трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводить на коллективные игры.
  • Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант».
  • Следуя личностно-ориентированному подходу, педагог-воспитатель организует процесс воспитания на положительных эмоциях, последовательно и логически обоснованно.

Правила поведения педагога с гиперактивными детьми

  • «не замечать» мелкие шалости;
  • сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с такими детьми;
  • сажать за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
  • давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у гиперактивного ребенка?

  1. Не опекать чрезмерно такого ребенка.
  2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня.
  3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать.
  4. Ребенок должен иметь возможность высказывать собственные пожелания.
  5. Повторять обговоренный режим изо дня в день.
  6. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер, который необходимо установить заблаговременно до какого-либо задания (ребенок привыкает работать, планируя свои действия).
  7. Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гиперактивность — это поведенческое расстройство. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.

Гиперактивные дети имеют нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его.

Педагогам-воспитателям ДОУ необходимо с самого начала строить взаимоотношения с гиперактивными детьми на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год