Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

План работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах в старшей группе
ПДД детям
Автор: Смирнова Гузель Марселевна   
06.11.2025 07:47

План работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах в старшей группеПлан работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах в старшей группе

Пояснительная записка

Перспективный план работы по обучению детей старшей группы разработан в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Федеральной образовательной программы дошкольного образования, вариативных модулей к образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Формировать основы безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с термином «дорога» и ее элементами (частями): проезжая часть, тротуар, обочина, трамвайные пути и разделительная полоса при ее наличии; с участками проезжей части, обозначенными (дорожными знаками 5.19. 1 и 5.19. 2 «Пешеходный переход») и выделенными для перехода пешеходов через дорогу; с горизонтальной разметкой пешеходного перехода ( «зебра»); с пешеходным и транспортным светофором; с понятиями регулируемый и нерегулируемый переход.
  2. Познакомить с планировкой микрорайона, названиями улиц, правилами движения пешеходов по тротуару, пешеходной дорожке, в пешеходной, жилой зоне, правилами движения на велосипеде.
  3. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «пункт питания», «Парковка», «Въезд запрещен», «Дорожные работы».
  4. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках, обозначающих пешеходную дорожку, велосипедную дорожку, пешеходную и жилую зону.
  5. Закреплять представление детей о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений – магазинов, поликлиники, кинотеатров, кафе.

Развивающие:

  1. Развивать у детей способность к моделированию пространственных отношений между объектами, логическое мышление внимание, зрительное и слуховое восприятие, расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  2. Развивать потребность в соблюдении правил безопасного поведения на дорогах.
  3. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Обогащать словарь детей вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините, спасибо).

Воспитательные:

  1. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности на дорогах и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  2. Воспитывать отрицательное отношение к нарушителям правил безопасного поведения на дорогах.
  3. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, желание соблюдать правила безопасного поведения на дорогах.

Описание содержаний мероприятий

Для реализации данного направления в старшей группе разработана и внедрена новая модель планирования воспитательно-образовательного процесса с взаимодополняющими образовательными областями Образовательной программы дошкольного образования «Детский сад №1 «Березка» г. Кукмор» (далее – ОП ДО) на основе календарного плана воспитательной работы детского сада. Содержание указанных образовательных областей реализуется через:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов, самостоятельную деятельность детей
  • взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ОП ДО.

В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, мною выбраны несколько вариантов совместной деятельности в соответствии с ФОП ДО:

  • совместная деятельность воспитателя с ребенком
  • совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
  • совместная деятельность детей со сверстниками без участия воспитателя, но по его заданию
  • самостоятельная, совместная деятельность детей без всякого участия воспитателя.

Организуя различные виды деятельности, учитываю опыт ребенка, его субъективные проявления (самостоятельность, творчество, инициативность и желание заниматься определенным видом деятельности).

Содержание перспективного плана в старшей группе выстроено на основе вариативности используемых учебно-методических пособий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах ГБУ «НЦБЖД», представленных после плана. Включает темы вариативного модуля к образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и пособия «Цикл конспектов занятий «Я и дорога» (для детей 5-6 лет). В конце каждого месяца (4 неделя) планируется проведение мероприятий, направленных на поддержку субъективных проявлений дошкольника (самостоятельность, творчество, инициатива) – это проведение клубных часов, игровых ситуаций, познавательно-спортивных праздников.

Тема ОД

Целевой ориентир

Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Форма организации детской деятельности в соответствии с ФОП ДО

ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ДОРОГА». ЭЛЕМЕНТЫ ДОРОГИ

Сентябрь

1.Образовательная деятельность

«Определение термина «дорога». Элементы дороги»

Познакомить с термином дорога и ее элементами (частями): проезжая часть, тротуар, обочина, трамвайные пути и разделительная полоса при ее наличии

Коммуникативная

Двигательная

Изобразительная (на игровом участке)

Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя

2.Образовательная деятельность

«Дорога и ее элементы»

Развивать у детей навыки составления монолога при использовании понятий «элементы дороги». Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Коммуникативная

Двигательная

Восприятие художественной литературы

Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя

3.Игра-квест «Юные знактоки дорожной азбуки спешат на помощь»

Формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дорогах. Закрепить знания и практические навыки у детей о правилах безопасного поведения на дорогах, приобретенных ранее на занятиях, во время прогулок и экскурсии.

Двигательная

Изобразительная

Двигательная

Совместная деятельность воспитателя с ребенком

4.Клубный час, посвященный Дню дорожных знаков

«Сохрани жизнь»

Закреплять понятия «элементы дороги» (проезжая часть, тротуар, трамвайные пути).

Расширять знания детей о дорожных знаках, их назначении на дороге.

Формировать у дошкольников установки на соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, используя нетрадиционные техники рисования.

Двигательная

Изобразительная

Познавательно-исследовательская

Совместная деятельность детей со сверстниками без участия воспитателя, но по его заданию.

