Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Педагогика
Автор: Ефремова Татьяна Евгеньевна Зайцева Марина Сергеевна   
09.03.2022 22:06

Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Авторы:

  • воспитатель Ефремова Татьяна Евгеньевна
  • воспитатель Зайцева Марина Сергеевна

Организация: МБОУ Школа № 24 г.о. Самара

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» — Выгодский Л.С.

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 

Современное общество и технический мир — понятия не разделимы. Мир технологии, захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

С самого раннего возраста, ребёнок находится в окружении техники и чтобы успеть за новыми открытиями и шагать в ногу со временем, необходимо уже в дошкольном возрасте заложить основы инженерного мышления, дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Инженерное мышление — это залог успеха. Начинать готовить будущих инженеров необходимо в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, моделированию и проектированию.

«Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции» (Г. И. Малых и В.Е. Осипова).». Оно объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования конструирование является одним из видов детской деятельности. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития инженерного мышления и технических способностей детей, что является важным для всестороннего развития личности. Занятие конструированием, является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации, детьми дошкольного возраста.

Конструирование предполагает построение предмета, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных элементов и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.

В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование также является фундаментом научно-технической деятельности, на основе которой формируется инженерное мышление. При создании системы обучения дошкольников разным видам конструирования появляются предпосылки для комплексного развития детей в пропедевтике инженерного образования.

Считаем, что возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно и необходимо уделять конструктивно-модельной деятельности с детьми больше внимания.

Исходя из этого, мы поставили перед собой задачи: — расширять у детей опыт конструирования из различных видов конструкторов; — апробирование современных образовательных конструкторов нового поколения.

  • ознакомить детей с разными видами конструкторов и способами их соединения; • закрепить умения конструировать по схеме, рисунку, модели, условию или замыслу; • развивать технических приемы и навыки; • развивать познавательный интерес, творческое мышление, пространственное воображение; • формировать желания самостоятельно осуществлять свой творческий замысел; • воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.

Для реализации этих задач у нас в группе сформирована развивающая предметно-пространственная среда. Работа с конструкторами проводится как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах (совместная творческая деятельность, игровая и самостоятельная деятельность). При этом нами используются различные формы конструирования: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по условиям, конструирование по замыслу, конструирование по теме.

В начале учебного года, в нашем дошкольном учреждении проводился «День технического творчества», где каждая группа демонстрировала свои конструкторские умения.

На базе нашей подготовительной к школе группе было проведено игровое мероприятие — «Конструкторское бюро», направленное на развитие инженерного-технического мышления у детей. На мероприятие, были приглашены гости — дети средней группы, которые были также вовлечены в процесс технического творчества.

Цель мероприятия: воспитание человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Программные задачи:

  1. формировать интересдетей и родителей к совместному творческому досугу,
  2. стимулирования детей и родителейк познавательно-исследовательской и изобретательской деятельности, а также поддержания интереса детей к инженерно-техническим профессиям.
  3. сформировать у детей представление о различных машинах, их функциональном назначении, строении;
  4. развивать умение самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения;
  5. создавать постройку (модель машины) с использованием деталей деревянного конструктора, крупного строительного материала и конструктораLego, закрепляя названия элементов.
  6. вычленять и называть главные части машины, соотносить ее элементы с размерами и формами конструктора, планировать этапы постройки;
  7. учить анализировать свою постройку; этапы ее создания;
  8. воспитывать умение детей работать в коллективе;

Материал:

деревянный конструктор «Строим сами», конструкторLego (средних размеров), крупный строительный материал, схемы к постройкам, крупные пазлы – «Транспорт», наборы цветной бумаги.

Данному мероприятию, предшествовала большая предварительная работа, как в детском саду, так и дома.

Предварительная работа:

  • наблюдение за различными видами грузового транспорта
  • рассматривание иллюстраций; игровые машины различных видов
  • организация игр со строительным материалом на тему «Городской транспорт» (пассажирский и грузовой), «Машины будущего»

-использование в конструктивной деятельности — схем, чертежей, рисунков, иллюстраций.

В группе была организованна выставка поделок, выполненных дома с родителями – «Наши руки, не для скуки»

В начале работы, дети были поделены на 4 команды, посредством жеребьевки.

Для этого, ребята выбрали из коробки цветную деталь Lego, затем подошли к столу с кубиком того же цвета– это бюро! Но названия бюро, дети определили, собрав разрезные картинки – пазлы (машина, поезд, самолет, корабль).

Конструкторские бюро — «Самолетостроения», «Машиностроения», «Судостроения», «Творческо-изобретательское» — уже были оснащены необходимым материалом и схемами.

Далее, дети закрепили виды транспорта, его назначение, кто им управляет. Называли части машин: кабина – место управления машиной, корпус, салон, колеса, окна, иллюминаторы, фары и т.д

В конструкторском бюро, руководит работой инженер-конструктор. Ребятам было предложено самостоятельно выбрать кандидата на эту должность. В конце работы, инженеры -конструкторы представили постройки своего бюро, пояснили название машин, для чего предназначены, как будут работать.

А чтобы гости (приглашенная группа) не скучали, мы им тоже предложили, как команде поучаствовать и построить дорогу для будущего транспорта.

Дети выполняли работу под веселую музыку.

Очень весело, интересно и познавательно прошло творческое мероприятие, на котором дети изобретали свои машины из разного вида конструктора.

Ребята закрепляли умения самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения.

По окончанию мероприятия, дети выразили свои эмоции, разместив смайлики на «Светофоре».

Дети с большим удовольствием обыгрывали свои постройки. На память о мероприятии, была сделана общая фотография. «Гостям мы были рады, ты дружбе – улыбнись! Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались!!!»

Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Литература:

  • Волкова С. И. Конструирование [Текст]: / С. И. Волкова — М: Просвещение, 2010–96 с.
  • Волосовец Т. В. «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» [Текст]: / Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева — Самара «Издательство АСГАРД», 2017–67 с.
  • Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: / М. С. Ишмакова — М.: ИПЦ Маска, 2013–100 с. Миназова Л. И. *Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Миназова // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 545–548. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384] // КонсультантПлюс. www. consultant. ru 2013. С. 4.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год