Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Реалистичность тьюторства в российском образовании
Педагогика
Автор: Коршикова Марина Георгиевна   
11.07.2019 15:13

Реалистичность тьюторства в российском образованииРеалистичность тьюторства в российском образовании

Тьюторство все больше и больше вызывает интерес в нашей стране, как и все то, что отличается новизной и неизвестностью. В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору. Тьютор – новая профессия для российского образования. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как учитель, передавать знания, а поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП).

 

Тьюторское педагогическое движение в России насчитывает почти двадцать лет. С самого начала оно сочетало в себе научный и практический поиск, результаты которого в концентрированном виде представлялись на всероссийских тьюторских конференциях (г. Томск, с 1996 г.) Однако в последние годы сложились условия и потребность в более широком распространении идей и практики тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП). Профессию «тьютор» в современном мире профессий можно отнести к типу профессий «человек-человек», к классу преобразующих профессий.

Основная цель (задачи) вида профессиональной деятельности: тьютор работает с человеком или группой лиц (в том числе с ОВЗ), обеспечивая сопровождение процесса индивидуализации тьюторанта (тьюторантов) в освоении им (ими) ресурсов социальной среды для образовательного, профессионального или личностного развития. Тьютор содействует в решении актуальных для тьюторанта жизненных задач, развитию компетентностей по рефлексии социального и образовательного опыта, самоопределению, самоорганизации, самообразованию и самореализации в социальной среде. Сопровождение процесса индивидуализации несовершеннолетних лиц осуществляется с учётом мнения их родителей (законных представителей) и возможностей их ближайшего окружения.

С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования (источник: приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования).

Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Тьюторство по праву занимает прочное положение в образовательных организациях, особенно в свете инклюзивного (интегративного) образования, где роль тьюторства, как сопровождение и наставничество в социально – образовательной среде детей не просто велика, но и необходима.

Если говорить о роли тьюторства в образовательных организациях, можно предположить, что роль тьютора действительно важна, ведь помощь и поддержка детей в социально — образовательном пространстве зачастую необходима не только детям с ОВЗ, но и тем детям, у которых имеются проблемы в усвоении учебной программы, социально – психологические проблемы (педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и т.д.), а также «одаренным» детям.

Но если речь идет о дошкольной организации, необходимо ли тьюторство в детском саду? Как можно организовать тьюторский процесс в организациях такого типа?

Необходимо вернуться к тому, что тьюторство прочно связано с инклюзивным образованием, а значит и в дошкольных организациях тьютор может и должен помочь «особым» детям адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает, при этом успешно развиваться в соответствии с программой, но имея возможность индивидуальной деятельности.

Тьюторство предполагает, что весь образовательный процесс можно индивидуализировать в соответствии с особенностями ребенка, его потребностями и возможностями. В организациях дошкольного типа используется та или иная программа, которая предполагает, что в образовательном процессе ребенок так или иначе должен усвоить весь материал, особенно это проявляется в подготовительных группах, где зачастую стоит цель: подготовить ребенка к школе, по принципу преемственности в образовательных учреждениях. Но и в детских садах есть дети с проблемами в процессе развития. Вот тут и необходимо обратиться к тьюторству. Тьютор сможет не только создать индивидуальную программу для усвоения ребенком материала или норм и правил поведения в социуме. Он составит образовательный процесс так, что учитывая особенности ребенка, будет возможно усвоение программы соответственно требованиям.

Тьютором в дошкольном образовании может выступать воспитатель, который поможет ребенку в успешном преодолении трудностей. Тьюторство в дошкольных учреждениях позволит не только помочь детям в усвоении программы, но и даст возможность развивать ребенка в соответствии с его возможностями, не нарушая процесс развития остальных детей.

Нужен ли тьютор в детском саду? Несомненно, именно в детском саду можно составить индивидуальную образовательную программу, научить ребенка учиться, что увеличивает вероятность того, что в школе этому ребенку будет проще влиться в образовательный процесс. Тьютор не только поможет в образовательном процессе, он сделает этот процесс ориентированным на личность ребенка, его возможности.

Важно понимать, что тьютор это не нянька, которая ежесекундно находиться с ребенком, решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист, задача которого помочь ребенку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы (в развитии, социализации) в индивидуальном порядке.

Тьютор работает с родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении, выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребенка. Задачи, реализуемые тьютором, разнообразны:

  • сопровождение ребёнка в его жизненной среде, помощь в организации её развивающего характера;
  • подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;
  • занятия с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций;
  • партнёрство с семьёй в вопросах развития и образования ребёнка, рекомендации в подборе развивающих, коррекционных и образовательных программ;
  • правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

Таким образом, можно выделить, что тьютор — специалист, который нужен не только в рамках инклюзивного образования в школе, но и в детском саду. На сегодняшний день данная профессия приобретает особую значимость, именно в детском саду. Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями. При этом компетентность тьютора может решить их за более короткий промежуток времени, так как он работает целенаправленно с одним ребенком.

Мне видится, что тьютор не дань моде и его роль в образовании в целом, очень значима. Каждый ребенок может реализовать свои возможности, если ему помочь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год