Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сибиринка»
Педагогика
Автор: Толстова Эльвира Васильевна   
01.11.2022 17:32

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сибиринка»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сибиринка»

Автор-составитель: Толстова Эльвира Васильевна, педагог дополнительного образования Ⅰ квалификационная категория

Возраст обучающихся: 3-7 лет

Срок реализации: 4 года

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1. 1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сибиринка» ориентирована на детей дошкольного возраста для развития их творческих способностей, обогащения практического опыта в использовании различных техник рисования, различными материалами и реализации образовательной области художественно – эстетического воспитания с использованием регионального компонента.

 

Скачать программу

Актуальность. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует расширению и обогащению вариативной составляющей общего образования. Способствует творческо-практическому применению знаний и навыков, приобретаемых детьми в данном возрасте. А разнообразие техник и материалов, стимулирует творческую мотивацию дошкольников.

Программа «Сибиринка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач, одними из которых являются:

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей детей;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взаимодействию со взрослым миром.
  • формирование в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста предпосылок гражданских качеств и становления личности, через представления об обществе, культуре, в том числе с включением регионального компонента, для полноценного накопления социального опыта жизни в своем Отечестве.

Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 237 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
  • Распоряжение Правительства РФ от 04. 09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
  • Приказ министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
  • Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
  • Приказ министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29. 08. 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
  • Постановление Правительства РФ от 15. 08. 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4. 1. 3049-13) [20];
  • Положение о порядке предоставления платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 46 г. Томска.

Отличительная особенность программы «Сибиринка» в том, что она направленна на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворению потребностей детей в самовыражении, через продуктивную деятельность с использованием различных методов, приемов, материалов и техник рисования, в том числе нетрадиционных техник рисования. Программа носит вариативный характер, что способствует формированию творческих способностей в различных возрастных группах, у детей дошкольного возраста, начиная со второй младшей группы и до подготовительной. Срок реализации 4 года.

Методологической основой для разработки программы являются следующие подходы и принципы:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Такой подход способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с его уровнем способностей и возрастных возможностей. Что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. [7, с.17];
  2. Принцип интеграции. Способствует более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного – ассоциативного мышления и воображения. Данные подходы и принципы, модифицированы и адаптированы с учетом образовательной программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, методических рекомендаций Т.А. Циквитария «Нетрадиционные техники рисования» и др.
  3. Принцип вариативности содержания, форм и методов. Позволяет осуществить познание от частного – к общему, от общего – к частному. Увеличивает разнообразие форм творческой самореализации у детей.
  4. Принцип взаимосвязи изобразительной деятельности детей с воспитательно– образовательной работой. Создает условия для формирования разнообразных представлений об окружающей действительности и расширяет опыт восприятия, что является основой становления разносторонней личности, что невозможно без интеграции в общество и культуру, в том числе и представление о малой Родине, через включение регионального компонента в процесс обучения и воспитания.
  5. Принцип продуктивности. Обязательность ориентированности на получение значимого для ребенка, реального, завершенного результата.
  6. Принцип результативности. Предполагает уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их творческих работ в жизнь дошкольного образовательного учреждения, организацию выставок, конкурсов и.т. д.

Решение образовательных задач осуществляется в ходе непосредственной образовательной деятельности, через организацию различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, музыкально-художественной, продуктивной, а также чтения художественной литературы) и их интеграцию.

 

 

Интеграция с образовательными областями:

Образовательная область

Связь

Познавательное развитие

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества. Формирование эстетического, эмоционально окрашенного, адекватного восприятия действительности.

Речевое развитие

Использование художественных произведений для обогащения речи, развитие детского творчества, развития образного мышления и воображения.

Социально – коммуникативное развитие

Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок». Развитие свободного общения в детском коллективе в процессе продуктивной деятельности и их результатов. Формирование трудовых умений и навыков, воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей и его результатам.

Художественно -эстетическое развитие

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через приобщение к различным видам искусства. Например использование музыкальных произведений для обогащения содержания данной области.

Физическое развитие

Развитие мелкой моторики рук. Через разнообразие различных техник рисования, развитие кистей рук ребенка, координированности, точности, плавности, свободы движения. Воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

 

Адресат программы: дети в возрасте от 3-7 лет, в том числе и дети с ОВЗ.

Возрастные особенности: на протяжении дошкольного возраста у детей художественный замысел крайне неустойчив, легко разрушается, рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает, у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. В 3-5 лет у детей возрастают творческие проявления в ручном труде. Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии - то, что сильно взволновало, увлекло, поразило. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Дети способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации: в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. [6, с.35]

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на четыре учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 128 часов (32 часа на каждый учебный год).

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий – 1-2 раза в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 3-4 лет: 15 минут; 4-5 лет: 20 минут, 5-6 лет: 25 минут; 6-7 лет: 30 минут.

