Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Педагогика
Автор: Ефремова Татьяна Евгеньевна Зайцева Марина Сергеевна   
09.03.2022 22:06

Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Авторы:

  • воспитатель Ефремова Татьяна Евгеньевна
  • воспитатель Зайцева Марина Сергеевна

Организация: МБОУ Школа № 24 г.о. Самара

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» — Выгодский Л.С.

Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

 

Современное общество и технический мир — понятия не разделимы. Мир технологии, захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

С самого раннего возраста, ребёнок находится в окружении техники и чтобы успеть за новыми открытиями и шагать в ногу со временем, необходимо уже в дошкольном возрасте заложить основы инженерного мышления, дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Инженерное мышление — это залог успеха. Начинать готовить будущих инженеров необходимо в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, моделированию и проектированию.

«Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции» (Г. И. Малых и В.Е. Осипова).». Оно объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования конструирование является одним из видов детской деятельности. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития инженерного мышления и технических способностей детей, что является важным для всестороннего развития личности. Занятие конструированием, является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации, детьми дошкольного возраста.

Конструирование предполагает построение предмета, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных элементов и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.

В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование также является фундаментом научно-технической деятельности, на основе которой формируется инженерное мышление. При создании системы обучения дошкольников разным видам конструирования появляются предпосылки для комплексного развития детей в пропедевтике инженерного образования.

Считаем, что возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно и необходимо уделять конструктивно-модельной деятельности с детьми больше внимания.

Исходя из этого, мы поставили перед собой задачи: — расширять у детей опыт конструирования из различных видов конструкторов; — апробирование современных образовательных конструкторов нового поколения.

  • ознакомить детей с разными видами конструкторов и способами их соединения; • закрепить умения конструировать по схеме, рисунку, модели, условию или замыслу; • развивать технических приемы и навыки; • развивать познавательный интерес, творческое мышление, пространственное воображение; • формировать желания самостоятельно осуществлять свой творческий замысел; • воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь и сотрудничество.

Для реализации этих задач у нас в группе сформирована развивающая предметно-пространственная среда. Работа с конструкторами проводится как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах (совместная творческая деятельность, игровая и самостоятельная деятельность). При этом нами используются различные формы конструирования: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по условиям, конструирование по замыслу, конструирование по теме.

В начале учебного года, в нашем дошкольном учреждении проводился «День технического творчества», где каждая группа демонстрировала свои конструкторские умения.

На базе нашей подготовительной к школе группе было проведено игровое мероприятие — «Конструкторское бюро», направленное на развитие инженерного-технического мышления у детей. На мероприятие, были приглашены гости — дети средней группы, которые были также вовлечены в процесс технического творчества.

Цель мероприятия: воспитание человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Программные задачи:

  1. формировать интересдетей и родителей к совместному творческому досугу,
  2. стимулирования детей и родителейк познавательно-исследовательской и изобретательской деятельности, а также поддержания интереса детей к инженерно-техническим профессиям.
  3. сформировать у детей представление о различных машинах, их функциональном назначении, строении;
  4. развивать умение самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения;
  5. создавать постройку (модель машины) с использованием деталей деревянного конструктора, крупного строительного материала и конструктораLego, закрепляя названия элементов.
  6. вычленять и называть главные части машины, соотносить ее элементы с размерами и формами конструктора, планировать этапы постройки;
  7. учить анализировать свою постройку; этапы ее создания;
  8. воспитывать умение детей работать в коллективе;

Материал:

деревянный конструктор «Строим сами», конструкторLego (средних размеров), крупный строительный материал, схемы к постройкам, крупные пазлы – «Транспорт», наборы цветной бумаги.

Данному мероприятию, предшествовала большая предварительная работа, как в детском саду, так и дома.

Предварительная работа:

  • наблюдение за различными видами грузового транспорта
  • рассматривание иллюстраций; игровые машины различных видов
  • организация игр со строительным материалом на тему «Городской транспорт» (пассажирский и грузовой), «Машины будущего»

-использование в конструктивной деятельности — схем, чертежей, рисунков, иллюстраций.

В группе была организованна выставка поделок, выполненных дома с родителями – «Наши руки, не для скуки»

В начале работы, дети были поделены на 4 команды, посредством жеребьевки.

Для этого, ребята выбрали из коробки цветную деталь Lego, затем подошли к столу с кубиком того же цвета– это бюро! Но названия бюро, дети определили, собрав разрезные картинки – пазлы (машина, поезд, самолет, корабль).

Конструкторские бюро — «Самолетостроения», «Машиностроения», «Судостроения», «Творческо-изобретательское» — уже были оснащены необходимым материалом и схемами.

Далее, дети закрепили виды транспорта, его назначение, кто им управляет. Называли части машин: кабина – место управления машиной, корпус, салон, колеса, окна, иллюминаторы, фары и т.д

В конструкторском бюро, руководит работой инженер-конструктор. Ребятам было предложено самостоятельно выбрать кандидата на эту должность. В конце работы, инженеры -конструкторы представили постройки своего бюро, пояснили название машин, для чего предназначены, как будут работать.

А чтобы гости (приглашенная группа) не скучали, мы им тоже предложили, как команде поучаствовать и построить дорогу для будущего транспорта.

Дети выполняли работу под веселую музыку.

Очень весело, интересно и познавательно прошло творческое мероприятие, на котором дети изобретали свои машины из разного вида конструктора.

Ребята закрепляли умения самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения.

По окончанию мероприятия, дети выразили свои эмоции, разместив смайлики на «Светофоре».

Дети с большим удовольствием обыгрывали свои постройки. На память о мероприятии, была сделана общая фотография. «Гостям мы были рады, ты дружбе – улыбнись! Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались!!!»

Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Литература:

  • Волкова С. И. Конструирование [Текст]: / С. И. Волкова — М: Просвещение, 2010–96 с.
  • Волосовец Т. В. «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» [Текст]: / Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева — Самара «Издательство АСГАРД», 2017–67 с.
  • Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: / М. С. Ишмакова — М.: ИПЦ Маска, 2013–100 с. Миназова Л. И. *Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Миназова // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 545–548. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384] // КонсультантПлюс. www. consultant. ru 2013. С. 4.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год