Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Детско-взрослый проект "Парнас-мой край родной"
Патриотизм детям
Автор: Катульская Светлана   
16.02.2014 17:39

Детско-взрослый проект Парнас-мой край роднойДетско-взрослый проект «Парнас – мой край родной» посвящен освоению дошкольниками культурного наследия Выборгского района г. Санкт-Петербурга, в частности округа Парнас, и направлен на решение важной задачи - развитие у дошкольников интереса к истории родного района, в частности своего округа; создание ситуации эффективного взаимодействия детей дошкольного возраста и взрослых (воспитателей и специалистов) в образовательном пространстве прогимназии.
География проекта: г. Санкт-Петербург, Выборгский район, ГБОУ прогимназия №677; адрес: Сиреневый бульвар, дом 7, корпус 2 и 3.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).
Авторы проекта: старший воспитатель О.И. Воронина (руководитель проекта), инструктор по физической культуре О.А. Соломина, музыкальный руководитель С.И. Катульская.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста и начинающие воспитатели дошкольного возраста.
Направления развития и воспитания детей: социально-личностное, познавательно-речевое.


Образовательные области: «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Познание», «Художественное творчество».
Актуальность темы проекта.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, район, где он родился, знать достопримечательные места, памятники.
Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения, ведущая роль принадлежит формированию чувства патриотизма. При этом существует недостаток сформированности представлений детей о родном городе, районе, причиной которого является то, что родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за своей высокой занятости.
Таким образом, приоритетным направлением нашей работы стало знакомство детей среднего и старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города через знакомство с районом, в котором дети проживают, а именно с Выборгским районом и округом Парнас.
Выборгский район – один из крупнейших в городе, а также промышленных районов. На его территории расположены крупные парковые зоны – Сосновка и Удельная, Шуваловский парк в Парголове, а также знаменитые Суздальские озера с пляжами. Также в районе находятся 15 садов, 40 скверов, 16 бульваров. Выборгский район считается самым зеленым по насаждениям в городе.
В состав Выборгского района входят 8 муниципальных округов: Сампсониевский, Светлановский, Сосновский, Парнас, Шувалово-Озерки, муниципальный округ № 15, Парголово, Левашово.
Парнас - муниципальный округ, включает в себя часть жилого района Шувалово-Озерки и западную часть нежилой зоны Парнас.
Проблема. В настоящее время объектом пристального внимания общества является культурная, историческая и географическая ценность того места, в котором живут дети. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города и района зависит от отношения к нему жителей.
Родной город и каждый район хранят память о своих великих гражданах, рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка.
Предлагаемый проектный метод – это уникальная возможность взаимодействия педагогов с детьми и коллегами по развитию эмоций и чувств детей по отношению к родному городу и району, способствующие проявлению активной деятельностной позиции. Дошкольники включаются в празднование событий связанных с жизнью района – юбилейная дата Выборгского района.
Представление о Выборгском районе и округе Парнас является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться с различными образовательными областями («Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»).
Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о родном районе, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном районе, о достопримечательностях родного района и округа;
- рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, отражающих отношение людей к родному району;
- участие в проектной деятельности, продуктом которой является создание макетов района и коллекционирование картиной, открыток, символов и значков.
Цели проекта:
создать условия для объединения и взаимодействия взрослых и воспитанников в образовательном пространстве прогимназии;
стимулировать активное участие начинающих воспитателей в развитии и воспитании детей средствами детско-взрослого проектирования на основе природного и культурного наследия Выборгского района Санкт-Петербурга;
вызвать интерес дошкольников к истории родного района и округа.
Задачи проекта:
Заинтересовать и привлечь начинающих воспитателей к участию в развитии и воспитании детей;
Научить конструктивному взаимодействию субъектов педагогического процесса;
Развитие интегративных качеств личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие;
Развитие творческих способностей на основе создания фантазийных предметов для макета своего района;
Воспитывать самостоятельность творческого мышления и проявление творческих и исследовательских способностей каждого ребенка;
Содействовать становлению интереса у дошкольников к природе, культуре и истории района, в котором дети проживают, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
Познакомить детей с традициями Выборгского района и горожан.
Работа с начинающими воспитателями и специалистами.
- консультации по организации детско-взрослого проекта;
- подготовка музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей»;
- подготовка к выставке детских групповых макетов «Выборгский район будущего».
Прогнозируемый результат:
· Дети проявляют любознательность по отношению к родному району, округу.
