Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Педагогика
Автор: Базарова Наталья Ивановна   
05.04.2019 23:03

ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

У всех детей есть заветный ключик от этого мира: чудесное слово: «Понарошку!».

Играя в жизненные сюжеты, малыш «понарошку» внедряется в деятельность и занятия взрослого мира, поскольку в реальности такое практически невозможно. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он — участник интересных и привлекательных событий. В игре он может быть и строителем, и космонавтом, и продавцом, и мамой.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет (содержание) – это та часть деятельности, которую пытается повторять ребенок; это то, что определяет суть игры, взаимосвязи и взаимоотношения в ней малышей.

Роль – основной стержень и смысл игры. Роль, как правило, сопоставляется с взрослым человеком, героем, персонажем или животным, его характером, поступками, действиями.

 

Скачать конспект

Сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Если ребёнок достигает этого уровня, у него появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций — ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов.

Такие игры необходимы для всестороннего детского развития, так как затрагивают множество аспектов навыков и умений ребенка, их приобретения и дальнего развития.

Игра развивает мотивы и потребности ребенка – в игре происходит формирование стремления действовать, развитие нравственности в человеческих отношениях (честность, терпение, инициатива, взаимопонимание, взаимопомощь…).

В игре у ребенка формируется желание взрослеть – выполнять (пока еще только в игре) общественно значимую деятельность: лечить, учить, строить, воспитывать детей, совершать подвиги и т.д..

В игре развивается управление своим поведением: подчинение своих действий роли, понимание необходимости правил, создание правил, понимание прав и обязанностей играющих, развитие воли.

В игре происходит преодоление эгоцентризма – развитие умения встать на позицию другого невозможно без игровых партнеров.

В игре происходит развитие умственных действий: обобщение действий, развитие логики действий, предварительный замысел, планирование, контроль, развитие произвольной речи, развитие внимания, памяти, воображения.

Именно сюжетно-ролевая игра дошкольников является лучшим средством подготовки ребенка к школе, потому что главный секрет школьных успехов лежит не в навыках ребенка, а в его социальной зрелости.

КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЖДУТ НЕ ДОИГРАВШИХ ДЕТЕЙ?

Современные дети не доигрывают. Их очень рано начинают учить, также игру вытесняют компьютер и телевизор.

Последствия не доигравших детей:

  1. следствие. Ребенок не может учиться, вернее он запоминает, но обучение, которое ведет к развитию, у него не получается.
  2. следствие. Психологическая неготовность к школьному обучению.

Эта особенность сказывается не только в младшем возрасте. Она сопровождает человека всю его жизнь. Эти люди оказываются неуспешными в школе, в профессиональной сфере, в личной жизни. И причина не в способностях, а в неумении играть.

3 следствие. Неспособность человека управлять собой.

Например, многие дети боятся темноты, или того, кто сидит под кроватью. Они не умеют управлять своим воображением, потому что не умеют играть. Эта неспособность будет отражаться и во взрослой жизни, так как и у взрослого найдется много причин для страха. Еще одно проявление неумения управлять собой это разного рода зависимости — алкогольная, компьютерная, трудовая, и даже, игровая. Они знают, что надо делать, но не могут с собой справиться.

4 следствие. Не способность подчиняться правилам.

Вся наша жизнь подчинена правилам. Они есть всюду. Надо определенным образом себя вести, решать математические задачи по правилам, играть по правилам и т.д. Если подчиняться правилам, привнося в них свой смысл, то можно одновременно и обрести определенную степень свободы и реализовать творческие способности. Помните рассказ Марка Твена "Том Сойер"? Его наказали, заставив красить забор, а он превратил это монотонное занятие в увлекательное.

5 следствие. Недостаточное развитие психических процессов: памяти, речи, мышления, чувств, эмоций, внимания.

6 следствие. Ребенок очень поздно начинает социализироваться.

Надо определенным образам здороваться, прощаться, задавать вопросы, знакомиться; определенным образом вести себя в разных коллективах, включаться в общение.

Этому надо учиться. Учиться через игру.

Родителям никогда нельзя забывать о том, что, если он действительно заботиться о развитии ребенка, необходима игра. А если игры нет и в это же время оказывается, что надо заниматься боксом и иностранными языками, это значит, мы крадем у ребенка детство. Надо учиться самому играть и создавать условия для развития игры у детей.

КАК РОДИТЕЛЯМ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ?

- до 3-х лет:

  • Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
  • Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти)
  • Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
  • У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.

