Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Теоретические аспекты проблемы повышения методической компетентности педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Герасимова Юлия Андреевна   
30.08.2023 08:38

Теоретические аспекты проблемы повышения методической компетентности педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТеоретические аспекты проблемы повышения методической компетентности педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Герасимова Юлия Андреевна воспитатель МБОУ «Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И. Латышева»

Аннотация: в данной статье на теоретическом уровне рассматривается проблема эффективности содержания и форм методической работы в дошкольной организации, направленной на повышение методической компетенции педагогов в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, дошкольная образовательная организация, методическая компетентность, повышение квалификации, познавательная деятельность.

 

Утверждение в системе российского образования компетентностного подхода предполагает новую трактовку успешности деятельности педагогов с опорой на понятие «компетентность».

Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «компетентность» трактуется как свойство в значении прилагательного к «компетентный», толкование которого в современном понимании рассматривается в двух аспектах:

  1. обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; основанный на осведомленности, веский, авторитетный;
  2. обладающий компетенцией, правомочный.

Одним из видов профессиональной компетентности является профессионально-педагогическая компетентность, приобретающая в последние годы все большую актуальность. Данное понятие толкуется неоднозначно:

  • совокупность профессиональных педагогических и психологических знаний, умений и навыков (А. К. Маркова, Л. М. Митина);
  • система представлений о профессионально-педагогической деятельности в единстве с технологией реализации этой системы в преобразовательной практической работе (С. М. Годник);
  • совокупность свойств личности, отражающих педагогическую деятельность и преобразующих ее (Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова и др.);
  • взаимосвязанный комплекс знаний, умений, навыков, психологических особенностей, профессиональных и акмеологических инвариантов (А. А. Деркач, Л. Д. Кудрявцев и др.).

Суммируя представленные толкования, отметим, что профессиональная компетентность педагога является характеристикой субъекта педагогической деятельности, действующего в рамках своей профессии. Границы профессиональной компетентности педагога заданы извне, нормативно, однако деятельность внутри данных границ предполагает личностную отдачу.

В целом профессиональная компетентность педагога подразумевает: владение на теоретическом и практическом уровне предметными знаниями, умениями, навыками; владение способами, методами реализации данных знаний, умений, навыков; обладание необходимыми свойствами, качествами личности, позволяющими осуществлять педагогическую деятельность; обладание чувствительностью к пространству реализации своей профессиональной деятельности, подразумевающей открытость новому опыту, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту.

В современных исследованиях выделяют различные виды профессиональной компетентности педагога, связанные с различными аспектами педагогической деятельности: когнитивную (А. С. Белкин, В. В. Нестеров и др.); коммуникативную (А. С. Белкин, В. Н. Введенский, В. В. Нестеров, Л. М. Митина и др.); профессионально-техническую (А. С. Белкин, В. В. Нестеров и др.); информационную (А. С. Белкин, В. Н. Введенский, В. В. Нестеров); методическую (Т. А. Загривная, Н. В. Кузьмина, Т. В. Сясина и др.) и другие.

Анализируя представленные взгляды разных авторов на составляющие профессиональной компетентности в области педагогики, отметим, что, имея разный ракурс рассмотрения, исследователи делают акцент на те или иные компоненты педагогической деятельности. Однако в целом можно обозначить следующие составляющие профессиональной компетентности педагога: когнитивная, профессионально-технологическая, информационная, коммуникативная, методическая и др.

Методическая компетентность является одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагога.

В современной педагогической литературе данное понятие определяется по-разному:

  • владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения (Н. В. Кузьмина) [5]
  • интегративная, многоуровневая, профессионально значимая характеристика личности преподавателя, выражающаяся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве (Т. В. Сясина) [2, с. 8]

- интегральная характеристика деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающая системный уровень функционирования методологических, методических знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в методической и педагогической деятельности в целом (Т. А. Загривная) [3, с. 13].

Анализ системы дополнительного профессионального образования позволяет выявить ряд тенденций в подготовке и обучении специалистов дошкольной сферы:

  • в содержании деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) существенно отражается социокультурная специфика регионального образовательного пространства, что способствует объединению профессиональных усилий педагогов при разработке компонентов образовательных примерных, парциальных программ, программ воспитания и др.
  • в условиях выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) осуществляется преобразование структурно-содержательных компонентов модели обучения педагога в системе повышения квалификации
  • выявление подготовленности слушателя в процессе освоения дополнительных профессиональных образовательных программ в области дошкольного образования показывает достаточно высокий уровень удовлетворённости специалиста и в то же время демонстрирует возрастающую потребность скорректировать подходы и механизм реализации программ при обучении

- активно формируется образовательное пространство педагогов дошкольной сферы региона как возможность взаимодействия субъектов образовательных отношений на основе развития профессиональных объединений (ассоциация педагогических коллективов ДОО, лаборатории педагогов, рабочие группы воспитателей и др.) и усиление их роли и влияния на формирование пакета педагогических практик в области воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Список источников

  1. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач / И.Ю. Алексашина. СПб.: СпецЛит, 2000. — 223 с.
  2. Гилясина, Е.В. Научно-методическое сопровождение инновационной работы в учреждениях образования: Сибирский учитель / Е.В. Гилясина.  2015.  №1 (98).  С. 52-55.
  3. Давлятшина, О.В. Профессионально-личностное развитие педагогов в условиях общеобразовательной организации: учеб. — метод. пособие / О.В. Давлятшина; под науч. ред. Е.О. Галицких. — Киров: Радуга – ПРЕСС, 2015. — 195 с.
  4. Демин, В.А. Профессиональная компетентность: понятие и виды: Мониторинг образовательного процесса / В.А. Демин. — 2000. — №4. — С. 35-39.
  5. Майер, А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер. — М.: ТЦ: Сфера, 2012. — 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год