Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«С Эминолькой по следам людей Красного яра»
Педагогика
Автор: Лукинова Татьяна Федоровна   
17.10.2023 08:51

«С Эминолькой по следам людей Красного яра»«С Эминолькой по следам людей Красного яра»

Красноярский краевой Дворец пионеров летом 2023 года в пятый раз реализовал общеразвивающую программу, направленную на развитие личностного потенциала детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В предлагаемой автором статье описывается практика «С Эминолькой по следам людей Красного яра». Пять лет отделяет наш любимый город от 400-летнего юбилея. Как строился и развивался Красноярск в разные исторические периоды? Какую роль в становлении сыграли первые казачьи поселенцы? Что привнесли в жизнь предки и родители ребят, участников летней программы? Каким видим мы город в ближайшем десятилетии? Эти важные вопросы стали содержательным контуром в подборе исторических материалов и фактов. Названные ключевые темы легли в основу формирования собственного эмоционального отношения к тем или иным явлениям, культурным феноменам, проблемам. Детям предлагались проектные, исследовательские задания, выполнение которых также обеспечивало возникновение эмоций, а их использование, рефлексия, способствовали становлению способов целенаправленного управления.

 

Центральным элементом образовательной программы является вымышленный персонаж Эминолька. Это имя появилось от слов «Эмоциональный интеллект». Эминолька позиционирует себя как друг ребят, помогающий учиться распознавать собственные эмоции, управлять ими, выстраивать продуктивные отношения с другими людьми. Он помощник, носитель значимых знаний и способов саморегуляции, которыми дети исходно не владеют. Он готов помогать ребятам учиться понимать себя и других, взаимодействовать в коллективе, вместе решать важные задачи и добиваться желаемого результата. Содержательная и технологическая вариативность программы представляла собой следующую структуру дня:

- Утренняя установка: происходило обозначение базовых задач дня; обсуждение с «Эминолькой», а фактически – с педагогом, ведущим мероприятие, значимых вопросов по теме дня, в том числе в сценической форме. Озвучивались задачи для работы мастерских.

- Работа мастерских (основная часть деятельности в течение дня): обучающиеся решали базовые задачи дня по работе с собственными эмоциями и эмоциями других людей либосредствами того вида деятельности, которому посвящена мастерская, либо в рамках создания базового продукта, свойственного этому виду деятельности и при этом содержательно связанному с темой модуля. Обучающимся были предложены занятия в мастерских: «Музыкальные инструменты», «Мастерская Эмоций», «Мастерская рисунка», «Мастерская народные игры». На занятиях использовались методические пособия: игровой комплект «Палитра эмоций», рабочие тетради «Обо мне и для меня» 6+; «Обо мне и для меня» 7-8 лет, «Обо мне и для меня» 8-9 лет.

- Ежедневная рефлексия: обучающиеся отвечают на вопросы, позволяющие зафиксировать наиболее значимые единицы опыта, полученного в течение прошедшего дня. Это распознавание собственных эмоций, их источников; волевых усилий; построения продуктивного взаимодействия с другим человеком на основе взаимного понимания и принятия эмоций.

- Домашнее задание: выполнение упражнений в "рабочих тетрадях" по развитию эмоционального интеллекта, работа с творческими продуктами за пределами основного учебного времени, дома, в ряде случаев с участием родителей.

Организация ключевых этапов программы оформлена в форме сказов.

Сказ первый: «Острожное становление. Казак Афонька и его други». С историческим прошлым Красноярска ребята познакомились через общение с героем книги Красноярского автора К.В. Богдановича «Люди Красного яра» — Афонькой Моисеевым. Погружение в период острожного становления продолжилось в Красноярском краевом краеведческом музее. Во время посещения ребята строили модель острога, надевали на себя кольчугу и шлем воина, держали в руках монеты XVII века. Захватывающие рассказы гида, интерактивные действия ребят получили яркий эмоциональный отклик во время рефлексии.

Следующей содержательной темой стал второй Сказ: «Моя семья на Енисее.

Фамильное древо рода». Истории семей в истории Красноярска: связь между процессами развития малой Родины и судьбами родителей, обучающихся; демонстрация того, как человек желает преобразить к лучшему пространство своей жизни. Во время данного содержательного этапа дети побывали в музее «Площадь мира» на встрече с архитектурным дизайнером. Обсуждали тему дворовых детских площадок и осуществляли конструирование из подручных материалов новой детской площадки, интересной и удобной не только детям, но и родителям. Ведь это самое понятное место для детей данного возраста.

