Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая находка «Модель трех вопросов»
Педагогика
Автор: Вилькушевская Людмила Ивановна   
17.10.2023 14:56

Педагогическая находка «Модель трех вопросов»Педагогическая находка «Модель трех вопросов»

МДОУ ДС N249 УКМО Воспитатель 1 квалификационной категории Вилькушевская Людмила Ивановна «О, сколько их на полях!

Но каждый цветёт по-своему

В этом высший подвиг цветка!» Мацуо Басё

Это замечательные слова великого японского поэта о цветах. И я не случайно начала именно с него.

Детей часто сравнивают с цветами. И одни, и другие красивы, нежны, трогательны, им нужна забота, ласка, любовь. В своей работе я окружаю детей этой заботой, создавая маленький уютный мир, где им комфортно и спокойно.

Но дети растут и важно, чтобы ребёнок был готов к жизни, чтобы уверенно чувствовал себя в социальном мире, умел управлять своим поведением.

 

Скачать конспект

Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скуднои, дети предпочитают гаджеты живому общению. Мне очень хотелось, что то изменить в этой ситуации.

Изучив методические разработки Лидии Васильевны Свирской, я заинтересовалась «Моделью Трех вопросов». Благодаря даннои модели педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации.

Суть этой образовательнои технологии заключается в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

«Что знаем?» Ответы детей на первый вопрос позволяют мне определить представления детей по теме,

«Что хотим узнать?» — второй вопрос помогает определить их желания,

«как узнать?» А третий спланировать деятельность не только каждого ребёнка, но и всей группы.

Таким образом, использование даннои модели имеет плюсы для каждого субъекта образовательных отношении:

- Дети учатся выражать свои мысли и высказываться, слушать и слышать друг друга, планировать собственную деятельность.

- Родители не только узнают о интересах своего ребёнка, но и имеют возможность подключиться, оказав посильную помощь.

- педагоги планируют деятельность и деятельность детей, исходя из их базовых знаний и интересов.

Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Планирование. З Реализация проекта.
  3. Завершение проекта с дальнейшей презентацией. 1-й этап — выбор темы

Следуя пунктам в создании проекта, посредством модели трех вопросов, я начинаю работу с детьми с плана, то есть с Утреннего сбора, во время которого формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация, удовлетворяются интересы и потребности ребёнка, запросы родителей Воспитатель здесь инициатор.

Роль ребёнка на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2-й этап — планирование

Я, помогая в решении данных задач, задаю детям вопросы, инициируя общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают. По мере того, как дети отвечают на вопрос, фиксирую их ответы на большом листе бумаги.

Например: наша тема: «Народные промыслы»

Задаю вопрос: «Что мы знаем?» — ответы фиксирую в таблицу

Затем задаю вопрос «Что мы ещё хотим узнать о народных промыслах?»

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что сделать, чтобы знать?

*Вадим:    Посуда красивая, я думаю, из неё не едят, а любуются ею.

*               Что такое «роспись»?

*               Когда люди придумали расписывать игрушки и пос д о ами?

Прочитать в книгах умных.

*Слава: у меня дома есть красивая    игрушка матрёшка. Она украшает комнату и стоит на столике.

* Почему  матрёшки разные?

*Гдеделают       эти красивые игрушки?

* Беседы с взрослыми в детском саду. * Посмотреть по телевизору.

*Арсений: Эти красивые цветы на исовали люди.

*Кто же рисует такие необычные цветы?

*Спросить одителеи.

*Миша: игрушки делали из глины или из дерева

*Какие ещё народные игрушки изготавливают? * Где берут глину для игрушек?

*В Интернете узнать. * Может быть в энциклопедиях.

Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам наити ответы на наши вопросы?» что нужно сделать, чтобы узнать?

Позже мы придумали с детьми символы сбора информации в картинках.

Заполненную таблицу размещаем в приёмной в виде информационного стенда «Почемучка», там, где её хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжают разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги, телепередачи, познавательные мультфильмы. Таким простым способом, родители станут участниками образовательного процесса.

В идеале так выглядит данная модель, но внедряя её в практику, я пришла к выводу, что «сухое» применение этого метода приводит к снижению интереса у детей. И вот какой выход с данной ситуации я нашла.

Для постоянной поддержки детской мотивации я продумала организационный момент для проведения утреннего круга: место, время, сигнал о сборе. Так, я провожу его в пятницу во второй половине дня в группе. А началось все с создания ситуации. К детям в гости пришёл ёжик, который хотел, узнать, чем дети занимаются в детском саду. Дети начали рассказывать наперебой ёжику о делах группы, но так как обо всем сразу рассказать невозможно, было принято решение оставить ёжика в группе. Так появилась традиция: ёжик, с помощью песенки сообщал о начале сбора, на котором дети рассказывали ежу: что знают, что хотят узнать, что сделают, чтобы об этом узнать по теме недели. Так как детям хотелось говорить всем, и сразу решили установить правила:

  1. Говорим по одному и по часовой стрелке.
  2. Не перебиваем друг друга.

З. Внимательно выслушивает ответы друг друга.

4. Говорит только тот, у кого в руках наш друг- ёжик

В дальнейшем ёжик стал почётным слушателем, дети придумали ему звание «Учёный ёж», теперь он является не только сигналом для начала сбора, но и моим помощником

3-й этап — реализация проекта

Следующим шагом является создание условий для осуществления задач, поставленных самими детьми. На данном этапе важно правильно организовать развивающую среду, используя «Паутинку», в которой отражаются виды деятельности, направленные на реализацию проекта учитывая возрастные особенности детеи.

И заключительный, 4-й этап — это завершение проекта

Анализируем проделанную работу, собранную информацию родителей и детей.

Дети представляют продукт своих исследований, приготовленных совместно с родителями.

Из выступления Святослава дети узнали о Русских Матрёшках

Тимофей рассказал о городецкой росписи

Вадим поделился своей информацией о посуде с изображением хохломской росписи

Арсений познакомил детей с писанками

Семья Михаила изготовили несколько игрушек, и собрала информацию о дымковской игрушке,

Конечный продукт нашей совместной работы: воспитатель — дети — родители это лэпбук, который будет использоваться при планировании дальнейшей работы с детьми.

Наполняемость лэпбука осуществлялась мной и исследованиями родителей и детей, и по мере необходимости пополняется.

Достоинства образовательной технологии

«Модель трех вопросов»

  • возможность самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач
  • возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя
  • возможность развивать волевые качества, навыки партнёрского взаимодействия.

Благодаря проведённой работе дети научились грамотно и разнообразно планировать свою деятельность, что способствует познанию окружающего мира, даёт возможность делать свои открытия и достижения самостоятельно, а также получать и распространять информацию.

В завершении нашей встречи я хочу рассказать притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своеи истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.

Использовать или не использовать модель 3-х вопросов, решать только вам, дорогие коллеги! От нашего мастерства зависит то, каким «выпорхнет» ребёнок из детского сада: и я верю, он будет инициативным, мыслящим и любознательным! Все в наших руках!

Всем спасибо и благодарю за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год