Разметка пешеходного перехода

Октябрь

1.Образовательная деятельность «Горизонтальная дорожная разметка пешеходного перехода»

Продолжать обогащать представления детей о дорожной среде, элементах дорог

и, дорожной инфраструктуры (светофор, пешеходные переходы, включая надземный и подземный, дорожные знаки) и правилах безопасного поведения на дороге.

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Двигательная

Совместная деятельность группы

детей под руководством воспитателя

2.Образовательная деятельность

«Разметка пешеходного перехода. Нерегулируемый пешеходный переход»

Учить передавать другим людям (товарищам, близким) сведения, полученные   из различных источников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки).

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Совместная деятельность воспитателя с ребенком

3.Образовательная деятельность «Сравнение предметов с

помощью условной мерки»

Используя различные виды и типы моделей транспортных средств, учить детей измерять два транспортных средства по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равному одному из сравниваемых транспортных средств. Определение длины пешеходного перехода

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя

4.Клубный час, посвященный Дню автомобилиста

«Родительский университет знатоков дорог»

(совместно с родителями)

Установление сотрудничества с родителями в вопросах обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Продолжать обогащать представления детей о дорожной среде, элементах дороги, дорожной инфраструктуры (светофор, пешеходные переходы, включая надземный и подземный, дорожные знаки) и правилах безопасного поведения на дороге.

Обобщить знания родителей по правилам безопасного поведения на дорогах, поделиться опытом в работе профессии водитель

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы и фольклора

Двигательная

Музыкальная

Совместная деятельность детей со сверстниками без участия воспитателя, но по его заданию.

ТЕМА 3. ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

Ноябрь

1.Образовательная деятельность «Пешеход-ный переход»

Продолжать обогащать представления детей об элементах дороги, типах пешеходных переходов, включая надземный и подземный, технических средствах регулирования дорожного движения и правилах безопасного поведения на дороге

Изобразительная

Познавательно-исследовательская

двигательная

Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя

2. Образовательная деятельность «Дорожная среда»

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Применяя термины и понятия правил безопасного поведения на дорогах, закреплять у детей правильное, отчетливое произношение звуков.

Продолжать развивать фонематический слух.

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Двигательная

Совместная деятельность воспитателя с ребенком

3.Игровая образовательная ситуация «Розыгрыш билетов в кинотеатр»

Продолжать формировать у воспитанников навыки безопасного поведения на дороге.

Закреплять понятия: «дорога» и ее элементы, знакомить со знаками особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».

Музыкальная

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя

4.Практичес-кая мастерская «Регулировщик», посвященная Дню дорожного регулировщика

Уточнить знания детей о назначении роли регулировщика.

Воспитывать интерес к профессии регулировщика

Игровая

Коммуникативная

Изобразительная

Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя

ТЕМА 4. НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

Декабрь

1.Образова-тельная деятельность «Нерегулируемый пешеходный переход»

Объяснить понятие «нерегулируемый пешеходный переход»: участок проезжей части, трамвайных путей, выделенный для перехода пешеходов через дорогу и обозначенный двумя дорожными знаками «Пешеходный переход» и горизонтальной дорожной разметкой, на котором отсутствуют светофоры

Коммуникативная

Игровая

Изобразительная

Совместная деятельность воспитателя с ребенком

2.Образовательная деятельность

«Термины и понятия транспортной классификации»

Применяя термины и понятия транспортной классификации, продолжать освоение грамматических форм речи на основе умения детей употреблять в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени

Коммуникативная

Игровая

Восприятие художественной литературы и фольклора

Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя

3.Образовательная деятельность

«Развитие глазомера»

Используя различные виды и типы моделей транспортных средств, развивать у детей глазомер, умение находить транспортные средства длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему

Коммуникативная

Игровая

Познавательно-

исследовательская

Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя,

совместная деятельность детей без участия воспитателя (изобразительная деятельность)

4.Игровая деятельность

«Фантазии на домино», посвященная Международному дню художника

Создание из рисунков на домино на магнитной доске макета- части населенного пункта, перекресток, микрорайон. Совершенствование знаний о правилах безопасного поведения на дорогах.

