|
План работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах в старшей группе
Пояснительная записка
Перспективный план работы по обучению детей старшей группы разработан в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), Федеральной образовательной программы дошкольного образования, вариативных модулей к образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Формировать основы безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с термином «дорога» и ее элементами (частями): проезжая часть, тротуар, обочина, трамвайные пути и разделительная полоса при ее наличии; с участками проезжей части, обозначенными (дорожными знаками 5.19. 1 и 5.19. 2 «Пешеходный переход») и выделенными для перехода пешеходов через дорогу; с горизонтальной разметкой пешеходного перехода ( «зебра»); с пешеходным и транспортным светофором; с понятиями регулируемый и нерегулируемый переход.
- Познакомить с планировкой микрорайона, названиями улиц, правилами движения пешеходов по тротуару, пешеходной дорожке, в пешеходной, жилой зоне, правилами движения на велосипеде.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Место остановки трамвая», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «пункт питания», «Парковка», «Въезд запрещен», «Дорожные работы».
- Совершенствовать знания детей о дорожных знаках, обозначающих пешеходную дорожку, велосипедную дорожку, пешеходную и жилую зону.
- Закреплять представление детей о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений – магазинов, поликлиники, кинотеатров, кафе.
Развивающие:
- Развивать у детей способность к моделированию пространственных отношений между объектами, логическое мышление внимание, зрительное и слуховое восприятие, расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Развивать потребность в соблюдении правил безопасного поведения на дорогах.
- Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Обогащать словарь детей вежливыми словами (доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте здоровы, пожалуйста, извините, спасибо).
Воспитательные:
- Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности на дорогах и способах безопасного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Воспитывать отрицательное отношение к нарушителям правил безопасного поведения на дорогах.
- Воспитывать интерес и любовь к родному городу, желание соблюдать правила безопасного поведения на дорогах.
Описание содержаний мероприятий
Для реализации данного направления в старшей группе разработана и внедрена новая модель планирования воспитательно-образовательного процесса с взаимодополняющими образовательными областями Образовательной программы дошкольного образования «Детский сад №1 «Березка» г. Кукмор» (далее – ОП ДО) на основе календарного плана воспитательной работы детского сада. Содержание указанных образовательных областей реализуется через:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов, самостоятельную деятельность детей
- взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ОП ДО.
В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, мною выбраны несколько вариантов совместной деятельности в соответствии с ФОП ДО:
- совместная деятельность воспитателя с ребенком
- совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
- совместная деятельность детей со сверстниками без участия воспитателя, но по его заданию
- самостоятельная, совместная деятельность детей без всякого участия воспитателя.
Организуя различные виды деятельности, учитываю опыт ребенка, его субъективные проявления (самостоятельность, творчество, инициативность и желание заниматься определенным видом деятельности).
Содержание перспективного плана в старшей группе выстроено на основе вариативности используемых учебно-методических пособий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах ГБУ «НЦБЖД», представленных после плана. Включает темы вариативного модуля к образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие» и пособия «Цикл конспектов занятий «Я и дорога» (для детей 5-6 лет). В конце каждого месяца (4 неделя) планируется проведение мероприятий, направленных на поддержку субъективных проявлений дошкольника (самостоятельность, творчество, инициатива) – это проведение клубных часов, игровых ситуаций, познавательно-спортивных праздников.
|
Тема ОД
|
Целевой ориентир
|
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
|
Форма организации детской деятельности в соответствии с ФОП ДО
|
|
ТЕМА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА «ДОРОГА». ЭЛЕМЕНТЫ ДОРОГИ
|
|
Сентябрь
|
|
1.Образовательная деятельность
«Определение термина «дорога». Элементы дороги»
|
Познакомить с термином дорога и ее элементами (частями): проезжая часть, тротуар, обочина, трамвайные пути и разделительная полоса при ее наличии
|
Коммуникативная
Двигательная
Изобразительная (на игровом участке)
|
Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
|
|
2.Образовательная деятельность
«Дорога и ее элементы»
|
Развивать у детей навыки составления монолога при использовании понятий «элементы дороги». Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
|
Коммуникативная
Двигательная
Восприятие художественной литературы
|
Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
|
|
3.Игра-квест «Юные знактоки дорожной азбуки спешат на помощь»
|
Формирование у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дорогах. Закрепить знания и практические навыки у детей о правилах безопасного поведения на дорогах, приобретенных ранее на занятиях, во время прогулок и экскурсии.