- 3-4 года:

  • Чем больше ребенок будет знать предметов и действий с данным предметом, тем разнообразнее будут в дальнейшем его игры. А самих таких предметов (как и во взрослой жизни) может быть великое множество.
  • В три-четыре года начинается возраст «почемучек». Ребенок часто задает новый вопрос, даже не дослушав ответ на предыдущий. Это связано с тем, что он интенсивно начинает познавать мир. Начинает интенсивно развиваться и играть.
  • Ребенок начинает брать на себя роли, возникают непродолжительные диалоги. Игра остается непродолжительной по времени. Ребенок начинает комбинировать события. Например, девочка играет роль «мамы», а кукла – это ее «дочка». «Мама» накрыла на стол и тут входит настоящая мама, которая входит в роль «гостьи» с другой куклой «своей дочкой». «Гостья» вступает в диалог с «мамой», спрашивает о чем-то ( «как дела?»). «Мама» предлагает выпить вместе чай, так как у нее «накрыт стол». – Так возникают первые диалоги, и усложняется игра.

- 4-5 лет:

  • Становятся более развернутые сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, принимают «специалисты». Есть пациент (ы), медсестры.
  • Как правило, ребенок уже вносит в игру свои предложения.
  • Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идет игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребенок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи».
  • Активно развиваются ролевые диалоги.

- 5-7 лет:

  • Развернутые сюжеты игр, детализация сюжетов. Дети вносят все больше и больше предложений в игру, поэтому игра становится продолжительней по времени и интересней по сюжету. Все события для игр дети берут из реальной жизни.

КАКИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Любая сюжетно-ролевая игра начинается с замысла. То есть я должен придумать, во что мне поиграть. Ребёнок не умеет, а родители? Если вы не знаете, как научить ребёнка играть, сами затрудняетесь (или нет времени) быстро придумать сюжет игры, обыграйте рассказы из детских книжек.

I. Чтение рассказа.

II. Анализ содержания. Игра «Что было потом» или пересказ по наводящим вопросам:

Про кого рассказ. Сколько человек было в семье у Маши? Куда собралась семья? Куда хотел поехать папа?

III. После беседы готовим атрибуты к игре. Рисуем «паспорт» (в детском саду можно провести как занятие).

подсказки для вас:

  1. Когда начинать играть в ролевые игры? Если речь ребенка достигла логопедических стандартов для 3х летних детей, то пора начинать играть
  2. Какой сюжет выбрать? Выбирать нужно то, что вероятнее всего откликнется у вашего ребенка. Проанализируйте его интересы: какие темы ему явно нравятся больше других? Какие игрушки он выделяет среди остальных? Полезно также бывает завести разговор на тему «Кем ты хочешь стать?». Поразительно, но многие 4х-летние дети быстро отвечают на этот вопрос. Если ваш ребенок затрудняется, посмотрите вместе книжки или видео о профессиях – если ребенка что-то заинтересует, от эта тема станет сюжетом вашей первой игры.
  3. А если моему ребенку ничего не интересно? А если мне некогда выяснять? Тогда мы рекомендуем взять универсальный сюжет «Магазин». Это один из самых простых в организации сюжетов.
  4. Что делать дальше? Вот вы выбрали сюжет. Теперь подготовьте реквизит: подберите игрушки, сложите их вместе, смастерите или докупите что-то.
  5. Обязательно ли мастерить реквизит для игры или можно пойти и купить что-то готовое в игрушечном магазине? Кажется, что на первых этапах лучше мастерить что-то из подручных средств. Если сюжет «не пойдет», или ваши первые игры будут длиться не более пяти минут, вам не будет жаль потраченных денег.

Вам в помощь примерный список того, что можно подготовить для игры в «Магазин»:

  1. Кассовым аппаратом пусть у вас будет обычный калькулятор или коробка от помадки. Оберните коробку белой бумагой, нарисуйте на бумаге цифры-кнопки.
  2. В качестве денег можно взять настоящую мелочь, вымытую с мылом. Также, можно нарезать цифры из старых настенных календарей.
  3. Возьмите любую пластиковую карточку – это будет банковская карта.
  4. Найдите какой-то старый кошелек или возьмите конверт – это кошелек ребенка.
  5. Девочки также любят «ходить в магазин» с маленькими сумочками.
  6. Разные отделы в магазине у вас могут быть представлены плакатами, которые часто есть в доме, например, такими: «Овощи», «Фрукты».
  7. Не забывайте также, что вы можете пользоваться правом «понарошку»: например, продавец может давать ребенку «невидимую» сдачу, невидимые товары – многим детям такой ход очень нравится.
  8. Предложить ребенку принять участие в подготовке: вместе смастерите кассовый аппарат, вместе подберите товары для прилавков, договоритесь о правилах игры.
  9. Я собрала реквизит – уже можно приступать к игре? Не торопитесь. Сначала вам нужно пойти на экскурсию. Темой этой экскурсии будет именно ваша будущая ролевая игра. Комментируйте ребенку все, что встречается вам на пути, а особенно действия сотрудников магазина: «Мы – покупатели. Мы берем корзинку и идем выбирать товары. Сотрудник магазина раскладывает товары на полках. Кассир берет деньги. Кассир дает сдачу и чек».
  10. Мы были на экскурсии! Уже можно начинать играть? Я разложила реквизит, говорю: «Идем играть в магазин!», а ребенок не хочет, убегает. Сразу предупреждаем, что ваша игра пойдет тем легче и интереснее и для вас, и для ребенка, если у ребенка будет очевидное и искреннее желание играть с вами. Вы можете мягко предложить ребенку: «Кем ты хочешь быть: продавцом или покупателем?», но вы не должны настаивать. Если вы ходите в магазин на экскурсию уже вторую неделю, а ребенок так и не проявляет желания играть в магазин, то рекомендуем следующее:
  11. Поищите на родительских форумах – как другим мамам удается заинтересовать детей ролевыми играми? Найдите на youtube каналы родителей, показывающих, как они играют со своими детьми. Покажите ребенку видео, как дети играют со своими мамами. Если вы будете ежедневно что-то новое узнавать о процессе организации игр, вы обязательно найдете рабочую для своей ситуации рекомендацию.
  12. Мы сели играть, и я обнаружила, что я не знаю, что сказать. Мне что, надо сценарий было прописывать? Прописывать не обязательно, но примерно прикинуть в уме, что вы спросите и что может ответить ребенок – надо. Вот отрывок диалога, с которого могут начаться ролевые игры в «Магазин»:

