Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Планирование деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Танкова Ольга Аркадьевна   
20.04.2022 06:10

Планирование деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДОПланирование деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила Танкова О. А.

Требования к плану воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Виды и формы планирования.

 

Скачать презентацию

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное.

Принципы планирования:

  • комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
  • построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
  • реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Технология разработки календарных планов

  • Общий алгоритм.
  • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на неделю.
  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
  • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
  • Учитывать степень усложнения материала.
  • Соответствие программно-методическому обеспечению.
  • Включать все виды деятельности.
  • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
  • Учтены время года и погодные условия.

Предусматривайте в плане чередование организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.

Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.

Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.

Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.

Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.

Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов

Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.

Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.

В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.

Должна быть прослежена работа с родителями. 

Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПина)

В группе детей младшего возраста (до 3-х лет) — не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие — во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.

Во 2 младшей группе (3-4 года) проводится 11 занятий в неделю, по 15 мин.

В средней группе (4-5 лет) проводится 12 занятий в неделю, по 20 мин.

В старшей группе проводится 15 занятий в неделю, по 25 мин.

В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по доп. образованию, по 30 мин.

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Занятие планируется в соответствии с сеткой.

Структура написания занятия: 

Вид занятия.

Тема.

Источник (с указанием автора и страницы).

Например: Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56;

Конструирование — «Сказочный домик» — Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в д/с» – стр. 112.

Цели занятия.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

 

Утренний отрезок времени. 

Прогулка.

Вечерняя прогулка.

Основные «необходимости» каждого дня:

  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;
  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);
  • чтение или рассказывание;
  • дидактические упражнения, развивающие игры;
  • творческие игры;
  • наблюдения (в группе, на воздухе);
  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
  • труд (различные виды);
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • музыка;
  • познавательная пятиминутка.

Планирование утреннего отрезка времени

По содержанию утренний отрезок времени включает:

 

  • игровую деятельность,
  • беседы с детьми,
  • рассматривание предметов и иллюстраций,
  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
  • Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Количество видов деятельности в утренние часы:

 

  • в младшей и средней — 3-4 вида,
  • в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Планирование прогулки

Общепринятая структура прогулки.

 

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Наблюдения. 

Виды наблюдений:

  • Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).
  • Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
  • Наблюдения за транспортом.
  • Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
  • Наблюдения за трудом взрослых.

При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.

Наблюдения. 

Следует придерживаться примерной структуры:

  • спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
  • затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
  • трудовая деятельность детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

Подвижные игры

Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:

Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.

Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.

Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.

Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.

Планирование прогулки

Индивидуальная работа по физ. воспитанию.

Спортивные игры.

Сюжетно-ролевые игры

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Элементарная трудовая деятельность

Экспериментальная деятельность

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. 

Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.

Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).

Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок).

Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).

«Угадай на ощупь».

Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.

Скрепление деталей разнообразными способами.

Мозаики из различных материалов, пазлы.

Игры с водой, с песком.

Работа с «печатками» разнообразных форм.

Рисование под проговаривание текста.

Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.

Игры с веревочкой.

Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.

Элементарная трудовая деятельность. 

Она может быть двух видов:

 

Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.

Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Существует четыре вида прогулки:

Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.

Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.

Спортивная (соревнования, эстафеты).

Планирование второй половины дня

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

уборку групповой комнаты;

ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

кукольный, настольный, теневой театры;

концерты;

спортивные, музыкальные и литературные досуги;

слушание аудиокассет и многое другое.

Активный отдых и семейный досуг

Физкультурно-оздоровительные праздники по программе «Оздоровление», проводятся 2 раза в год.

«День здоровья», проводится 1 раз в квартал.

«Неделя здоровья», проводится 1 раз в квартал.

Минитуризм.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.

Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы).

Ознакомление детей с художественной литературой

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.

В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения

Организация работы по театрализованной деятельности:

Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.

Театрализованная деятельность может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности.

Театрализованная деятельность может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.

Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).

Отдельные упражнения по этике.

Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Познавательно-речевое развитие

Виды совместной деятельности детей и воспитателя:

 

Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.

Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.

Подвижные игры со звукоподражаниями.

Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия ( «Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»).

Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи ( «Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие).

Беседы.

Викторины, конкурсы с речевым материалом.

Игры с природным материалом.

Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.

Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится).

Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:

Специальные речевые занятия.

Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием.

Игры с передачей по кругу мяча, картинок.

Игры «Живые слова», «Телефон».

Игры-драматизации.

Беседы с детьми.

Народные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Этюды, импровизации.

Наблюдения, прогулки, экскурсии.

Рассматривание рисунков и фотографий.

Свободное и тематическое рисование, лепку.

Чтение художественных произведений.

Рассказы педагога и рассказы детей.

Сочинение историй.

Мини-конкурсы, игры-соревнования.

Планирование гимнастик.

  • Утренняя гимнастика 
  • Дыхательная гимнастика 
  • Пальчиковая гимнастика 
  • Зрительная гимнастика 
  • Артикуляционную гимнастику 
  • Гимнастика после сна 
  • Гимнастика мозга 
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год