|
Двигательная
Изобразительная
Двигательная
|
Совместная деятельность воспитателя с ребенком
|
|
4.Клубный час, посвященный Дню дорожных знаков
«Сохрани жизнь»
|
Закреплять понятия «элементы дороги» (проезжая часть, тротуар, трамвайные пути).
Расширять знания детей о дорожных знаках, их назначении на дороге.
Формировать у дошкольников установки на соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, используя нетрадиционные техники рисования.
|
Двигательная
Изобразительная
Познавательно-исследовательская
|
Совместная деятельность детей со сверстниками без участия воспитателя, но по его заданию.
|
|
Разметка пешеходного перехода
|
|
Октябрь
|
|
1.Образовательная деятельность «Горизонтальная дорожная разметка пешеходного перехода»
|
Продолжать обогащать представления детей о дорожной среде, элементах дорог
и, дорожной инфраструктуры (светофор, пешеходные переходы, включая надземный и подземный, дорожные знаки) и правилах безопасного поведения на дороге.
|
Познавательно-исследовательская
Изобразительная
Двигательная
|
Совместная деятельность группы
детей под руководством воспитателя
|
|
2.Образовательная деятельность
«Разметка пешеходного перехода. Нерегулируемый пешеходный переход»
|
Учить передавать другим людям (товарищам, близким) сведения, полученные из различных источников. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки).
|
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Двигательная
|
Совместная деятельность воспитателя с ребенком
|
|
3.Образовательная деятельность «Сравнение предметов с
помощью условной мерки»
|
Используя различные виды и типы моделей транспортных средств, учить детей измерять два транспортных средства по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равному одному из сравниваемых транспортных средств. Определение длины пешеходного перехода
|
Познавательно-исследовательская
Двигательная
|
Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
|
|
4.Клубный час, посвященный Дню автомобилиста
«Родительский университет знатоков дорог»
(совместно с родителями)
|
Установление сотрудничества с родителями в вопросах обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Продолжать обогащать представления детей о дорожной среде, элементах дороги, дорожной инфраструктуры (светофор, пешеходные переходы, включая надземный и подземный, дорожные знаки) и правилах безопасного поведения на дороге.
Обобщить знания родителей по правилам безопасного поведения на дорогах, поделиться опытом в работе профессии водитель
|
Познавательно-исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Двигательная
Музыкальная
|
Совместная деятельность детей со сверстниками без участия воспитателя, но по его заданию.
|
|
ТЕМА 3. ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
|
|
Ноябрь
|
|
1.Образовательная деятельность «Пешеход-ный переход»
|
Продолжать обогащать представления детей об элементах дороги, типах пешеходных переходов, включая надземный и подземный, технических средствах регулирования дорожного движения и правилах безопасного поведения на дороге
|
Изобразительная
Познавательно-исследовательская
двигательная
|
Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
|
|
2. Образовательная деятельность «Дорожная среда»
|
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Применяя термины и понятия правил безопасного поведения на дорогах, закреплять у детей правильное, отчетливое произношение звуков.
Продолжать развивать фонематический слух.
|
Коммуникативная
Восприятие художественной литературы
Двигательная
|
Совместная деятельность воспитателя с ребенком
|
|
3.Игровая образовательная ситуация «Розыгрыш билетов в кинотеатр»
|
Продолжать формировать у воспитанников навыки безопасного поведения на дороге.