 

1.1. Цели и задачи

 

Цель программы: Развитие творческих способностей путем формирования у дошкольников необходимых навыков и умений используя различные художественные материалы и интегрируя различные техники рисования.

1.      Сформировать у детей навыки творческой деятельности используя и интегрируя различные техники рисования.

2.      Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику кистей рук, их тактильные ощущения, природные задатки и способности.

3.      Формировать в детях чувство прекрасного, умения видеть красоту родного края и разнообразие окружающего мира и передавать это в рисунке.

 

Цель первого года обучения (вторая младшая группа, 3-4 года):

Формировать навыки рисования, используя различный материал. Ознакомить с основами различных техник рисования.

Задачи первого года обучения:

1.      Формировать навык правильного владения различными художественными принадлежностями и инструментами. (карандаш, кисти, мелки и.т.д.)

2.      Знакомить детей со способами рисования разнообразным материалом, различними техниками рисования, свойствами материалов, навыками работы с ним.

3.      Развивать воображение и фантазию при выполнении работы, эстетические качества, развитие внимания, мотивацию личности к познанию и творчеству.

Цель второго года обучения (средняя группа, 4-5 лет):

Расширить и закрепить навыки детей при работе с различными техниками, развить потребность в совершенствовании и расширении навыков.

Задачи второго года обучения:

1.      Закреплять и расширять навык выполнения рисунков с использованием различных техник

2.      Знакомить, со способами объединять несколько приемов и элементов рисования при создании рисунка.

3.      Развивать творческий потенциал, индивидуальность и умение видеть результат своей работы.

4.      Формировать умение оценивать созданные изображения.

 

Цель третьего и четвертого года обучения (старшая и подготовительная к школе группы, 5-7 лет):

Развивать художественно-познавательные способности с помощью изобразительного искусства. Самостоятельность в творческом выборе и осознанности в созидательных процессах по ИЗО.

Задачи третьего и четвертого года обучения (старшая и подготовительная к школе группы):

1.      Создавать условия, способствующие применению полученных навыков при выполнении любого рисунка с использованием различных техник рисования.

2.      Развивать потребность в создании самостоятельных, творческих задумок с помощью различных художественных материалов.

3.      Формировать навыки критически оценивать свою работу, ценить результат своего или чужого труда.

4.      Накапливать опыт для дальнейшего развития творческого потенциала ребенка и его использования в осуществлении следующих творческих замыслов.

 

1.2. Содержание программы

     Программа состоит из разделов, содержание которых направлено на ознакомление с художественными материалами и различными техниками рисования.

1.      Работа с художественными материалами (гуашь, акварель, мелки, пастель и.т.д.)

2.      Работа с природными материалами (соль, крупа, листья, зерна и.т.д.)

Каждый раздел включает в себя:

1.      Знакомство с видом творчества, используемыми материалами и инструментами

2.      Создание эскизов

3.      Выполнение элементов композиции

4.      Создание сюжета работы

5.      Завершение работы

1.1.1.               Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 3-4 лет)

Название раздела, темы по перспективному планированию

Формы проверки реализации программы

Название и содержание занятия

Количество часов

Практика

сентябрь

1.

Знакомство с детьми

 

  Знакомство, введение в тему, инструктаж по ТБ. Беседа о характерных чертах начала осени. Рассматривание Природного материала осенних листьев.

1

 

(Приложение: Учебный план. Содержание учебно-тематического плана 17 стр.)

 

1.4. Ожидаемый результат:

В ходе реализации программы:

Первый год обучения:

- сформируются навыки основ рисования

- овладение материалами и инструментами рисования

- знакомство с различными техниками рисования

          Второй год обучения:

- расширяться познавательный интерес, через поощрение продуктивной деятельности

- развивать самостоятельность и инициативность при создании творческой работы

- сформируются навыки взаимодействия и сотрудничества, как с другими детьми, так и со взрослыми

         Третий и четвертый год обучения:

- сформировать аккуратность при исполнении работы

- раскрывать потенциал каждого ребенка, его индивидуальности

- транслировать знания и навыки для освоения культуры, в соотношении своего опыта и окружающего мира

- сформировать стремление к осмысленному продукту своего труда, конечному результату своей продуктивной деятельности

 

РАЗДЕЛ 2 Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет на 2022-2023 учебный год.

 

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 1.

Сентябрь

6.09

 08.45

 НОД

1

Знакомство с детьми

группы

 

 

(Приложение:Календарный учебный график занятий с детьми на 2022-2023 учебный год 12 стр.)

