Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Технология ТРИЗ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников
Педагогика
Автор: Медведева Евгения Александровна   
10.03.2022 10:49

Технология ТРИЗ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольниковТехнология ТРИЗ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников

Медведева Евгения Александровна воспитатель, высшая квалификационная категория МБДОУ – детский сад №386 «Знайка» г. Екатеринбург

Родоначальник, основатель ТРИЗа Генрих Саулович Альтшуллер. Советский инженер, писатель-фантаст, ученый. Родом из Баку. Имеет несколько десятков изобретений. Первое авторское свидетельство изобретателя получил в 10 классе за аппарат погружения в воду. Одно из самых интересных изобретений — скафандр для горноспасателей. В 1945 году принялся за разработку научной технологии творчества. Очень многое сделал для организации ТРИЗ-движения в мире.

Творческо-игровое занятие

«Технология ТРИЗ и РТВ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников при создании творческих рассказов и сказок»

Скачать презентацию

Задачи

  • с помощью ТРИЗ-технологии (системного оператора) познакомить детей с последовательностью создания сюжета сказки;
  • расширить словарный запас детей; закрепить умение выражать мысль распространенным предложением;
  • развивать творческие способности дошкольников средствами продуктивной и театрализованной деятельности;
  • воспитывать доброжелательность, умение слушать до конца ответы друзей и работать в команде.
  • Дидактическая игра «Досье на сказочного героя»
  • Дидактическая игра «Сказка наизнанку»
  • Дидактическая игра «Салат из сказок»
  • Дидактическая игра «Из какой я сказки?»
  • Дидактическая игра «Сказочная тропинка»

Сочинение загадок

Дети с помощью системного оператора «Чудесный экран» освоили модель составления творческих рассказов и сюжетов сказок.

У детей появилась возможность использования модели системного мышления не только в литературоведческих направлениях, но и в различных образовательных областях, а самое главное, в повседневной жизни.

Активизировалось мышление и познавательный интерес.

Овладели навыками коллективного творчества и общения, испытали радость от реализации своих творческих возможностей.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80–е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-пелагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач в различных областях деятельности

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления, связной речи.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

РТВ — развитие творческого воображения – направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

Технология РТВ включает: — метод морфологического анализа; — метод фокальных объектов; — метод эмпатии; — типовые приемы фантазирования;

круги Луллия;

речетворчество и т.д.

Обучение детей созданию образных характеристик объектов при помощи технологических цепочек, позволяющих достаточно быстро научить детей 3 — 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор.

Составление дошкольниками рифмованных текстов, используя определенную последовательность творческих заданий.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине.

Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания, которое содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них творческих способностей составлять сказки различных типов.

  • Первый этап (подготовительный). Введение детей в мир сказки через игровую деятельность, обогащение их литературного опыта.
  • Второй этап. Подготовка к самостоятельному сочинению сказок. Знакомство детей с типовыми приемами фантазирования, преобразования объектов и их свойств с помощью типовых приемов фантазирования. Обучению составлению загадок, метафор.
  • Третий этап. Самостоятельное сочинение сказок.
  • Четвертый этап. От идеи к воплощению. Театрализация придуманной сказки.
  • Пятый этап. Рефлексия, подведение итогов.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год