Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья для педагогов из опыта работы «Кинезиологические упражнения, как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»
Педагогика
Автор: Бикметова Евгения Владимировна   
24.11.2023 17:08

Статья для педагогов из опыта работы «Кинезиологические упражнения, как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»Статья для педагогов из опыта работы «Кинезиологические упражнения, как эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ»

Воспитатель: Бикметова Евгения Владимировна

К сожалениюв наше время в дошкольных учреждениях с каждым годом становится все больше детей с диагнозом ОВЗ, а одной изважных проблем современного образования остаетсяпроблема повышения эффективности коррекционно-образовательногопроцесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченнымивозможностями здоровья. На данный момент одним из эффективным психолого-педагогическим условием развития и коррекции в работе с детьми с ограничением в развитии стал кинезиологический подход. Новизна опыта состоит в применении комплексного подхода вкоррекции познавательно-речевого развития у дошкольников с ОВЗ черезметоды кинезиологии.

 

Большинство детей с ОВЗ испытывают трудности в ориентировании во времени ипространстве, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, имеется недоразвитие мелкой моторики. Как показала практика, используя кинезиологические упражнения в коррекционно-образовательном процессе, мы развиваем удетей с ОВЗ межполушарное взаимодействие, психические процессы, зрительно-моторную координацию, что приводит к стимулирующей активности головногомозга и позволяет ребёнку дольше удерживать своё внимание и сосредотачиваться, наблюдая за предметами и явлениями во круг себя и У детей укрепляется здоровье и развивается ум, а это необходимое условие для поддержки работы мозга в активном состоянии.

Кинезиологические упражнения делятся на четыре группы, каждая из которые ориентирована на свои части тела и мыслительные процессы:

  • «Срединные упражнения» — включает упражнения, пересекающие среднюю линиютела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения».
  • «Энергетические упражнения» — энергетические упражнения способствуют улучшению моторных навыков, что особенно важно для детей ОВЗ. Упражнения обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протеканиянервных процессов между клетками и группами нервных клеток головногомозга. На уровне работы мозга эти упражнения способствуют связилимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции, и переднихотделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.
  • «Растягивающие упражнения» -Эти упражненияснимают напряжение с мышц и сухожилий тела. Когда мышцы

растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательнойработе. На уровне работы головного мозга эти упражнения способствуютсвязи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса, и передних отделов головного

мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, этиупражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Полезный результат: улучшение внимания, моторной координации дляписьменной работы, увеличение фокуса и концентрации без напряжения, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способностивыражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

  • «Углубления положения» — Включает упражнения, повышающие позитивноеотношение. Направлены на компенсацию таких последствий стресса как импульсивность и растерянность, что часто встречается у детей с ОВЗ. Упражнения помогают развитию способностей к самоконтролю, самоуспокоению, взаимодействию с окружающими. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы ворганизме, помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. Полезный результат — повышается способность к организованнойдеятельности, активизируется работа памяти, учебных навыков.

Применятькинезиологические упражнения можно во время утренней гимнастики или гимнастикиперед началом образовательной деятельности. Эффективны эти упражнения в качестве динамической и физкультурной паузына занятии. Такие упражнения предполагают, как немедленный, так и

накопительный эффект, а так же они оптимизируют психоэмоциональное состояния детей.

Плюсы использования в работе кинезиологических упражнений:

  • оптимизируютсяобразовательный процесс;
  • снижается утомляемость детей;
  • при использовании кинезиологических упражнений повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность;
  • улучшается мыслительная деятельность детей;
  • повышается уровень развития речи, памяти, внимания, пространственных представлений, зрительно-моторной координации;
  • совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы;
  • повышается уровень эмоциональногоблагополучия ребёнка;
  • расширяется круг общения детей, создаётся общность интересовмежду дошкольниками;
  • активизируются познавательные интересы;
  • одним из существенных плюсов является то, что данные методы не требуют материальных затрат, удобны в применении.

Чтобы достигнуть наибольших результатов в коррекционно-образовательномпроцессес использованием кинезиологиинеобходимо соблюдать определённые условия:

  • систематичность выполнения кинезиологических упражнений;
  • постепенное увеличение темпа и сложности;
  • точность выполнения движений и приёмов.

В заключение хочу добавить, кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют выявить и развить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга, активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует коррекции проблем в различных областях психики. В ходе такого педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательную средупроисходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых иличностных качеств, что способствует формированию их социальной активности вобществе.

По данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение. Образовательная кинезиологияпризвана оживить, оптимизировать процесс обучения, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год