 

2.2. Условия реализации программы

 

1.1.2.      Материально – техническое обеспечение: группа, столы, альбомы, бумага А-3, А-4, А-5, ватман, краски: акварель и гуашь, кисти №2,3,4,5, ватные палочки, зубные щетки, коктейльные трубочки, губки, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, самгина, штампы, уголь, маркеры;

 Картотеки: дидактических игр, художественного слова, репродукций, наглядные пособия,

1.1.2.      Информационное обеспечение:

  • Компьютер с выходом в интернет.
  • Диски со звуками природы.
  • Видеопроектор
  • ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: (сайты ИМЦ, ТОИПКРО, РЦРО)

1.1.3.      Кадровое обеспечение:

В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования по изобразительному искусству- Толстова Эльвира Васильевна, первая квалификационная категория.

 

2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы

С целью определения уровня освоения программы в начале и конце учебного года в каждой возрастной группе заполняется карта мониторинга освоения программного материала.

Таблица мониторинга

 

Ф.И. ребенка

использование нескольких техник в рисунке

владение

необходимым

материалом

выполнение по образцу

личностные свойства смотри программу

 

 

 

 

 

По итогам анализа рисунков детей в соответствии возрастной группы:

Полностью выполняет самостоятельно – 3 (освоил полностью);

Редко обращается к помощи взрослого - 2 (частично);

Постоянно обращается к помощи взрослого - 1 (не освоил).

 

2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- анализ продуктов творчества детей (выставки, конкурсы, грамоты и.т.д.)

- заполнение тетрадей наблюдений (по работе с ОВЗ (ТНР)

- отчетные выставки работ в холле ДОУ;

- журнал посещаемости (на каждую группу)

 

 

2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки в ДОУ, города,тематические открытые занятия – ежегодно 2 раз в год (декабрь, апрель), конкурсы (различного уровня ДОО, городской, региональный).  В течение года организуются выставки работ, участие в конкурсах разного уровня, изготовление подарков для родителей и детей младших групп. В конце учебного года обучения проводятся отчетные занятия для родителей.

 

2.4 Оценочные материалы: наблюдение за выполнением работы, критерии мониторинга (по таблице)

 

2.5 Методические материалы

 Особенности организации образовательного процесса – очная.

Методы и приемы обучения:

Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, песочных рисунков; метод демонстрации (наблюдение за процессом рисования), просмотр презентаций.

Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ;

Практические: игровые, упражнения, соавторство, экспонирование (фото и видео выставки работ), элементы театрализации; пальчиковая гимнастика, рисование с ребенком «рука в руке»

Принципы реализации программы

При организации деятельности с детьми рекомендуется придерживаться принципов:

Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

Принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;

Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;

Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и ху­дожественной деятельности;

Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).

Педагогические технологии, формы и виды деятельности.

В программу включены педагогические технологии, позволяющие учитывать личностно – ориентированный подход к каждому ребенку включают в себя: игровую, здоровьесберегающую, социально – психологическую, личностно – ориентированную и т.д.

Используются виды и формы работы с детьми:

-игровые (дидактические игры, сюжетные игры, пальчиковые игры);

- изобразительная (рисование, творческие задания, украшений к праздникам, сувениров, создание макетов, коллекций и их оформление и др).

- коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, игры с речевым сопровождением, коммуникативные игры, свободное общение по теме);

- конструирование (использование в конструктивной деятельности разного материала, бумагу, природный и иной материал).

- двигательная (игровые упражнения, физкультминутки (не менее 2), игровые ситуации, досуг, ритмика).

Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 12 – 15 человек, воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет.

Форма организации НОД: групповая форма.

Форма организации учебного занятия: НОД с использованием презентаций

 

 

Алгоритм НОД:

 

Структура НОД

  • Приветствие. Мотивация, ритуал «входа» в занятие. Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
  • Гимнастика для мелкой моторики рук. Упражнения на зрительно-моторную координацию. Развитие тактильных ощущений. Графические упражнения. Кинезиологические упражнения.
  • Обучение технике. Освоение различных приемов рисования.
  • Физическая минутка. Психогимнастика.
  • Самостоятельная деятельность детей. Создание собственного замысла. Проявление самостоятельности и инициативы в творческой работе.
  • Любование. Эстетическое восприятие творческой работы. Анализ творческих работ.
  • Эмоциональная установка на успешность. Ритуал «выхода» из занятия.

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Список литературы:

 

  1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Издательство «Каро» СП, 2004. – с. 120
  2. Бобкова Т.И., Красносельская В.Б, Прудыус Н.Н Художественное развитие детей 6-7 лет. Издательство «ТЦ-Сфера» М., 2012. – с. 250
  3. Давыдова Г.Н. Детский дизайн – 2 Поделки из бросового материала. – М.: издательство «Скрипторий 2003», 2013. – 80 с.
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки» Учебно-методическое пособие. М. Издательство «Цветной мир», 2015. -144 с.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. (подготовительная группа) М. Издательство «Цветной мир», 2012. – с. 240
  6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
  7. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Гуманит, ИЦ ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  8. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -112с
  9. Выгодский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. –СПб: Союз, 1997-92c.


 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год