Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
Педагогика
Автор: Антипина Елена Владимировна   
23.08.2023 06:28

СЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКАСЕМЬЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

Антипина Елена Владимировна воспитатель МБДОУ города Иркутска детский сад № 172 «Радуга»

Решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, нравы, обычаи и традиции, духовные ценности [1]. К числу важнейших субъективных условий, оказывающих влияние семьи и домашнего общения на воспитание детей, относятся семейные традиции [2]. Отсутствие такого важного фактора, как общение детей с друг другом, взрослыми, родителями в играх, на праздниках не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений.

 

На практике работы с детьми часто заметно, что дошкольники мало знают о своей семье, о связи с поколениями, в них недостаточно развито чувство уважения к старшему поколению. Таким образом, в нашей работе по данному направлению были поставлены следующие задачи:

  • развитие у детей знаний о своей семье и родословной;
  • научения уважительному отношению к родственникам;
  • воспитание гордости за свою семью.

Одним из первых этапов по осуществлению поставленных задач было проведение бесед с родителями, на тему связи старшего поколения с младшим (ознакомление с их ближайшими родственниками, их достижениями, наградами, трудовой историей). В группе проводились мониторинги «статус семьи», «образовательный уровень родителей», «сферы деятельности родителей». Это позволило сформировать представления в целом о категории родителей в группе.

Для того, чтобы родители могли задавать свои вопросы, связанные с воспитанием детей анонимно, в приёмной был размещен «конверт пожеланий» в виде почтового ящика. Когда почта вынималась, анализировалась и готовилась отчетная доска, на которой были вопросы родителей и ответы на них. Это помогло узнать о проблемах воспитания ребенка в семье (неуважительное отношение ко взрослым, непослушание, ревностное отношение к младшим детям и др.).

Со временем, общение в виде наличия почтового ящика полюбилось родителями и стало приносить свои первые победные результаты. Они стали чаще высказывать пожелания и предложения по проблемы, делиться своими мыслями, рассуждать на тему общения и воспитания детей.

На собрании было решено поближе познакомиться с родителями посредством анкетирования, в результате возник альбом «Моя семья», а позднее идея проекта «Это ты, это я – вместе целая семья». Также было предложено каждой семье заполнить свою страничку в групповом альбоме «Знакомьтесь, моя семья» на такие темы как, место проживания, профессии родителей, увлечения, любимые места отдыха, традиции и т. п.

Выбор разделов определялся желанием глубже узнать о проблемах в семье воспитанников, получить как можно больше информации, которая в будущем поможет наладить тесную связь между педагогом, родителями и детьми.

Дети активно принимали участие в проекте, приносили в группу яркие оформленные семейные страницы и гордостью рассказывали о том, как они вместе с родителями подбирали фотографии, картинки и вместе делали подписи к своей страничке. Были и те, которые оригинально отнеслись к поставленной задаче, сочинили целую поэму в стихах к своей странице и придумали рисунки.

Совместно с детьми была придумана игра, способствующая развитию речи, определению настроения родных изображенных на фото. Воспитатель с детьми часто рассматривали фотографии из альбома и рассказывали о своих близких.

На собраниях были продемонстрированы совместные рассказы детей и родителей по семьям на темы: «Моя любимая мамочка», «Я – в семье помощник».

На основе рассказов дети рисовали портреты мам, картинки о том, как они помогают своим родителям, дедушкам и бабушкам.

В рамках проекта также было проведено открытое совместное занятие с родителями «Моя любимая семья», целью которого являлось формирование представлений о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, составлялось «генеалогическое древо». В составлении древа принимали активное участие родители. На занятии были проведены упражнения такие, как «самый дорогой на свете человек». Дети рассказывали о своих родителях, как о самых дорогих и близких людях, об их профессиях.

Также, нами был проведён праздник «День бабушек и дедушек», в ходе которого дети познакомились и подружились со старшим поколением, узнали о жизни своих бабушек и дедушек, об их достижениях в труде.

Благодаря тесному сотрудничеству с родителями нами были получены хорошие результаты: дети получили более полное представление о семье, о ее значении в жизни ребенка. В свою очередь, родители стали активно принимать участие в жизни детского сада, родительский коллектив стал более сплочённым. Многие родители стали замечать, что их дети стали уважительнее относиться к ним, гордиться ими. Совместная работа с родителями принесла положительные результаты в формировании у старших дошкольников представлений о семье.

Список литературы:

  1. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. — М.: Каро, 2016. — 144 c.
  2. Стиффелман С. Осознанное родительство. Как стать опорой своему ребенку и открыть ему дорогу в большой мир. -М.: Эксмо-Пресс, 2018. — 320 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год