Закреплять понятия: «дорога» и ее элементы, знакомить со знаками особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».
|
Музыкальная
Двигательная
Познавательно-исследовательская
|
Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
|
|
4.Практичес-кая мастерская «Регулировщик», посвященная Дню дорожного регулировщика
|
Уточнить знания детей о назначении роли регулировщика.
Воспитывать интерес к профессии регулировщика
|
Игровая
Коммуникативная
Изобразительная
|
Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
|
|
ТЕМА 4. НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД
|
|
Декабрь
|
|
1.Образова-тельная деятельность «Нерегулируемый пешеходный переход»
|
Объяснить понятие «нерегулируемый пешеходный переход»: участок проезжей части, трамвайных путей, выделенный для перехода пешеходов через дорогу и обозначенный двумя дорожными знаками «Пешеходный переход» и горизонтальной дорожной разметкой, на котором отсутствуют светофоры
|
Коммуникативная
Игровая
Изобразительная
|
Совместная деятельность воспитателя с ребенком
|
|
2.Образовательная деятельность
«Термины и понятия транспортной классификации»
|
Применяя термины и понятия транспортной классификации, продолжать освоение грамматических форм речи на основе умения детей употреблять в речи прилагательные в сравнительной и превосходной степени
|
Коммуникативная
Игровая
Восприятие художественной литературы и фольклора
|
Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя
|
|
3.Образовательная деятельность
«Развитие глазомера»
|
Используя различные виды и типы моделей транспортных средств, развивать у детей глазомер, умение находить транспортные средства длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему
|
Коммуникативная
Игровая
Познавательно-
исследовательская
|
Совместная деятельность группы детей под руководством воспитателя,
совместная деятельность детей без участия воспитателя (изобразительная деятельность)
|
|
4.Игровая деятельность
«Фантазии на домино», посвященная Международному дню художника
|
Создание из рисунков на домино на магнитной доске макета- части населенного пункта, перекресток, микрорайон. Совершенствование знаний о правилах безопасного поведения на дорогах.
|
Игровая
Коммуникативная
Изобразительная
|
Самостоятельная
|
Используемые источники:
- учебно-методические пособия:
- Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»): учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / Сост.: Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Е. Е. Воронина, В.Н. Попов / под общей ред. Р. Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2016. – 100 с.
- Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Речевое развитие»): учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций/ Сост.: Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е.Е., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н., Рахматуллина Н.И. Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Е. Е. Воронина, В.Н. Попов / Под общей ред. Р. Ш. Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2021. – 184 с.: ил.
- Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Воронина Е.Е., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н., Рахматуллина Н.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста для проведения интегрированных занятий по образовательной области «Речевое развитие» / Составители: Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Е.Е. Воронина , Л.Р. Габдурахманов, Р.Н. Минниханов, В.Н. Попов, Н.И. Рахматуллина; Под общей редакцией Р.Ш. Ахмадиевой.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2022.- 200 с.: ил.
- Обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах (вариативный модуль к образовательной области «Познавательное развитие»): учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций/ Сост.: Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н.; Под общ. ред. Р.Н. Минниханова.- Казань: ООО «Фолиант», 2017.- 248 с.
- Ахмадиева Р.Ш., Аникина Н.С., Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Попов В.Н., Рахматуллина Н.И. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста (образовательная область «Познавательное развитие»)/ Составители: Р.Ш. Ахмадиева, Н.С. Аникина, Л.Р. Габдурахманов, Р.Н. Минниханов, В.Н. Попов, Н.И. Рахматуллина; Под общей редакцией Р.Н. Минниханова.- Казань: Фолиант, 2020.- 144 с.
- Ахмадиева Р.Ш. Зеленый огонек – 2020: сборник материалов по итогам смотра - конкурса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонёк» среди воспитателей и ДОО Республики Татарстан / Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2020.-180 с.: ил.
