Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»
Педагогика
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Широких Лидия Михайловна Чеченева Оксана Александровна Бондарева Маргарита Васильевна   
15.06.2023 14:31

«ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»«ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ»

Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается в силу того, что здоровье является приоритетной человеческой ценностью, обеспечивающей активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с образом жизни человека.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе, как в России, так и во всем мире, является раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями в развитии.

Своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.

 

Причины позднего выявления детей с особенностями в развитии:

  • отсутствие в образовательном учреждении узких специалистов
  • ведущая деятельность дошкольника игровая
  • трудности педагогов: как сказать родителям
  • наличие стереотипов восприятия
  • отсутствие жесткой системы требований к уровню развития и обучения в детском саду.

Норма – это система требований, которые общество предъявляет к психическому и личному развитию его членов.

Любое психическое, физическое отклонение функций от «программы развития» (опережение или опаздывание) и выходящее за пределы социально-психологического норматива следует рассматривать, как «отклоняющееся развитие».

тИспользование понятия «отклоняющиеся развитие» позволяет:

  • тобозначить критерии выделения детей, нуждающихся в помощи
  • своевременно оказывать психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку

При оценке психофизического состояния ребенка педагогу необходимо учитывать три основных критерия: адекватность, критичность, обучаемость.

Типы нарушений (по В.В. Лебединскому)

Общее психическоенедоразвитие — общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Задерженное развитие -замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Поврежденное развитие — Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Дефицитарное развитие — Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний.

Искаженное развитие — сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА) и т. п.

Дисгармоничное развитие — по своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Факторы риска в дошкольном возрасте:

  • -ппсихомоторная расторможенность (заторможенность)
  • склонность ребенка к «космической лжи» (приукрашивание ситуации)
  • внушаемость и подражание «дурным» примерам старших
  • инфантильные эмоциональные проявления, истерика
  • импульсивность, вспыльчивость поведения, эмоциональная заражаемость (повышенная тревожность)
  • неподчинение, негативизм, озлобленность, агрессия
  • побеги как реакция протеста.

Педагоги дошкольного образовательного учреждения должны владеть базовыми методами по выявлению детей с особенностями в развитии и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью уточнения структуры нарушения и определения необходимой коррекционно-педагогической помощи. Базовым методом, которым должен владеть педагогический персонал, в частности воспитатель, является метод наблюдения. Специальные методы наблюдения применяются в течение первых двух-четырех недель пребывания в ДОУ, а также после длительного перерыва в посещении ребенком дошкольного учреждения.

Существует несколько видов наблюдений.

Стандартизированное наблюдение предусматривает наличие заранее составленного плана наблюдения, цели и задачи которого заранее определены, а также выбран объект наблюдения. Такой вид наблюдения обычно проводит педагог-психолог. Однако данный вид наблюдения может проводиться и воспитателем под руководством педагога-психолога.

Свободное наблюдение не предусматривает специальной подготовки к процессу наблюдения, оно обычно осуществляется воспитателем в повседневной обстановке. Включенное наблюдение также может проводиться воспитателем и имеет значительную диагностическую ценность. Данный вид наблюдения осуществляется в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми.

В процессе наблюдения воспитателю необходимо обращать внимание на такие основы психосоциального развития, как:

  • уровень общей и двигательной активности;
  • ритмичность различных психофизиологических отправлений ребенка;
  • характер эмоциональной и поведенческой реакции на новые стимулы, например еду, игрушки, людей (стремление избежать их или приблизиться к ним с целью познания);
  • интенсивность эмоциональных реакций при выражении своих желаний, отношений и т.д.;
  • качество настроения ребенка;
  • способность ребенка к сосредоточению на эмоциональном контакте или манипуляции с предметами;
  • способность ребенка к преодолению препятствий.

При отклоняющемся развитии у детей наблюдаются следующие сложности: несформированность игровой деятельности, недостаточность у детей знаний и представлений об окружающей действительности, в взаимоотношении действия и речи.

Очень важное, первостепенное значение в жизни каждого ребенка, а в особенности для ребенка с особенностями в развитии имеет семья.

СемьСемья – это социальная микросистема, состоящая из самых близких людей. Организация жизнедеятельности ребенка во многом является решающим условием, определяющим возможность его вхождения в коллектив сверстников, общества взрослых людей (социализацию ребенка). Психическое здоровье ребенка, формируемые им ориентиры социального поведения во многом зависят от организации жизни семьи. Однако семья, воспитывающая ребенка с проблемами развития, испытывает часто тяжелый затяжной кризис, чаще всего проявляющейся в том, что родители не могут принять ребенка таким, какой он есть, испытывают чувство вины, за то, что ребенок не такой как все.

И здесь очень важнаработа воспитателя с родителями т.к. воспитатель, это первый и главный человек для ребенка детском саду. Необходимо найти правильные методы и приемы, правильные слова, для того чтобы родитель вас услышал и понял. Основные методы работы с родителями (особенно на первоначальном этапе): наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, теоретически-психолого-педагогическое просвещение родителей.

В беседе с родителями воспитателю необходимо придерживаться только доброжелательного стиля общения

  • должна быть преемственность согласованных действий
  • соблюдать гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (толерантность)
  • открытость
  • сотрудничество, а не наставничество
  • серьезная подготовка (серьезное отношение)
  • динамичность

Как правило родителям очень сложно на первых этапах принять то, что их ребенок особенный! Сначала может возникнуть

  • растерянность, иногда страх и даже шок
  • негативизм, отрицание проблемы
  • депрессивное состояние
  • начало адаптации

Длительность протекания фраз зависит:

  • возраст родителей и ребенка
  • тяжести отклонения
  • наличие внешних физических дефектов
  • прогноза дальнейшего развития
  • квалифицированности и адекватности работы с семьей

Итоговыми достижениями работы с семьей являются следующие факторы:

  • родители принимают и понимают особенности ребенка
  • родители могут наладить контакт со своим ребенком
  • проявляют заинтересованность и самостоятельность в воспитании ребенка
  • умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений
  • выполняют рекомендации специалистов

Воспитателю необходимо донести до родителей, что самое главное для них Это понять, что проблема решаема и можно найти основания и поддержку в процессе воспитания ребенка. Успех и результаты развития ребенка напрямую зависят от того, насколько родители овладели мудростью и умению проявлять любовь по отношению к ребенку.

Коррекционно-развивающая работа с детьми в комбинированной группе, в группе компенсирующей направленности многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Поэтому, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса (воспитатель — родитель – учитель-дефектолог-педагог-психолог, учитель-логопед) возможно успешное формирование личностной готовности детей с особенностями в развитии к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Важно помнить и понимать, и родителям и педагогам!

Детство (а особенно ранний его период) – период наиболее эффективного и интенсивного развития человека.

заторможенность

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год