Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья для педагогов из опыта работы «Кинезиологические упражнения, как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»
Педагогика
Автор: Бикметова Евгения Владимировна   
24.11.2023 17:08

Статья для педагогов из опыта работы «Кинезиологические упражнения, как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»Статья для педагогов из опыта работы «Кинезиологические упражнения, как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»

Воспитатель: Бикметова Евгения Владимировна

К сожалениюв наше время в дошкольных учреждениях с каждым годом становится все больше детей с диагнозом ОВЗ, а одной изважных проблем современного образования остаетсяпроблема повышения эффективности коррекционно-образовательногопроцесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченнымивозможностями здоровья. На данный момент одним из эффективным психолого-педагогическим условием развития и коррекции в работе с детьми с ограничением в развитии стал кинезиологический подход. Новизна опыта состоит в применении комплексного подхода вкоррекции познавательно-речевого развития у дошкольников с ОВЗ черезметоды кинезиологии.

 

Большинство детей с ОВЗ испытывают трудности в ориентировании во времени ипространстве, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, имеется недоразвитие мелкой моторики. Как показала практика, используя кинезиологические упражнения в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем удетей с ОВЗ межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию, что приводит к стимулирующей активности головногомозга и позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание и сосредотачиваться, наблюдая за предметами и явлениями во круг себя и У детей укрепляется здоровье и развивается ум, а это необходимое условие для поддержки работы мозга в активном состоянии.

Кинезиологические упражнения делятся на четыре группы, каждая из которые ориентирована на свои части тела и мыслительные процессы:

  • «Срединные упражнения» — включает упражнения, пересекающие среднюю линиютела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения».
  • «Энергетические упражнения» — энергетические упражнения способствуют улучшению моторных навыков, что особенно важно для детей ОВЗ. Упражнения обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протеканиянервных процессов между клетками и группами нервных клеток головногомозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связилимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и переднихотделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.
  • «Растягивающие упражнения» -Эти упражненияснимают напряжение с мышц и сухожилий тела. Когда мышцы

растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательнойработе. На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуютсвязи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного

мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, этиупражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации дляписьменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способностивыражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

  • «Углубления положения» — Включает упражнения, повышающие позитивноеотношение. Направлены на компенсацию таких последствий стресса как импульсивность и растерянность, что часто встречается у детей с ОВЗ. Упражнения помогают развитию способностей к самоконтролю, самоуспокоению, взаимодействию с окружающими. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы ворганизме, помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Полезный результат — повышается способность к организованнойдеятельности, активизируется работа памяти, учебных навыков.

Применятькинезиологические упражнения можно во время утренней гимнастики или гимнастикиперед началом образовательной деятельности. Эффективны эти упражнения в качестве динамической и физкультурной паузына занятии. Такие упражнения предполагают, как немедленный, так и

накопительный эффект, а так же они оптимизируют психоэмоциональное состояния детей.

Плюсы использования в работе кинезиологических упражнений:

  • оптимизируютсяобразовательный процесс;
  • снижается утомляемость детей;
  • при использовании кинезиологических упражнений повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность;
  • улучшается мыслительная деятельность детей;
  • повышается уровень развития речи, памяти, внимания, пространственных представлений, зрительно-моторной координации;
  • совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы;
  • повышается уровень эмоциональногоблагополучия ребёнка;
  • расширяется круг общения детей, создаётся общность интересовмежду дошкольниками;
  • активизируются познавательные интересы;
  • одним из существенных плюсов является то, что данные методы не требуют материальных затрат, удобны в применении.

Чтобы достигнуть наибольших результатов в коррекционно-образовательномпроцессес использованием кинезиологиинеобходимо соблюдать определённые условия:

  • систематичность выполнения кинезиологических упражнений;
  • постепенное увеличение темпа и сложности;
  • точность выполнения движений и приёмов.

В заключение хочу добавить, кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. В ходе такого педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательную средупроисходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых иличностных качеств, что способствует формированию их социальной активности вобществе.

По данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиологияпризвана оживить, оптимизировать процесс обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год