Завершающий Сказ: «Я и Красноярск – 33 – заглянем в будущее, что будет через 10 лет?» Возможное будущее Красноярска ко времени юношества обучающихся: пожелания и прогнозы. Эта тема также нашла отражение в практической работе детей по созданию коллажей тех мест в городе, которых, по мнению ребят, сегодня не хватает.

Стоит описать механизм, одновременно организовывавший продвижение обучающихся в рамках реализации практики, и выступавший важным фактором мотивации их к этому продвижению. Достижения участников фиксировались в виде условных денежных единиц-монет, получаемых по результатам сделанного. С первого дня реализации программы все участники получили личные «чековые книжки». За каждое весомое достижение в ходе занятий, вне зависимости от конкретного характера этого достижения, на чековую книжку начислялись игровые денежные единицы. Такой приём в значительной степени мотивировал активность обучающихся во всех направлениях и аспектах работы, а также позволял им понимать, что их собственные интересы, идеи, в целом чувства, могут оказаться важными для других людей. Накануне итогового презентационно-рефлексивного символического мероприятия, включавшего в себя игровую «ярмарку», все «чековые книжки» были закрыты, каждому ученику выданы "денежные знаки", на которые затем приобретались покупки.

Важным направлением в реализации программы, являлась работа с родителями обучающихся. Их роль заключалась в наставничестве при подготовке эссе по истории семьи и при разработке родословных древ. Благодаря, такому взаимодействию, удалось «совершить обратный разворот- понять то, что даёт человеку родовая память, и увидеть в ней ресурс, помогающий жить в современном мире».

Результатами реализации практики педагоги отмечают сформированность у обучающихся умения называть и отличать эмоции свои и других, объяснять причины появления тех или иных эмоций, а также использовать способы управления эмоциями. Перечисленные результаты получены за счёт специального конструирования ситуаций, когда необходимо принимать значимое решение в отношении сложноорганизованного культурного материала. В результате обучающиеся одновременно осваивают опыт реализации эмоций, управления ими и соотнесения их с культурной нормой. Знакомиться с историей своей малой Родины может быть познавательным и увлекательным делом и вызывает яркую палитру эмоций!

Автор статьи: Лукинова Т.Ф. — руководитель общеразвивающей программы «С Эминолькой по следам людей Красного яра», педагог-организатор, почетный работник общего образования РФ.

Педагоги участвующие в реализации практики:

  • Скитикина Н.И. — педагог дополнительного образования, Почетный работник общего образования РФ, педагог Мастерской «Музыкальные инструменты»;
  • Елисеева А.А. – педагог Мастерской Рисунка;
  • Гагарина Мария Владимировна психолог – педагог Мастерской Эмоциональный интеллект.

Список используемой литературы:

  1. Дворецкая, И.А. Обо мне и для меня: пособие для детей 6-7 лет / И.А. Дворецкая, Н.Е. Рычка. — М.: Дрофа, 2019.
  2. Дворецкая, И.А. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6-7 лет: методическое пособие / И. А. Дворецкая, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка — М.: Дрофа, 2014. — 146 с.
  3. Елизарова М.В., Лукинова Т.Ф., Скитикина Н.И. Пространство социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста: опыт построения в рамках конкретной образовательной программы. // Красноярское образование: вектор развития. № 1 (5). 2022. – С. 76-80.
  4. Макарчук А.В. Обо мне и для меня: рабочая тетрадь для детей 7-8 лет / А.В. Макарчук, Н.Е. Рычкова, О.В. Хухлаева. — М: Дрофа, 2019, 61 с.
  5. Макарчук А.В. Обо мне и для меня: рабочая тетрадь для детей 8-9 лет / А.В. Макарчук, Н.Е. Рычкова, О.В. Хухлаева. — М.: Дрофа, 2019, 61 с.
  6. Развитие личностного потенциала на занятиях. Учебное пособие / Иоффе А.Н., Бычкова Л. В. М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2021. 280 с.
  7. Сергиенко Е.С., Ветрова И.И. Тест Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSGEIT v.2. 0), русскоязычная версия. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 88 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год