Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Досуговая деятельность как социально-педагогическое явление.
Педагогика
Автор: Болдырева Оксана Владимировна Ермолаева Марина Владимировна   
19.11.2021 05:44

Досуговая деятельность как социально-педагогическое явление.Досуговая деятельность как социально-педагогическое явление.

Пребывание в детском саду невозможно без радостных праздников, увлекательных утренников, дружеских чаепитий и веселых стартов. Все эти мероприятия, организуемые воспитателем в рамках досуговой деятельности, дарят детям яркие впечатления, которые сохраняются на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме дошкольники получают новые знания и раскрывают свои творческие способности, ребята становятся активнее и самостоятельнее.

Содержание.

1) Значение организации досуговой деятельности в детском саду.

  • цели и принципы организации досуга в детском саду.
  • формы проведения досуга в детском саду.
  • задачи культурно-досуговой деятельности в детском саду.
  • виды досугов и развлечений в детском саду.

2)Конспект досуга в детском саду.

Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, занятиями физкультурой и спортом).

 

Цели и принципы организации досуга в детском саду.

Цель организации досуга дошкольников – привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно -образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят.

Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности дошкольников, воспитатели насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении следующих принципов:

  1. позитивной напряженности – создание дружеской атмосферы, положительных эмоций, получение радости от общения и коллективной деятельности.
  2. самостоятельности – создание условий для саморазвития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника.
  3. комплектности – учет всех компонентов здорового образа жизни.
  4. целостности – развитие самосознания детей.

Формы проведения досуговой деятельности.

Досуг может быть:

  1. Спортивным (соревнования, веселые старты, турниры и т.п)
  2. Музыкальным (концерты, где выступают артисты или сами дети; знакомство с музыкальными произведениями и композиторами; обучение игре на музыкальных инструментах; хоровое разучивание песен и т.п.)
  3. Литературным (прослушивание сказок, стихов, рассказов; рассматривание иллюстраций к книгам; проведение тематических бесед по прослушанным текстам; обучение выразительному чтению стихов и т.п.)
  4. Театральным (кукольный театр, теневой театр, настольный театр – в старших группах дети сами могут показать театр; конкурс чтецов; посещение театральных представлений и т.п.)
  5. Художественным (развитие художественного восприятия; рассматривание репродукций и слайдов; продуктивная изобразительная деятельность –лепка, рисование, аппликация и т.п.)
  6. Интеллектуальным (проведение викторин и игр на смекалку; различные турниры; игры путешествия и т.п.)
  7. Экологическим (проведение экскурсий в парк, на ферму; участие в экологических акциях и т.п.)

Образовательные: Приобщение к различным видам искусства: музыке, театру, живописи. Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.

Развивающие: Привлечение детей к подготовке мероприятий. Привлечение дошкольников к участию в играх — драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях. Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности)

Воспитательные: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувство защищенности у каждого ребенка. Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.

Воспитание патриотических чувств.

Виды досугов и развлечений в детском саду.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

1. ОТДЫХ – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным и физическим отдыхом.

Отдых можно подразделить на пассивный и активный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры.

Виды отдыха:

  1. самостоятельные занятия физическими упражнениями;
  2. работа на территории детского сада: полив растений, рыхление земли, уборка группового помещения;
  3. портивный отдых: катание на лыжах, санках, велосипеде, скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон;
  4. игры со снегом, песком, водой;
  5. прогулки;
  6. непринужденная беседа со взрослым;
  7. игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами, красками и другими материалами;
  8. рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
  9. прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, мелодий;
  10. просмотр по желанию детей диафильмов.
  11. РАЗВЛЕЧЕНИЯ всегда должны быть красочным моментом в жизни ребенка. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, побуждают радостные чувства, поднимают настроения. На этих мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит приобрести уверенность в себе, веру в свои силы.

Виды развлечений:

  1. концерты: тематические, музыкально-литературные, исполнение музыкальных произведений, литературных произведений, произведения народного творчества; детской художественной самодеятельности.
  2. народные игры: потешки, загадки, хороводы, игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижности.
  3. познавательные вечера: КВНы, викторины, посвященные жизни и творчеству великих людей, обычаям и традициям народа, региона, страны; математические, экологические и др.
  4. спортивные игры, соревнования, эстафеты, веселые старты, подвижные игры с правилами.
  5. театрализованные представления.
  6. забавы: развлечения с карандашами, красками; шутки, фокусы, шарады; пословицы, поговорки, скороговорки; аттракционы с механическими и электрическими игрушками; сюрпризные моменты.
  7. просмотры диафильмов, видео и телефильмов, детских телевизионных передач, прослушивание аудиозаписей, компьютерные игры.
  8. ПРАЗДНИК – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем.

Главная задача праздника создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру.

Виды праздника:

  1. народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, весенье-летние игры, осенины.
  2. государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День города.
  3. международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день.
  4. равославные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица.
  5. бытовые и семейные праздники: день рождения, выпуск в школу.
  6. выдуманные праздники (чтобы доставить детям радость) –праздник Мыльных пузырей, праздник Воздушных шаров, праздник Оригами.
  7. САМООБРАЗОВАНИЕ –это целенаправленная деятельность по приобщению систематических знаний в какой-либо сфере. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы.

