Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Жданова Ирина Николаевна   
05.04.2019 22:09

Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает педагога на организацию образовательной деятельности в рамках современных образовательных технологий,

Слайд 2

Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.

С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата бОльшую надежность и гарантирует его более высокое качество.

 

Скачать презентацию

Слайд 3

Технология деятельностного метода разработана в середине 1990-х гг., т.е. около 20 лет назад под руководством Людмилы Георгиевны Петерсон. За это время данная технология прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовывать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г. П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).

Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество.

Слайд 4

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.

Слайд 5

Таким образом, в результате освоения технологии «Ситуация» был разработан вариант шаблона технологической карты образовательной деятельности, который мы и хотим представить вашему вниманию.

Слайд 6

Технология «Ситуация» предполагает реализацию 6 этапов. Далее мы остановимся на них подробнее. В шаблоне будут обозначены ключевые вопросы, акцентные позиции каждого этапа образовательной деятельности, выделенные автором и позволяющие облегчить освоение данной технологии педагогом.

Слайд 7

1. Этап «Введение в ситуацию». Акцентные вопросы: «Хотите? Сможете?» Планируемый результат — сформулировать «детскую» цель.

Нужно отметить, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной ( «взрослой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образовательный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руководствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть), а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому–либо).

Слайд 8

2. Этап «Актуализация знаний и умений».

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания При этом дети обычно находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым «открытиям».

Слайд 9

3. Этап «Затруднение в ситуации».

Данный этап является ключевым.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов ( «Смогли?»«Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин).

Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение- это поиск причины затруднения и ее устранение. «Не знать – не страшно, страшно – не узнать».

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа учебную задачу воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта ( «нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной задачи, при этом она проговаривается ими во внешней речи. Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто».

Слайд 10

4. Этап «„Открытие“ нового знания (способа действия)».

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения могут быть способы «попробовать догадаться самому», «придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя различные формы организации детских видов деятельности, педагог помогает детям «открыть» новое знание, которое фиксируется ими в речи, или знаково.

Время реализации данного этапа может быть как краткосрочный, так и долгим -распределен и реализован в течение дня (или даже недели).

Слайд 11

5. Этап «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка». На данном этапе воспитатель создает ситуации, предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.

В старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др.).

Данный этап, как и предыдущий, может быть распределен во времени.

Слайд 12

6. Этап «Осмысление».

Завершающий этап, рефлексивный.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» — воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» — подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели ( «Удалось …, потому что узнали (научились) …»). В младшем возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели.

Слайд 13

При реализации технологии «Ситуация» особо следует уделить внимание эмоциональной составляющей взаимодействия взрослого и детей: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела (от совершенного открытия, от совместной работы и т.д.). Таким образом, реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» ( «Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год