Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сибиринка» |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Толстова Эльвира Васильевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.11.2022 17:32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сибиринка» Автор-составитель: Толстова Эльвира Васильевна, педагог дополнительного образования Ⅰ квалификационная категория Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 года Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1. 1. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сибиринка» ориентирована на детей дошкольного возраста для развития их творческих способностей, обогащения практического опыта в использовании различных техник рисования, различными материалами и реализации образовательной области художественно – эстетического воспитания с использованием регионального компонента.
Актуальность. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует расширению и обогащению вариативной составляющей общего образования. Способствует творческо-практическому применению знаний и навыков, приобретаемых детьми в данном возрасте. А разнообразие техник и материалов, стимулирует творческую мотивацию дошкольников. Программа «Сибиринка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач, одними из которых являются:
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
Отличительная особенность программы «Сибиринка» в том, что она направленна на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворению потребностей детей в самовыражении, через продуктивную деятельность с использованием различных методов, приемов, материалов и техник рисования, в том числе нетрадиционных техник рисования. Программа носит вариативный характер, что способствует формированию творческих способностей в различных возрастных группах, у детей дошкольного возраста, начиная со второй младшей группы и до подготовительной. Срок реализации 4 года. Методологической основой для разработки программы являются следующие подходы и принципы:
Решение образовательных задач осуществляется в ходе непосредственной образовательной деятельности, через организацию различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, музыкально-художественной, продуктивной, а также чтения художественной литературы) и их интеграцию.
Интеграция с образовательными областями:
Адресат программы: дети в возрасте от 3-7 лет, в том числе и дети с ОВЗ. Возрастные особенности: на протяжении дошкольного возраста у детей художественный замысел крайне неустойчив, легко разрушается, рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает, у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения. В 3-5 лет у детей возрастают творческие проявления в ручном труде. Для того чтобы воображать, ребёнку нужно что-то делать: играть, рисовать, строить или рассказывать. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии - то, что сильно взволновало, увлекло, поразило. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Дети способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации: в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. [6, с.35] Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на четыре учебных года обучения (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 128 часов (32 часа на каждый учебный год). Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий – 1-2 раза в неделю, периодичность - с сентября по май включительно; продолжительность – для детей 3-4 лет: 15 минут; 4-5 лет: 20 минут, 5-6 лет: 25 минут; 6-7 лет: 30 минут.
1.1. Цели и задачи
Цель программы: Развитие творческих способностей путем формирования у дошкольников необходимых навыков и умений используя различные художественные материалы и интегрируя различные техники рисования. 1. Сформировать у детей навыки творческой деятельности используя и интегрируя различные техники рисования. 2. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику кистей рук, их тактильные ощущения, природные задатки и способности. 3. Формировать в детях чувство прекрасного, умения видеть красоту родного края и разнообразие окружающего мира и передавать это в рисунке.
Цель первого года обучения (вторая младшая группа, 3-4 года): Формировать навыки рисования, используя различный материал. Ознакомить с основами различных техник рисования. Задачи первого года обучения: 1. Формировать навык правильного владения различными художественными принадлежностями и инструментами. (карандаш, кисти, мелки и.т.д.) 2. Знакомить детей со способами рисования разнообразным материалом, различними техниками рисования, свойствами материалов, навыками работы с ним. 3. Развивать воображение и фантазию при выполнении работы, эстетические качества, развитие внимания, мотивацию личности к познанию и творчеству. Цель второго года обучения (средняя группа, 4-5 лет): Расширить и закрепить навыки детей при работе с различными техниками, развить потребность в совершенствовании и расширении навыков. Задачи второго года обучения: 1. Закреплять и расширять навык выполнения рисунков с использованием различных техник 2. Знакомить, со способами объединять несколько приемов и элементов рисования при создании рисунка. 3. Развивать творческий потенциал, индивидуальность и умение видеть результат своей работы. 4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
Цель третьего и четвертого года обучения (старшая и подготовительная к школе группы, 5-7 лет): Развивать художественно-познавательные способности с помощью изобразительного искусства. Самостоятельность в творческом выборе и осознанности в созидательных процессах по ИЗО. Задачи третьего и четвертого года обучения (старшая и подготовительная к школе группы): 1. Создавать условия, способствующие применению полученных навыков при выполнении любого рисунка с использованием различных техник рисования. 2. Развивать потребность в создании самостоятельных, творческих задумок с помощью различных художественных материалов. 3. Формировать навыки критически оценивать свою работу, ценить результат своего или чужого труда. 4. Накапливать опыт для дальнейшего развития творческого потенциала ребенка и его использования в осуществлении следующих творческих замыслов.
