Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» ДОШКОЛЬНИКИ С ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ
Педагогика
Автор: Ильгова Светлана Николаевна   
08.07.2019 21:40

«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» ДОШКОЛЬНИКИ С ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» ДОШКОЛЬНИКИ С ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ

Педагог-психолог ДОУ № 107 «Боровичок» Ильгова с.н.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные медико-психолого-педагогической комиссией и препятствующие получению образованию без создания специальных условий. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2.16)

Слайд 3

Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

 

Скачать презентацию

Слайд 4

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Слайд 5

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ говорит о том, что:

  • Все дети разные;
  • Все дети могут учиться;
  • Есть разные способы, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;
  • Адаптация системы к потребностям ребёнка.

Слайд 6

В ДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)

Целями деятельности ПМПк являются коллективная разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников.

Задачи ПМПк:

  • Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, обучении, поведении;
  • Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных ситуаций;
  • Подготовка и ведение документации, отражающих актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;
  • Выявление резервных возможностей развития детей;
  • Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;
  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в ДУУ возможностей;
  • Организация взаимодействия педагогов и специалистов дошкольного учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.

Слайд 7

Структура деятельности ПМПк в ДОУ

  • Воспитатель- методист
  • Воспитатель
  • Педагог-психолог
  • Музыкальный руководитель
  • Инструктор по физическому развитию
  • Медицинская сестра
  • Учитель-логопед

Слайд 8

Для оказания воспитаннику с ОВЗ комплексной помощи по преодолению трудностей освоения программы дошкольного образования проводится:

  • взаимодействие всех специалистов

- построение их деятельности по принципу команды:

- работа ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ:

- отслеживаются и результаты дальнейшего дошкольного образования.

Деятельность консилиума осуществляется в три этапа (можно сказать три заседания):

- Подготовительный (сентябрь, октябрь)

- Промежуточный (декабрь- январь)

- Итоговый (май)

Слайд 9

Команда работает в следующих направлениях:

1. Диагностическое направление

1. 1. Изучение документации ПМПК

1. 2. Первичное обследование и мониторинг всеми специалистами ДОУ

1. 3. Ознакомительные беседы с родителями (о раннем развитии, проблемах ребенка, планах и «ожиданиях» родителей, выявление детско-родительских и семейных проблем).

1. 4. Индивидуальное консультирование родителей о результатах мониторинга

1. 5. Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание «+» или «-» динамики, причин, обсуждение результатов на мини-ПМПк с целью определения дальнейших направлений коррекционно-развивающей работы.

Слайд 10

2. Коррекционно-развивающее направление

2. 1. Обсуждение выявленных специалистами трудностей освоения образовательных областей на заседаниях ПМПк.

2. 2. Определение программы обучения воспитанника (соответствие возрастной норме)

2. 3. Решение о создании индивидуальной программы / плана сопровождения,

  • определение приоритетных направлений, исходя из выявленных трудностей
  • закрепление курирующего специалиста

- определение сроков работы (периода работы)

2. 4. Коррекционно — развивающая работа по периодам

3. Консультационно-просветительское направление

3. 1. Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам

3. 2. Включение родителей в образовательный процесс

Слайд 11

Что необходимо для составления карты индивидуального развития.

Под руководством психологов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания. Составлению карты предшествует изучение ребенка.

План изучения традиционно включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями
  • изучение медицинской карты ребенка
  • обследование физического развития
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи)

Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения ребенка.

Слайд 12

На что необходимо обращать, если отклонения не ярко выражены

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями, обследованием занимаются специалисты определенного профиля, а воспитатель знакомится с полученными ими данными. Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является воспитатель.

На что целесообразно обратить внимание педагогу, чтобы выявить либо отклонения, либо факторы риска в развитии ребенка?

1. При беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее материальном и социальном благополучии, важно понять, что родители ожидают от дошкольного учреждения. Многие дошкольные образовательные учреждения разрабатывают для этого стандартизованные анкеты и рассматривают ожидания родителей как социальный заказ. Однако родители не всегда могут ясно сформулировать свои требования, поэтому воспитатель может использовать косвенные вопросы.

Например, если ребенок самостоятелен в быту, у родителей спрашивают, кто его научил одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил и как. Все эти вопросы дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и взаимодействия тяготеет этот человек.

Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у малыша (даже если ему всего два года), помогут понять, есть ли по отношению к ребенку завышенные требования или, напротив, гиперопека.

2. Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели нервно-психического развития.

Напомним, что наиболее важными показателями моторного развития являются удерживание головы — 2 месяца, умение ползать — 7месяцев, самому садиться и вставать — 8 месяцев, в год ребенок должен самостоятельно ходить.

Слайд 13

3. Важнейший показатель и эмоционального, и двигательного, и интеллектуального развития -комплекс оживления. В норме он возникает в 3 месяца.

4. Кроме этих показателей в медицинской карте, как правило, отмечается начало лепета (6месяцев) и появление первых слов (12 месяцев).

Изучая медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе нарушение одного из сроков не является свидетельством отклонения и должно рассматриваться в контексте актуального развития ребенка.

Например, если в медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и первых слов, а поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то указанные отклонения от нормативных сроков можно объяснить особенностями темперамента.

Вас должно насторожить отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова (Посмотри на…).

5. При обследовании физического развития ребенка обычно обращают внимание на рост, вес, осанку и развитие основных движений. Необходимо отметить, что признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних. Так, например, имеют место нарушения соотношений между длиной туловища и конечностей, различные деформации черепа. Отмечается неправильный рост зубов, деформации в строении ушной раковины и др. аномалии развития.

При психофизическом инфантилизме ребенок может быть развит гармонично: выглядит как трехлетний, деятельность как у трехлетнего при календарном возрасте пять лет.

Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних органов – нередки врожденный порок сердца и др. нарушения сердечно — сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыхания; наличие таких дефектов приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям.

Таким образом, дети с физическим недоразвитием требует углубленного обследования психического развития, к которому целесообразно привлечь психолога.

6. Очень внимательно педагогу нужно отнестись к развитию движений разного характера. Следует помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый характер. Внимательно наблюдая за таким малышом, воспитатель отмечает, что у него нет навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. И дело здесь не в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. Поэтому, наблюдая за ребенком, надо обратить внимание на скоординированность движений во время маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. Особое внимание надо уделить мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с обследованием деятельности.

При стертых формах детского церебрального паралича определенные трудности у ребенка вызывает предметная деятельность: соотносящие действия не точны, кажется, что дошкольник не перерос метода проб и ошибок, орудийные действия мало продуктивны. Плохо получаются синхронные действия двумя руками.

Слайд 14

7. Дети с задержкой психического развития в дошкольном возрасте могут действовать с предметами неспецифично, например, пирамидкой стучать, подбрасывать кольца или разметывать их по столу. При побуждении к началу деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав действовать адекватно, ребенок прекращает действия или переходит к неспецифичным действиям).

8. Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек.

9. Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности нормальных, если степень дефекта небольшая. Если же нарушение имеет выраженный характер, своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста. Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены неправильные (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру ит. п.).

Слайд 15

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами

- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)

- совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

- прием пищи

- дневной сон

- фронтальные занятия

- детско-родительские группы

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Слайд 16

Методы и формы работы с детьми

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год