ФОРМИРОВАНИЕОСНОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ |
ПДД детям | |
Автор: Ерошева Ольга Васильевна | |
03.02.2025 13:39 | |
ФОРМИРОВАНИЕОСНОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ О.В. Ерошева, воспитатель МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме реализации подхода по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности. Ключевые слова: приоритетная проблема общества, жизненная необходимость, фундамент безопасного поведения на дорогах, художественно-творческой деятельности, дорожная лексика. Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Современная действительность такова, что проблема обучения детей правилам дорожного движения приобрела жизненную необходимость. Скорость движения, плотность потоков на улицах и дорогах быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Задача раннего формирования навыков безопасного поведения на дороге, у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности, актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте. Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для образовательной деятельности детей дошкольного возраста, направленных на формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах через художественно-творческую деятельность. Создание единой системы образовательной ситуации «педагог-ребенок-родитель». Педагогическая деятельность проводилась в различных видах: образовательной, самостоятельной, игровой, трудовой и индивидуальной деятельности, как с детьми, так и с родителями. Новизна заключалась в использовании художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности. Организованная образовательная деятельность – основная форма образовательного процесса в детском саду, которая осуществлялась в рамках образовательных ситуаций познавательного цикла на основе разработанных тематических планов. На этих занятиях решаются задачи по расширению кругозора детей, совершенствованию умений и навыков. Особенность этих занятий состоит в том, что преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов, применение лепки, аппликации, рисования. Организационные формы занятия могут быть разнообразны и выбираются в зависимости от целей и решаемых задач. Одним из основных условий обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения является системный и комплексный подход к решению проблемы. Безусловно, что изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Анализ современной методической литературы показал, что лучше всего дети запоминают зрительные образы, выполненные в ярких цветах. Поэтому важнейшим условием обучения детей правилам дорожного движения в процессе продуктивной деятельности является комплексное и системное использование методов и приемов. Непременным условием организованной художественно-творческой деятельности является атмосфера творчества, доверительного общения, сотрудничества. Поэтому знакомя детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, максимально использовалась художественно-творческая деятельность: дети рисовали различные дорожные ситуации, используя в своей работе различные раскраски. Дети рисовали и раскрашивали, не подозревая, что осваивают какие-то знания; овладевали навыками действий в определенных ситуациях на дороге, учились культуре общения друг с другом. Разработанная авторская интерактивная игра «Веселый светофор» объединила в своем содержании все необходимые средства для реализации в рисовании детского замысла и закрепления знаний безопасного поведения на дороге. Играя на улице, ребята самостоятельно друг с другом закрепляли полученные знания, рисуя дорожные ситуации мелом на асфальте. Хорошо зарекомендовала себя пластилинография, при помощи которой, ребята также изучали и повторяли правила дорожного движения. Разработанная авторская интерактивная игра «Пластилиновые чудеса» способствовала созданию детьми новых безопасных маршрутов и их обыгрыванию в различных ситуациях на дороге. Изучая правила дорожного движения через творческую деятельность, дети выполняли аппликации по данной теме, ходили в гости к малышам и делились с ними своими знаниями и умениями. Используя изготовленные самостоятельно геометрические фигуры из цветного картона, с детьми устраивались мини — соревнования: «Кто быстрее выложит наземный транспорт», «Угадай какая это машина». Очень нравились и такие соревнования, где из нарисованных и разрезанных самостоятельно рисунков по темам: «Дорожные знаки», «Правила пешеходного перехода» и т. д. собирались на время пазлы. Творчески применялась детьми в процессе самостоятельной деятельности авторская, разработанная интерактивная игра «Юный пешеход», которая способствовала закреплению навыков работы с бумагой и ножницами, созданию сюжетов безопасного поведения на дороге и их обыгрывание. Художественно-творческая деятельность детей, на такие темы как: «Придумай и нарисуй волшебную машину», «Рассмотри иллюстрацию и придумай свою историю» способствовала закреплению у детей правил дорожного движения, умению работать в маленьких группах, приходить друг другу на помощь в затруднительной ситуации, развивала речь и память. Очень важный аспект организации любой деятельности с дошкольниками – это взаимодействие педагога с родителями. Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения на дорогах детей между детским садом и семьёй. Сотрудничество с родителями началось с изучения знаний и умений родителей. Им была предложена анкета «Я и мой ребенок на дорогах поселка», включающая в себя ряд вопросов, ответы на которые показали, что большинство родителей всерьёз обеспокоены проблемой детской безопасности и готовы к сотрудничеству в этом вопросе. Постоянно напоминая родителям о важности примера взрослых для детей, были изготовлены памятки для родителей, которые дети украсили аппликацией и подарили родителям. Для просвещения родителей проводились консультации, тренинги, практические занятия, конкурсы по изготовлению поделок по ПДД, изготовлению и защите книжек-малышек по данной теме, где родители с детьми дома изготовляли книжку, готовились к ее защите. А дети в группе ее сами защищали. Родители, непосредственно связанные с транспортом, знакомили с ним своих детей, а дети рассказывали об этом своим сверстникам. В содержание родительских собраний включались вопросы по данной теме, например, консультации «Безопасность детей – забота взрослых», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», семейный мастер-класс «По безопасной дороге в страну Безопасности» и др.. Постоянно проводились конкурсы творческих работ детей и родителей, например, конкурс плакатов «Первые шаги навстречу безопасности», конкурс макетов «Моя улица», конкурс поделок «Машины такие разные…» У дошкольников значительно расширился словарный запас по дорожной лексике. Повысился уровень развития навыков использования приемов рисования, в самостоятельной художественной деятельности, тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации, наблюдательности, внимания, мелкой моторики пальцев рук. Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. ЛИТЕРАТУРА
|