1.2. Содержание программы Программа состоит из разделов, содержание которых направлено на ознакомление с художественными материалами и различными техниками рисования. 1. Работа с художественными материалами (гуашь, акварель, мелки, пастель и.т.д.) 2. Работа с природными материалами (соль, крупа, листья, зерна и.т.д.) Каждый раздел включает в себя: 1. Знакомство с видом творчества, используемыми материалами и инструментами 2. Создание эскизов 3. Выполнение элементов композиции 4. Создание сюжета работы 5. Завершение работы 1.1.1. Учебный план. Содержание учебно-тематического плана. Первый год обучения (возраст 3-4 лет)
(Приложение: Учебный план. Содержание учебно-тематического плана 17 стр.)
1.4. Ожидаемый результат: В ходе реализации программы: Первый год обучения: - сформируются навыки основ рисования - овладение материалами и инструментами рисования - знакомство с различными техниками рисования Второй год обучения: - расширяться познавательный интерес, через поощрение продуктивной деятельности - развивать самостоятельность и инициативность при создании творческой работы - сформируются навыки взаимодействия и сотрудничества, как с другими детьми, так и со взрослыми Третий и четвертый год обучения: - сформировать аккуратность при исполнении работы - раскрывать потенциал каждого ребенка, его индивидуальности - транслировать знания и навыки для освоения культуры, в соотношении своего опыта и окружающего мира - сформировать стремление к осмысленному продукту своего труда, конечному результату своей продуктивной деятельности
РАЗДЕЛ 2 Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1.1. Календарный учебный график занятий с детьми 3-4 лет на 2022-2023 учебный год.
(Приложение:Календарный учебный график занятий с детьми на 2022-2023 учебный год 12 стр.)
2.2. Условия реализации программы
1.1.2. Материально – техническое обеспечение: группа, столы, альбомы, бумага А-3, А-4, А-5, ватман, краски: акварель и гуашь, кисти №2,3,4,5, ватные палочки, зубные щетки, коктейльные трубочки, губки, салфетки, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, самгина, штампы, уголь, маркеры; Картотеки: дидактических игр, художественного слова, репродукций, наглядные пособия, 1.1.2. Информационное обеспечение:
1.1.3. Кадровое обеспечение: В реализации программы принимает участие педагог дополнительного образования по изобразительному искусству- Толстова Эльвира Васильевна, первая квалификационная категория.
2.3. Формы аттестации. Способы проверки результатов освоения программы С целью определения уровня освоения программы в начале и конце учебного года в каждой возрастной группе заполняется карта мониторинга освоения программного материала. Таблица мониторинга
По итогам анализа рисунков детей в соответствии возрастной группы: Полностью выполняет самостоятельно – 3 (освоил полностью); Редко обращается к помощи взрослого - 2 (частично); Постоянно обращается к помощи взрослого - 1 (не освоил).
2.3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - анализ продуктов творчества детей (выставки, конкурсы, грамоты и.т.д.) - заполнение тетрадей наблюдений (по работе с ОВЗ (ТНР) - отчетные выставки работ в холле ДОУ; - журнал посещаемости (на каждую группу)
2.3.2 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки в ДОУ, города,тематические открытые занятия – ежегодно 2 раз в год (декабрь, апрель), конкурсы (различного уровня ДОО, городской, региональный). В течение года организуются выставки работ, участие в конкурсах разного уровня, изготовление подарков для родителей и детей младших групп. В конце учебного года обучения проводятся отчетные занятия для родителей.
2.4 Оценочные материалы: наблюдение за выполнением работы, критерии мониторинга (по таблице)
2.5 Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очная. Методы и приемы обучения: Наглядные: показ иллюстраций, фотографий, графических изображений, песочных рисунков; метод демонстрации (наблюдение за процессом рисования), просмотр презентаций. Словесные: слушание, пояснение, объяснения, ситуативный разговор, беседа, рассказ; Практические: игровые, упражнения, соавторство, экспонирование (фото и видео выставки работ), элементы театрализации; пальчиковая гимнастика, рисование с ребенком «рука в руке» Принципы реализации программы При организации деятельности с детьми рекомендуется придерживаться принципов: Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; Принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей; Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего). Педагогические технологии, формы и виды деятельности. В программу включены педагогические технологии, позволяющие учитывать личностно – ориентированный подход к каждому ребенку включают в себя: игровую, здоровьесберегающую, социально – психологическую, личностно – ориентированную и т.д. Используются виды и формы работы с детьми: -игровые (дидактические игры, сюжетные игры, пальчиковые игры); - изобразительная (рисование, творческие задания, украшений к праздникам, сувениров, создание макетов, коллекций и их оформление и др). - коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, игры с речевым сопровождением, коммуникативные игры, свободное общение по теме); - конструирование (использование в конструктивной деятельности разного материала, бумагу, природный и иной материал). - двигательная (игровые упражнения, физкультминутки (не менее 2), игровые ситуации, досуг, ритмика). Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 12 – 15 человек, воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет. Форма организации НОД: групповая форма. Форма организации учебного занятия: НОД с использованием презентаций
Алгоритм НОД:
Структура НОД
2.6. Список литературы:
|