· Дошкольники с удовольствием включаются в проектную деятельность (создание макетов).
· Дети отражают свои впечатления о районе, округе в предпочитаемой деятельности: изображают в рисунках, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т.д.
· У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к району и округу, они хорошо ориентируются в ближайшем к прогимназии и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.
· Создание педагогических условий для эффективного взаимодействия педагогов и детей в условиях прогимназии (организация совместной деятельности педагога с детьми – коллективная работа, совместная подготовка к выставке).
· Распространение педагогического опыта педагогов среди начинающих воспитателей, вовлечённых в разработку детско-взрослого проекта.
· Повышение уровня активности начинающих воспитателей в жизни ребенка и прогимназии.
· Презентация проекта и выставка макетов детских коллективных работ на тему «Выборгский район будущего».
· Публикация опыта работы на сайте ГБОУ прогимназия № 677 и других интернет-порталах.
Продукт проектной деятельности. Продукт проекта представлен в виде макетов созданных совместно детьми и воспитателями и спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей».
Презентация проекта: организуется выставка детских групповых макетов, где все участники могут увидеть и оценить все работы и фотоальбомы по совместной деятельности педагогов с детьми в процессе реализации проекта.
Необходимое оборудование: видеопроектор аудио и видеоматериалы для показа детям видеоряда с достопримечательностями Выборгского района, энциклопедии по истории родного города, наглядные пособия по краеведению и петербурговедению, костюм медведя для спортивно-музыкального досуга, спортивный инвентарь, музыкальный центр; детский строительный конструктор, материал для художественного труда.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Цель – заинтересовать и привлечь начинающих воспитателей к участию в развитии и воспитании детей, провести подготовительную работу по организации основного содержания детско-взрослого проекта.
Краткое содержание:
1) Создание творческой группы из воспитателей групп детей дошкольного возраста.
2) Подбор и изучение литературы, методического и практического материала.
3) Разработка содержания детско-взрослого проекта (цель, задачи, проблема, этапность выполнения проекта, критерии, ожидаемый результат).
4) Планирование предстоящей работы педагогов с детьми (приложение 1).
5) Определение игровой мотивации для детей.
Практический этап.
Цель – познакомить детей с историей своего района, подвести к пониманию того, что у района как и у города есть имя, день рождения, интересные исторические и географические факты; познакомить детей с символикой прогимназии (гербом), в которой они воспитываются.
Краткое содержание:
В группах среднего и старшего дошкольного возраста проводятся (приложение 2):
- экскурс детей по истории и географии Выборгского района и округа Парнас, на территории которого расположена прогимназия (беседа);
- ознакомление со знаменитыми горожанами и их творчеством, проживавшими в родном районе (чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций);
- знакомство с достопримечательностями Выборгского района (презентация, сюжетно-ролевая игра – «Строительство нового дома» для средней группы, «Строительство нового микрорайона» для старшего дошкольного возраста).
Основной этап.
Цель – развитие интегративных качеств личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие; развитие творческих способностей на основе создания фантазийных предметов для макета своего района.
Краткое содержание:
Педагоги и дети каждой возрастной группы совместно проектируют и создают макеты района или микрорайона «Выборгский район будущего» (приложение 3).
Большое значение в социально-личностном и познавательном развитии дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного города и района, знакомятся с разными природными зонами. В процессе создания макета решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по культурно-исторической теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Материал для макета: бросовый, природный материал, бумага разной фактуры, ткань, нитки и пр.

 

Размер макета: не менее формата А 4 и не более формата А 2.

Вид макета: плоскостной, объемный, объемная аппликация, папье-маше.

Критерии оценки:

o Эстетичность, аккуратность и качество выполнения макета.

o Разнообразие и оригинальность используемого материала.

o Разнообразие и оригинальность техники изготовления макета.

o Безопасность макета (используемый материал, отсутствие колющих предметов, изделий из стекла).

o Функциональность - возможности использования игрового макета в игровой деятельности детей в группе.

o Познавательно-развивающий аспект.

o Использование экологически чистых материалов.

o Участие детей в создании макета.

o Творческий подход к изготовлению макета.

Итоговый этап.

Цель – обобщить представления детей по теме проекта; обобщить опыт педагогов в развитии и воспитании детей.

Краткое содержание:

1.Организация выставки детских групповых макетов «Выборгский район будущего». В выставке участвуют группы детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель – подведение итогов совместной деятельности детей и педагогов.

2. Проведение спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель - развлечь детей, вызвать положительные эмоции; обобщить представления детей о культурной и спортивной жизни Выборгского района.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год