Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕОСНОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ
ПДД детям
Автор: Ерошева Ольга Васильевна   
03.02.2025 13:39

ФОРМИРОВАНИЕОСНОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИФОРМИРОВАНИЕОСНОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ

О.В. Ерошева, воспитатель МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме реализации подхода по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: приоритетная проблема общества, жизненная необходимость, фундамент безопасного поведения на дорогах, художественно-творческой деятельности, дорожная лексика.

Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

 

Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

Современная действительность такова, что проблема обучения детей правилам дорожного движения приобрела жизненную необходимость. Скорость движения, плотность потоков на улицах и дорогах быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Задача раннего формирования навыков безопасного поведения на дороге, у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности, актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для образовательной деятельности детей дошкольного возраста, направленных на формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах через художественно-творческую деятельность.

Создание единой системы образовательной ситуации «педагог-ребенок-родитель». Педагогическая деятельность проводилась в различных видах: образовательной, самостоятельной, игровой, трудовой и индивидуальной деятельности, как с детьми, так и с родителями.

Новизна заключалась в использовании художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Организованная образовательная деятельность – основная форма образовательного процесса в детском саду, которая осуществлялась в рамках образовательных ситуаций познавательного цикла на основе разработанных тематических планов. На этих занятиях решаются задачи по расширению кругозора детей, совершенствованию умений и навыков. Особенность этих занятий состоит в том, что преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов, применение лепки, аппликации, рисования. Организационные формы занятия могут быть разнообразны и выбираются в зависимости от целей и решаемых задач.

Одним из основных условий обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения является системный и комплексный подход к решению проблемы. Безусловно, что изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Анализ современной методической литературы показал, что лучше всего дети запоминают зрительные образы, выполненные в ярких цветах. Поэтому важнейшим условием обучения детей правилам дорожного движения в процессе продуктивной деятельности является комплексное и системное использование методов и приемов.

Непременным условием организованной художественно-творческой деятельности является атмосфера творчества, доверительного общения, сотрудничества.

Поэтому знакомя детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, максимально использовалась художественно-творческая деятельность: дети рисовали различные дорожные ситуации, используя в своей работе различные раскраски. Дети рисовали и раскрашивали, не подозревая, что осваивают какие-то знания; овладевали навыками действий в определенных ситуациях на дороге, учились культуре общения друг с другом. Разработанная авторская интерактивная игра «Веселый светофор» объединила в своем содержании все необходимые средства для реализации в рисовании детского замысла и закрепления знаний безопасного поведения на дороге. Играя на улице, ребята самостоятельно друг с другом закрепляли полученные знания, рисуя дорожные ситуации мелом на асфальте.

Хорошо зарекомендовала себя пластилинография, при помощи которой, ребята также изучали и повторяли правила дорожного движения. Разработанная авторская интерактивная игра «Пластилиновые чудеса» способствовала созданию детьми новых безопасных маршрутов и их обыгрыванию в различных ситуациях на дороге.

Изучая правила дорожного движения через творческую деятельность, дети выполняли аппликации по данной теме, ходили в гости к малышам и делились с ними своими знаниями и умениями. Используя изготовленные самостоятельно геометрические фигуры из цветного картона, с детьми устраивались мини — соревнования: «Кто быстрее выложит наземный транспорт», «Угадай какая это машина». Очень нравились и такие соревнования, где из нарисованных и разрезанных самостоятельно рисунков по темам: «Дорожные знаки», «Правила пешеходного перехода» и т. д. собирались на время пазлы.

Творчески применялась детьми в процессе самостоятельной деятельности авторская, разработанная интерактивная игра «Юный пешеход», которая способствовала закреплению навыков работы с бумагой и ножницами, созданию сюжетов безопасного поведения на дороге и их обыгрывание.

Художественно-творческая деятельность детей, на такие темы как: «Придумай и нарисуй волшебную машину», «Рассмотри иллюстрацию и придумай свою историю» способствовала закреплению у детей правил дорожного движения, умению работать в маленьких группах, приходить друг другу на помощь в затруднительной ситуации, развивала речь и память.

Очень важный аспект организации любой деятельности с дошкольниками – это взаимодействие педагога с родителями.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения на дорогах детей между детским садом и семьёй. Сотрудничество с родителями началось с изучения знаний и умений родителей. Им была предложена анкета «Я и мой ребенок на дорогах поселка», включающая в себя ряд вопросов, ответы на которые показали, что большинство родителей всерьёз обеспокоены проблемой детской безопасности и готовы к сотрудничеству в этом вопросе. Постоянно напоминая родителям о важности примера взрослых для детей, были изготовлены памятки для родителей, которые дети украсили аппликацией и подарили родителям.

Для просвещения родителей проводились консультации, тренинги, практические занятия, конкурсы по изготовлению поделок по ПДД, изготовлению и защите книжек-малышек по данной теме, где родители с детьми дома изготовляли книжку, готовились к ее защите. А дети в группе ее сами защищали. Родители, непосредственно связанные с транспортом, знакомили с ним своих детей, а дети рассказывали об этом своим сверстникам. В содержание родительских собраний включались вопросы по данной теме, например, консультации «Безопасность детей – забота взрослых», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», семейный мастер-класс «По безопасной дороге в страну Безопасности» и др.. Постоянно проводились конкурсы творческих работ детей и родителей, например, конкурс плакатов «Первые шаги навстречу безопасности», конкурс макетов «Моя улица», конкурс поделок «Машины такие разные…»

У дошкольников значительно расширился словарный запас по дорожной лексике. Повысился уровень развития навыков использования приемов рисования, в самостоятельной художественной деятельности, тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации, наблюдательности, внимания, мелкой моторики пальцев рук. Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность на улице и дорогах: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД, 2007.
  2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М.: «Просвещение», 2010.
  3. Берляева А.Б.: «Азбука дорожного общения». – М.: «Просвещение», 2004..
  4. Данилова Т. И. «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД». – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011.
  5. Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» — М.: «Сфера», 2011.
  6. Клочанов Н.И. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2015.
  7. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М., 2006.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/. И.А. Лыкова — М.: «Карапуз — дидактика», 2008. — 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
  9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  10. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа / авт. -сост. Н. А. Атарщикова, И. А. Осина, Е. В. Горюнова. – Волгоград: 2011.
  11. Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми дошкольного возраста». — М.: «Скрипторий», 2007.
  12. Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» — М.: «Сфера», 2008.
  13. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2001.
  14. Интернет – источник: http: //www. 1gai. ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god. html
  15. Интернет – источник: https: //gubkin. city/news/incidents/16855/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год