Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ
Педагогика
Автор: Вишневецкая Наталья Владимировна   
17.04.2022 09:10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ

Вишневецкая Н.В., воспитатель МДОУ «Детский сад №24г. Черемхово»

Сотрудничество – надолго остающееся богатство
не только для родителей и ребёнка,
но и для общества в целом.
Э.Эриксон

Детство – это незабываемая пора в жизни человека. Она наполнена добром, лаской родителей и заботой воспитателей. Родительская забота даёт ребенку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Конечно воспитатели, помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, открытыми для общения, активными, творческими, отзывчивыми.

 

Семейное воспитание, считается ведущим, это отражает ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где прописано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основу нравственного, интеллектуального, физического и личностного развития ребенка. Результативным считается осуществление данной работы в совокупности с семьей.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ достаточно обсуждается педагогами и психологами. В работах Т.Данилиной выявлены проблемы, во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как постоянная нехватка времени и отсутствие желания работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами, педагогами и психологами были разработаны методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведение работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Что же такое взаимодействие? Детский сад взаимодействует с семьей, или семья с ДОУ? Взаимодействие — это обмен чувствами, переживаниями, мыслями, общение. Он был подробно раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как единство воспитания, где и решаются все задачи семейного воспитания, и строится на основе единого взаимопонимания. Под взаимодействием семьи и детского сада подразумевается сотрудничество педагогов и родителей. Как показывает практика на сегодняшний день, родители неохотно идут на контакт, детский сад считают местом для присмотра за детьми, стараются побыстрее «передать» ребенка в руки педагога и покинуть стены дошкольного учреждения, а вечером так же побыстрее забрать. Поэтому очень важна совместная деятельность педагогов и родителей, она позволяет лучше узнать друг друга, способствует укреплению их взаимоотношений. Содружество — это объединение кого — либо, основанное на единстве взглядов, интересах и дружбе. Возможна ли взаимная дружба без общения, без взаимодействия? Конечно, нет. А так как содружество предполагает, открытость друг другу, т.е. наличие эмпатии, следовательно, содружество, является наилучшим взаимодействием ДОУ с семьёй. Для достижения наибольшего эффекта в воспитательном процессе главное значение имеет работа с родителями воспитанников.

В свете ситуации, сложившейся на сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ с семьей остается актуальной, и приобретает порой острый характер. Сложность в отношениях между семьей и детским садом может быть связана, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с недоверием родителей к воспитателям. Непонимание, между семьёй и ДОУ тяжестью ложится на ребенка. Анализ ситуации свидетельствует о необходимости нововведений в работу с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Форма взаимодействия дошкольного учреждения с семьей — это способ организации их совместной деятельности. Целью является установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одно целое, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействуя с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, практикумы, лекции, так и современные формы – экскурсии, устные журналы, акции, родительские клубы, игры, оздоровительные мероприятия и т.д. Планируя ту или иную форму работы, мы руководствуемся представлением о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом всего мы выбираем такие требования к формам взаимодействия как: востребованность, интерактивность, оригинальность. В последнее время имеют место быть новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни дошкольного учреждения. В своей работе мы используем следующие формы работы: информационно — аналитические — направлены на выявление интересов родителей, запросов, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями. Из анкет узнаем особенности дошкольников, что ребенок любит, что не любит, пожелания, предпочтения ( «почтовый ящик, «анкетирование»). Так же используются наглядно-информационные, которые близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей, на их информационное просвещение (мини – библиотека, родительские клубы, выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных людей», информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»). Познавательные формы направлены — на обогащение опыта родителей, по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста (нетрадиционные родительские собрания, родительские гостиные, экскурсии, устные журналы). Досуговые — здесь устанавливаем теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между нами, педагогами, и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный настрой в группе. Родители становятся более открытыми для общения (акции, участие родителей в конкурсах и выставках). Одна из форм информационно-аналитической работы — почтовый ящик. Берется тетрадь, или коробка, в которую родители скидывают записки со своими идеями и предложениями, обращаются с вопросами к специалистам. Заданные вопросы рассматриваются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Предлагаем такую форму взаимодействия, как «Тетрадь достижений», тетрадь лежит в кабинке ребенка, нами воспитателями, педагогами ведется запись определенных достижений ребенка за день, например «Сегодня Юра был вежливым, он использовал слова: спасибо, пожалуйста», или «Алексей при всей своей гиперактивности, сегодня был так заинтересован на занятии, что проявилось в усидчивости более долгое время». Пусть эти достижения не такие глобальные, но каждому родителю приятно, когда его ребенок постигает в своем развитии что то новое, ежедневно (или постоянно) совершенствуется. Данная форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с педагогами, удобна и эффективна. Важна и такая форма работы, как родительский клуб: "Родительская академия". Для того, чтобы встречи были интересны родителям, темы мы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Как сохранить здоровье", "Ребенок, с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка", "Волшебный мир театра" — вот некоторые темы встреч. Так же о жизни группы родителям поведает информационный стенд "ОКНО" — очень короткие новости. В "ОКНЕ" мы отражаем такие события из жизни группы и детского сада, как: встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, вести с занятий, дни рождения детей, репортажи с праздников и развлечений.

Одной из традиционной, но самой активной формой работы с семьей остается родительское собрание. Однако опыт работы показывает, что на проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Поэтому мы выстраиваем общение с родителями не на монологе, а на диалоге. Проводим собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты образовательной работы, конкурсных выступлений. Благодаря этому процент посещения родителями собраний достаточно велик. Популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Немаловажным является ежегодное проведение оздоровительных, спортивно — развлекательных мероприятий. Хочется отметить такую форму взаимодействия, проводимую нами с родителями, как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родителям предоставляется возможность оказать помощь в строительстве зимних скульптур, в уборке снега, где и происходит непосредственное общение друг с другом. Акция на экологическую тему «Чистый город» — родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

В заключении необходимо еще раз отметить, что семья и дошкольное учреждение – это два важных социума развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования активных форм в работе с родителями.

Список используемой литературы:

  1. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
  2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. 2002. No 4.С. 66-67.
  3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика –Синтез, 2007. 167с.
  4. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями// Дошкольная педагогика. 2007, No7. С. 705.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год