Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
Педагогика
Автор: Головизнина Надежда Сергеевна Козлова Елена Николаевна   
23.08.2023 06:53

«Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)«Использование метода интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Рисование интеллект-карты — необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. В ходе составления данных карт ребёнок учится сам определять ключевые понятия, делает выбор, какие образы будут наиболее подходящими, где лучше разместить, какие цвета использовать, высказывает своё мнение, рассуждает, творчески воспроизводит информацию, содержащуюся в интеллект-карте, самостоятельно составляя по ней рассказ.

Скачать конспект

Использование интеллект-карты создаёт условия для реализации детской инициативы на разных этапах её изготовления и в разных видах деятельности детей. Мы используем данные карты в образовательной деятельности с детьми для:

  • изучения нового материала, например, интеллект – карта на тему «Осень». В центре листа размещаем основную тему, выполняем в виде рисунка осеннего дерева. Далее рисуем ветви (к углам листа, каждая своим цветом). На каждой ветви пишем слово ассоциацию или добавляем слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Далее мы выделяем путем рассуждений основные разделы данной темы:
  1. Человек осенью (например, люди меняют одежду, собирают урожай).
  2. Перелетные птицы (например, наступают холода и птицы, спасаясь от морозов, улетают в теплые края. Это-соловей, жаворонок, ласточка и др.).
  3. Признаки осени (например, на деревьях начинают желтеть листочки, дуют холодные ветра, желтеет трава, идет дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, дни короче, ночи длиннее, солнце светит мало, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем).
  4. Животные и насекомые (например, насекомые исчезают, прячутся; еж, медведь впадают в спячку; лисы шубку меняют на тёплую и пушистую; заяц и белка линяют, у зайца вместо серой вырастает белая шёрстка, а у белки вместо рыжей вырастает серая шерстка).
  5. Осенние дары (например, осенью собирают грибы, орехи, фрукты, овощи).

Затем работаем с каждой ветвью.

С помощью, выбранных картинок, дети создают интеллектуальную карту. По карте дети составляют рассказ об осени.

  • для закрепления и обобщения темы недели, например, интеллект – карта на тему «Фрукты». В центре карты мы разметили картинку — корзину с фруктами. Далее вспомнили с детьми, какие бывают фрукты: груша, яблоко, банан, апельсин и т.д. и разместили их карте. Затем каждый фрукт характеризуем по следующим признакам: форма, цвет, вкус, что можно приготовить из фрукта.
  • для организации проектной деятельности с детьми.

В рамках организации проекта на тему «Почему нельзя есть снег?», в ходе реализации разных этапов проекта составили две интеллект-карты.

Интеллект – карты № 1: «Снег – это хорошо!» и «Снег – это плохо!».

Сначала мы с детьми выбрали картинку представляющую снег (снежинка), поместили ее в центре листа. Далее нарисовали от снежинки стрелки (ветви) красного или синего цвета. Если «снег — это хорошо!», обозначаем линией синего цвета. Дети рассуждали и называли: снег – это игры в снежки, лепка снеговика, рисование на снегу, лепка снежных куличиков для игры «Магазин», «Семья»; полив растений талой водой; снег – источник воды для птиц, животных; защита почвы, защита деревьев от холода, укрытие животных от замерзания.

Если «снег – это плохо!», обозначаем линией красного цвета. Дети называли признаки: холодный, грязный: собаки, кошки ходят по снегу оставляя на нем шерстинки и свою грязь, машины загрязняют выхлопными газами, выбрасывают различные загрязняющие вещества (пыль, сажу), котельные, которые отапливают дома, тоже загрязняют снег; если есть снег можно заболеть; когда идем по снегу могут быть ветки, палки торчать, можно пораниться; для птиц и зверей под снегом тяжело искать корм.

На заключительном этапе проекта составили с детьми интеллект-карту – запоминалочку № 2. Эта интеллект-карта является продуктом проекта. В центре мы поместили основную тему «Снег нельзя есть», нарисовали губы и зачеркнули их. От центра провели две стрелки на вопрос «Почему нельзя есть снег?»:

1 вариант ответа — снег грязный и представили в виде картинки «клякса» и

2-ой вариант ответа — снег холодный в виде картинки «мороженое».

Далее стали рассуждать, что еще может быть грязным и зарисовывали предметы: немытое яблоко, грязная обувь, грязные руки после посещения туалета, песок в песочнице.

Аналогичные рассуждения — снег нельзя есть, потому что он холодный и что еще может быть холодным как снег и зарисовывали предметы: сосулька, мороженое, ручей, вода, лед, дождик, лужа.

Таким образом, применение интеллект – карт способствует всестороннему развитию ребенка: он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Считаем, что многовариативность использования интеллект – карты позволяет применить этот метод в разных областях педагогической деятельности, и данный опыт будет полезен коллегам.

Составили:

воспитатель Н.С. Головизнина,

старший воспитатель Е.Н. Козлова

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год