Игровая

Коммуникативная

Изобразительная

Самостоятельная

Используемые источники:

- учебно-методические пособия:

  1. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах       (вариативный модуль к образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»): учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Е. Е. Воронина, В.Н. Попов / под общей ред. Р. Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2016. – 100 с.
  2. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах       (вариативный модуль к образовательной области «Речевое развитие»): учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций/ Сост.: Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е.Е., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н., Рахматуллина Н.И. Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Е. Е. Воронина, В.Н. Попов / Под общей ред. Р. Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2021. – 184 с.: ил.
  3. Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е.Е., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н., Рахматуллина Н.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста для проведения интегрированных занятий по образовательной области «Речевое развитие» / Составители: Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Е.Е. Воронина , Л.Р. Габдурахманов, Р.Н. Минниханов, В.Н. Попов, Н.И. Рахматуллина; Под общей редакцией Р.Ш. Ахмадиевой.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2022.- 200 с.: ил.
  4. Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Познавательное развитие»): учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций/ Сост.: Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н.; Под общ. ред. Р.Н. Минниханова.- Казань: ООО «Фолиант», 2017.- 248 с.
  5. Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н., Рахматуллина Н.И. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (образовательная область «Познавательное развитие»)/ Составители: Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Л.Р. Габдурахманов, Р.Н. Минниханов, В.Н. Попов, Н.И. Рахматуллина; Под общей редакцией Р.Н. Минниханова.- Казань: Фолиант, 2020.- 144 с.
  6. Ахмадиева Р.Ш. Зеленый огонек – 2020: сборник материалов по итогам смотра - конкурса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонёк» среди воспитателей и ДОО Республики Татарстан / Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2020.-180 с.: ил.
  7. Ахмадиева Р.Ш. Зеленый огонек – 2018: сборник материалов республиканского сеинара- совещания сотрудников одразделений ГБУ «БДД» и специалистов (методичтов) органов управления образования по итогам смотра - конкурса среди воспитателей и ДОО Республики Татарстан по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонёк - 2018» / Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2018.-128 с. с илл.
  8. Ахмадиева Р.Ш. Зеленый гогонек – 2016: сборник материалов республиканского семинара-севещания по итогам смотра-конкурса среди воспитателей и ДОО Республики Татарстан по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек- 2016» / Под общ.ред. Р.Ш.Ахмадиевой.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2016.- 160 с.
  9. Ахметзянова О.Н., бадртдинова Р.Г. Сборник дидактических игр для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: методические рекомендации/ Авт.-сост. О.Н. Ахметзянова, Р.Г. Бадртдинова. Под общ. ред. Р.Ш.Ахмадиевой.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2019.- 72.
  10. Бадрутдинова Р.Г.и др. Инновационные подходы к обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учебно-методическое пособие/ Сост.: Р.Г. Бадрутдинова, О.Н. Ахметзянова, З.Р. Гайфутдинова, Р.Р. Гильфанова, М.Н. Осетрина, Л.Н. Козлова, И.В. Нагаева, С.К. Фахриддинова, Р.Р. Харисова/ Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой.- казань: Фолиант, 2018.- 80 с. с илл.
  11. Мухамадиева Э.М., Нигматуллина З.М., Ашрапова Г.Р., Мустафина Г.Х. Цикл конспектов занятий «Я и дорога» по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (для детей 4-5 лет) / авт-составители: Э.М. Мухамадиева, З.М. Нигматуллина, Г.Р.Ашрапова, Г.Х. Мустафина.- В 4 частях.Ч.2.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2021.- 48 с.
  12. 12.Мухамадиева Э.М., Нигматуллина З.М., Ашрапова Г.Р., Мустафина Г.Х. Цикл конспектов занятий «Я и дорога» по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (для детей 5-6 лет) / авт-составители: Э.М. Мухамадиева, З.М. Нигматуллина, Г.Р.Ашрапова, Г.Х. Мустафина.- В 4 частях.Ч.3.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2021.- 48 с.
  13. 13.Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий/ Сост.: Г.А.Галеева, С.М.Гаффарова, З.Л. Ишниязова, Р.Ш. Ахмадиева и др./ Под общ. ред. Д.М.Мустафина.- Казань: ГУ «НЦБЖД», 2009.- 240 с.
  • художественная литература для детей:
  • 1.Белугин М.Г., Демьянова Г.Ю., Попов В.Н. Увлекательно о правилах дорожного движения: сборник раскрасок, ребусов, загадок / авт.-сост. М.Г.Белугин, Г.Ю. Демьянова, В.Н.Попов; стихи Б.Г.Вайнера; худож.Д.И. Нигметзянова/ Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой.- казань: ГБУ «НЦБЖД», 2014.- 26 с.
  • 2.Инесса Фа. Дорожная мозаика: иллюстрированные стихи по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах/ Автор стихов: Инесса Фа; Художник: Влада Семенова; Авторы идеи: В.Н.попов, Н.И. Рахмауллина.- Казань: Фолиант, 2021.- 16 с.: ил.
  • 3.Попов В.Н. Транспортные средства/ В.Н. Попов; Под ред. к..н. Р.В. Рамазанова.- Казань: ООО «Фолиант», 2015.- 36 с.
  • 4.Хамидуллина В. Умные и сложные правила дорожные/ В.П. Хамидуллина, худ. С.Черняев.- Казань: Фолиант, 2017.- 28 с.: ил.
  • 5.Шарипов Р. Правила дорожного движения в стихах.- Казань: ГУ «НЦБЖД», 2011.- 16с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год