- Ахмадиева Р.Ш. Зеленый огонек – 2018: сборник материалов республиканского сеинара- совещания сотрудников одразделений ГБУ «БДД» и специалистов (методичтов) органов управления образования по итогам смотра - конкурса среди воспитателей и ДОО Республики Татарстан по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонёк - 2018» / Под общей ред. Р.Ш.Ахмадиевой. – Казань: Фолиант, 2018.-128 с. с илл.
- Ахмадиева Р.Ш. Зеленый гогонек – 2016: сборник материалов республиканского семинара-севещания по итогам смотра-конкурса среди воспитателей и ДОО Республики Татарстан по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек- 2016» / Под общ.ред. Р.Ш.Ахмадиевой.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2016.- 160 с.
- Ахметзянова О.Н., бадртдинова Р.Г. Сборник дидактических игр для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: методические рекомендации/ Авт.-сост. О.Н. Ахметзянова, Р.Г. Бадртдинова. Под общ. ред. Р.Ш.Ахмадиевой.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2019.- 72.
- Бадрутдинова Р.Г.и др. Инновационные подходы к обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: учебно-методическое пособие/ Сост.: Р.Г. Бадрутдинова, О.Н. Ахметзянова, З.Р. Гайфутдинова, Р.Р. Гильфанова, М.Н. Осетрина, Л.Н. Козлова, И.В. Нагаева, С.К. Фахриддинова, Р.Р. Харисова/ Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой.- казань: Фолиант, 2018.- 80 с. с илл.
- Мухамадиева Э.М., Нигматуллина З.М., Ашрапова Г.Р., Мустафина Г.Х. Цикл конспектов занятий «Я и дорога» по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (для детей 4-5 лет) / авт-составители: Э.М. Мухамадиева, З.М. Нигматуллина, Г.Р.Ашрапова, Г.Х. Мустафина.- В 4 частях.Ч.2.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2021.- 48 с.
- 12.Мухамадиева Э.М., Нигматуллина З.М., Ашрапова Г.Р., Мустафина Г.Х. Цикл конспектов занятий «Я и дорога» по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (для детей 5-6 лет) / авт-составители: Э.М. Мухамадиева, З.М. Нигматуллина, Г.Р.Ашрапова, Г.Х. Мустафина.- В 4 частях.Ч.3.- Казань: ГБУ «НЦБЖД», 2021.- 48 с.
- 13.Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах: Сборник конспектов занятий/ Сост.: Г.А.Галеева, С.М.Гаффарова, З.Л. Ишниязова, Р.Ш. Ахмадиева и др./ Под общ. ред. Д.М.Мустафина.- Казань: ГУ «НЦБЖД», 2009.- 240 с.
- художественная литература для детей:
- 1.Белугин М.Г., Демьянова Г.Ю., Попов В.Н. Увлекательно о правилах дорожного движения: сборник раскрасок, ребусов, загадок / авт.-сост. М.Г.Белугин, Г.Ю. Демьянова, В.Н.Попов; стихи Б.Г.Вайнера; худож.Д.И. Нигметзянова/ Под общей ред. Р.Ш. Ахмадиевой.- казань: ГБУ «НЦБЖД», 2014.- 26 с.
- 2.Инесса Фа. Дорожная мозаика: иллюстрированные стихи по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах/ Автор стихов: Инесса Фа; Художник: Влада Семенова; Авторы идеи: В.Н.попов, Н.И. Рахмауллина.- Казань: Фолиант, 2021.- 16 с.: ил.
- 3.Попов В.Н. Транспортные средства/ В.Н. Попов; Под ред. к..н. Р.В. Рамазанова.- Казань: ООО «Фолиант», 2015.- 36 с.
- 4.Хамидуллина В. Умные и сложные правила дорожные/ В.П. Хамидуллина, худ. С.Черняев.- Казань: Фолиант, 2017.- 28 с.: ил.
- 5.Шарипов Р. Правила дорожного движения в стихах.- Казань: ГУ «НЦБЖД», 2011.- 16с.
|