Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы с родителями в современном ДОУ
Педагогика
Автор: Болдырева Оксана Владимировна Ермолаева Марина Владимировна Нестеренко Татьяна Валерьевна   
04.11.2022 18:39

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем дошкольного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

  • между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться
  • между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления
  • между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения
  • между низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической личности.

 

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов, родителей и общественности нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в т.ч. в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании», «Концепции модернизации образования». Так в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития ребенка в раннем возрасте. В соответствии с этим меняются позиции дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

О необходимости создания крепкого союза (а в нашем случае ДОУ) и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский: Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа, как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества».

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечения их к этой работе» (Н. К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет … на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей». Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, надо помогать.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется рядом факторов:

  • планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей
  • практическая помощь семье в воспитании детей
  • организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания
  • вовлечение родителей в педагогическую деятельность.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, и не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предлагают:

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада
  • группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для своего ребенка, детей группы
  • составление программы совместных действий педагога и родителей
  • анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

При этом очень важно соблюдать следующие принципы взаимодействия с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов и родителей.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге».

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и с родителями.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

4. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в системе развития, а не существования, представляя собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменение социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год