Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕОСНОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ
ПДД детям
Автор: Ерошева Ольга Васильевна   
03.02.2025 13:39

ФОРМИРОВАНИЕОСНОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИФОРМИРОВАНИЕОСНОВ БЕЗОПАСНОГОПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО — ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ

О.В. Ерошева, воспитатель МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме реализации подхода по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.

Ключевые слова: приоритетная проблема общества, жизненная необходимость, фундамент безопасного поведения на дорогах, художественно-творческой деятельности, дорожная лексика.

Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

 

Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

Современная действительность такова, что проблема обучения детей правилам дорожного движения приобрела жизненную необходимость. Скорость движения, плотность потоков на улицах и дорогах быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Задача раннего формирования навыков безопасного поведения на дороге, у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности, актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент безопасного поведения на дорогах, на улице и в транспорте.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий для образовательной деятельности детей дошкольного возраста, направленных на формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах через художественно-творческую деятельность.

Создание единой системы образовательной ситуации «педагог-ребенок-родитель». Педагогическая деятельность проводилась в различных видах: образовательной, самостоятельной, игровой, трудовой и индивидуальной деятельности, как с детьми, так и с родителями.

Новизна заключалась в использовании художественно-творческой деятельности в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Организованная образовательная деятельность – основная форма образовательного процесса в детском саду, которая осуществлялась в рамках образовательных ситуаций познавательного цикла на основе разработанных тематических планов. На этих занятиях решаются задачи по расширению кругозора детей, совершенствованию умений и навыков. Особенность этих занятий состоит в том, что преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов, применение лепки, аппликации, рисования. Организационные формы занятия могут быть разнообразны и выбираются в зависимости от целей и решаемых задач.

Одним из основных условий обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения является системный и комплексный подход к решению проблемы. Безусловно, что изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности. Анализ современной методической литературы показал, что лучше всего дети запоминают зрительные образы, выполненные в ярких цветах. Поэтому важнейшим условием обучения детей правилам дорожного движения в процессе продуктивной деятельности является комплексное и системное использование методов и приемов.

Непременным условием организованной художественно-творческой деятельности является атмосфера творчества, доверительного общения, сотрудничества.

Поэтому знакомя детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, максимально использовалась художественно-творческая деятельность: дети рисовали различные дорожные ситуации, используя в своей работе различные раскраски. Дети рисовали и раскрашивали, не подозревая, что осваивают какие-то знания; овладевали навыками действий в определенных ситуациях на дороге, учились культуре общения друг с другом. Разработанная авторская интерактивная игра «Веселый светофор» объединила в своем содержании все необходимые средства для реализации в рисовании детского замысла и закрепления знаний безопасного поведения на дороге. Играя на улице, ребята самостоятельно друг с другом закрепляли полученные знания, рисуя дорожные ситуации мелом на асфальте.

Хорошо зарекомендовала себя пластилинография, при помощи которой, ребята также изучали и повторяли правила дорожного движения. Разработанная авторская интерактивная игра «Пластилиновые чудеса» способствовала созданию детьми новых безопасных маршрутов и их обыгрыванию в различных ситуациях на дороге.

Изучая правила дорожного движения через творческую деятельность, дети выполняли аппликации по данной теме, ходили в гости к малышам и делились с ними своими знаниями и умениями. Используя изготовленные самостоятельно геометрические фигуры из цветного картона, с детьми устраивались мини — соревнования: «Кто быстрее выложит наземный транспорт», «Угадай какая это машина». Очень нравились и такие соревнования, где из нарисованных и разрезанных самостоятельно рисунков по темам: «Дорожные знаки», «Правила пешеходного перехода» и т. д. собирались на время пазлы.

Творчески применялась детьми в процессе самостоятельной деятельности авторская, разработанная интерактивная игра «Юный пешеход», которая способствовала закреплению навыков работы с бумагой и ножницами, созданию сюжетов безопасного поведения на дороге и их обыгрывание.

Художественно-творческая деятельность детей, на такие темы как: «Придумай и нарисуй волшебную машину», «Рассмотри иллюстрацию и придумай свою историю» способствовала закреплению у детей правил дорожного движения, умению работать в маленьких группах, приходить друг другу на помощь в затруднительной ситуации, развивала речь и память.

Очень важный аспект организации любой деятельности с дошкольниками – это взаимодействие педагога с родителями.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения на дорогах детей между детским садом и семьёй. Сотрудничество с родителями началось с изучения знаний и умений родителей. Им была предложена анкета «Я и мой ребенок на дорогах поселка», включающая в себя ряд вопросов, ответы на которые показали, что большинство родителей всерьёз обеспокоены проблемой детской безопасности и готовы к сотрудничеству в этом вопросе. Постоянно напоминая родителям о важности примера взрослых для детей, были изготовлены памятки для родителей, которые дети украсили аппликацией и подарили родителям.

Для просвещения родителей проводились консультации, тренинги, практические занятия, конкурсы по изготовлению поделок по ПДД, изготовлению и защите книжек-малышек по данной теме, где родители с детьми дома изготовляли книжку, готовились к ее защите. А дети в группе ее сами защищали. Родители, непосредственно связанные с транспортом, знакомили с ним своих детей, а дети рассказывали об этом своим сверстникам. В содержание родительских собраний включались вопросы по данной теме, например, консультации «Безопасность детей – забота взрослых», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге», семейный мастер-класс «По безопасной дороге в страну Безопасности» и др.. Постоянно проводились конкурсы творческих работ детей и родителей, например, конкурс плакатов «Первые шаги навстречу безопасности», конкурс макетов «Моя улица», конкурс поделок «Машины такие разные…»

У дошкольников значительно расширился словарный запас по дорожной лексике. Повысился уровень развития навыков использования приемов рисования, в самостоятельной художественной деятельности, тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации, наблюдательности, внимания, мелкой моторики пальцев рук. Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность на улице и дорогах: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста». – М.: АСТ-ЛТД, 2007.
  2. Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М.: «Просвещение», 2010.
  3. Берляева А.Б.: «Азбука дорожного общения». – М.: «Просвещение», 2004..
  4. Данилова Т. И. «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД». – СПб.: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011.
  5. Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» — М.: «Сфера», 2011.
  6. Клочанов Н.И. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2015.
  7. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М., 2006.
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа/. И.А. Лыкова — М.: «Карапуз — дидактика», 2008. — 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.
  9. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  10. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа / авт. -сост. Н. А. Атарщикова, И. А. Осина, Е. В. Горюнова. – Волгоград: 2011.
  11. Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения. Занятия с детьми дошкольного возраста». — М.: «Скрипторий», 2007.
  12. Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук» — М.: «Сфера», 2008.
  13. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. / Под ред. В. Володина. — М.: Аванта +, 2001.
  14. Интернет – источник: http: //www. 1gai. ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god. html
  15. Интернет – источник: https: //gubkin. city/news/incidents/16855/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 4 (366) выйдет
9 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год