Здравствуйте! Что вы хотите купить? – Я хочу купить картофель.

Извините, картофеля нет. Но зато есть яблоки! — Мне 5 яблок, пожалуйста.

С вас … рублей.

11. И все же как часто играть? Дети должны играть каждый день.

12. Как долго мне играть с ребенком? Игра может случиться всего на 5 минут, и больше внутри этого дня у вас не получится поиграть. Это нормальная ситуация. Если ваш ребенок играет дольше – прекрасно. Играйте до тех пор, пока ему не надоест. Если вы очень занятая мама, живете по плану, то сделайте следующее: выделите в своем графике, скажем, 15 минут, поставьте таймер на это время. Предупредите ребенка, что, когда «запикает» таймер, маме нужно будет идти по делам. Начинайте играть – у вас все получится!

13. Обязательно играть именно дома? Да, необязательно. Вы можете выносить ролевые игры на улицу. «Продавать» можно палочки, камешки, а листочки будут деньгами. Летом на асфальте можно мелом нарисовать «отделы», мелом же нарисовать кассовый аппарат и его цифры-кнопки.

14. Как мне понять, что игра приносит пользу моему ребенку и развивает его? На что смотреть, где высматривать прогресс? Итак, вы на верном пути, если:

  • ребенок начал сам предлагать вам поиграть в конкретную игру,
  • ребенок запомнил фразы-реплики и уже не за вами повторяет, а сам произносит их,
  • ребенок использует фрагменты ваших игр в самостоятельных играх с игрушками,
  • ребенок начал приспосабливать подручные предметы для своих игр,
  • ребенок начал использовать прием «понарошку»

Еще одна подсказка: вам может быть удобнее отслеживать «игровой прогресс», если вы заведете отдельный блокнот. Назовите его, например, так — «Наши игры». Фиксируйте в блокноте интересные идеи игр (найденные в интернете, услышанные от других мам), прогресс ребенка в речи, в памяти, в самостоятельных играх по мотивам ваших совместных игр. Вы также можете снимать видео ваших игр, потом показывать это видео близким и друзьям. Многим детям нравится смотреть на себя на видео.

ВИДЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР:

В зависимости от игрового замысла все игры можно поделить на условные категории:

  • Бытовые – «семья», «дочки-матери», «день рождения», «приготовление еды» и т. д.
  • Общественные и созидательные – «больница, «пожарные», «парикмахерская», «магазин», «строительство» и т.д.
  • Героические – игра в рыцарей, в солдатиков и другие.
  • Режиссёрские – где озвучивают и выполняют действия с помощью кукол, различных фигурок.
  • Литературные – по мотивам сказок, мультиков

Наша жизнь меняется, в связи с новыми условиями, появилась необходимость в организации более современных игр, которые я хочу вам предложить:

Турагентство

Цели: Познакомить детей с профессиями — директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист и т.д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Примерные игровые действия: путевки, билеты, помочь советами; бронирование железнодорожных и авиабилетов, гостиниц, круизов, автомобилей в аренду; питания, экскурсии, развлечения; распространение рекламной литературы; оформление путевой документации; консультирование клиентов по различным вопросам: климат, обычаи, визовые требования и т.д.

Предметно-игровая среда. Оборудование: фотографии; сувениры; карты городов; путевки; билеты.

Банк, Гипермаркет Эссен, Телевидение, Модельное агентство, Редакция, Корпорация «Билайн», «МТС», «Мегафон», Дизайнерская студия

Сколько времени нужно уделять игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  1. Игра не должна строиться на принуждении.
  2. Игра — творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
  3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты — пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, взрослых. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год