Виды самообразования:

  1. игры – компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные, дидактические.
  2. коллекционирование, различные хобби.
  3. кспериментирование.
  4. познавательная деятельность.
  5. самостоятельная художественно-продуктивная деятельность.
  6. экскурсии.
  7. посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка и других зрелищных мероприятий.
  8. ТВОРЧЕСТВО также рассматривается, как культурно-досуговая деятельность ребенка. Творческая деятельность ребенка, как вид досуговой деятельности, не обязательно приводит к желаемым результатам, но участие в ней не проходит бесследно.

У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны. Полезных для детей развлечений много, главное, чтобы взрослые помогали, принимали активное участие в досуговой деятельности.

Викторина «Путешествие по сказкам» (средняя группа)

Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок

Задачи:

  • активизировать знания детей о русских народных сказках;
  • способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий;
  • формировать умение узнавать сказку по загадке, по отрывку;
  • формировать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Оборудование: жетоны с изображением медведя, муха – Цокотуха, таблички «Муха – Цокотуха», «Три медведя», картинки с изображением лиса, заяц, волк, медведь, белка, ежик, набор разрезных картинок по сказкам «Теремок», «Репка» фишки, мольберт, призы, фишки.

Ход викторины:

Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья!

Ребята, я вам предлагаю сейчас поиграть в игру – викторину, которая называется «Путешествие по сказкам». Но сначала нам надо поделиться на две команды. Поделимся мы с помощью жетонов. У кого на жетоне нарисована картинка с изображением медведя, садится за стол, где табличка «Три медведя», а у кого муха за стол, где табличка «Муха – Цокотуха». У нас получилась команда «Три медведя» и команда «Муха – Цокотуха».

Будем сказки вспоминать и на вопросы отвечать. Будьте все внимательны, дружны и любознательны.

Воспитатель: Но прежде, чем мы начнём наше путешествие по сказкам, я хочу проверить, насколько готовы наши команды. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

Итак, начинаем.

1 «Блиц — опрос»

  1. В какой сказке девочка сломала мебель? «Три медведя»
  2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
  3. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»
  4. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок»
  5. Какого героя съела лиса? «Колобок»
  6. В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
  7. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)
  8. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
  9. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
  10. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
  11. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
  12. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки.

Воспитатель: Ребята, молодцы. Переходим к следующему заданию.

2. Задание «Угадайте героя по реплике»

Команде «Три медведя»

- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

Команде «Муха — Цокотуха»

- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

Команде «Три медведя»

- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

Команде «Муха — Цокотуха»

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

Команде «Три медведя»

- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

Команде «Муха — Цокотуха»

- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

Команде «Три медведя»

- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» ( «Лисичка со скалочкой»)

Команде «Муха — Ц»

- «…речка – реченька – укрой меня…» ( «Гуси – лебеди»)

За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки.

Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием.

3 Задание «Отгадай загадку».

Каждой команде по очереди предлагается загадка с показом картинки.

1. Рыжая шуба, хитрые глаза

Во всех лесах она краса.

А зовут ее (Лиса).

2. Зимой белый, летом серый (Заяц).

3. Серовато, зубовато, по полю рыщет

Телят, ребят ищет (Волк).

4. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал

А проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной (Медведь).

5. Юркий, маленький зверек

По деревьям прыг да скок (Белка).

6. Колючий клубок

Не видать ни головы, не ног (Ежик).

Воспитатель. – Ребята, где живут все эти звери? (в лесу, в сказке, в книге).

За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки.

4 Задание «Перепутались картинки»

Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой – либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрации к сказке и определить её название. ( «Репка», «Теремок»)

За правильный ответ команда получает по 2 фишки.

5 Задание Дидактическая игра: «Назови слово».

Воспитатель – В сказочном лесу живут разные звери, вы должны вспомнить как их называют.

Мышка…… Норушка

Лягушка…… Квакушка

Зайчик…… Побегайчик

Лисичка…… Сестричка

Волк……… Зубами щелк

Медведь…… Косолапый

Сорока…… Белобока

Заяц…… Короткий хвост

Медведь…… Топтыгин

Лиса… Патрикеевна.

За правильный ответ команда получает по 1 фишки.

6 Задание «Назови сказку правильно»

«Сестрица – Алёнушка и братец Никитушка»

«Иван – царевич и зелёный волк»

«Лисичка – сестричка и серая мышь»

«Дарьюшкина избушка»

«Пашенька и медведь»

«Волк и 7 тигрят»

За каждый правильный ответ команда получает по 2 фишки.

7 Задание Физкультминутка "Три медведя"

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой — большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).

А сынок — малютка просто. (Присесть).

С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).

Дзинь — дзинь, дзинь — дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).

8 Задание «Узнай героев по описанию»

Отгадайте, кто это:

  • Перед волком не дрожал

От медведя убежал.

А лисице на зубок,,

Все ж попался… (колобок)

  • Помогла нам яблонька

Помогла нам печка,

Помогла хорошая, голубая речка,

Все нам помогали, все нас укрывали,

К матушке и батюшке мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди)

За правильный ответ команда получает по 1 фишки

9 Задание «Отгадай название сказки»

Воспитатель называть первое слово, а вы отгадайте полное название сказки.

- Гуси — (лебеди)

- Красная… (шапочка)

- Заюшкина… (избушка)

- Царевна … (лягушка)

- Муха… (Цокотуха)

- Три… (Медведя)

- Доктор… (Айболит)

- Волк… (И семеро козлят)

За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки.

Воспитатель: Наше путешествие по сказкам закончилось, а сейчас подведём итоги.

Награждение победителей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год