Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Детско-взрослый проект "Парнас-мой край родной"
Патриотизм детям
Автор: Катульская Светлана   
16.02.2014 17:39

Детско-взрослый проект Парнас-мой край роднойДетско-взрослый проект «Парнас – мой край родной» посвящен освоению дошкольниками культурного наследия Выборгского района г. Санкт-Петербурга, в частности округа Парнас, и направлен на решение важной задачи - развитие у дошкольников интереса к истории родного района, в частности своего округа; создание ситуации эффективного взаимодействия детей дошкольного возраста и взрослых (воспитателей и специалистов) в образовательном пространстве прогимназии.
География проекта: г. Санкт-Петербург, Выборгский район, ГБОУ прогимназия №677; адрес: Сиреневый бульвар, дом 7, корпус 2 и 3.
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).
Авторы проекта: старший воспитатель О.И. Воронина (руководитель проекта), инструктор по физической культуре О.А. Соломина, музыкальный руководитель С.И. Катульская.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста и начинающие воспитатели дошкольного возраста.
Направления развития и воспитания детей: социально-личностное, познавательно-речевое.


Образовательные области: «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Познание», «Художественное творчество».
Актуальность темы проекта.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, район, где он родился, знать достопримечательные места, памятники.
Исследования отечественных педагогов и психологов показали, что среди факторов, влияющих на процесс познания действительности у подрастающего поколения, ведущая роль принадлежит формированию чувства патриотизма. При этом существует недостаток сформированности представлений детей о родном городе, районе, причиной которого является то, что родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за своей высокой занятости.
Таким образом, приоритетным направлением нашей работы стало знакомство детей среднего и старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города через знакомство с районом, в котором дети проживают, а именно с Выборгским районом и округом Парнас.
Выборгский район – один из крупнейших в городе, а также промышленных районов. На его территории расположены крупные парковые зоны – Сосновка и Удельная, Шуваловский парк в Парголове, а также знаменитые Суздальские озера с пляжами. Также в районе находятся 15 садов, 40 скверов, 16 бульваров. Выборгский район считается самым зеленым по насаждениям в городе.
В состав Выборгского района входят 8 муниципальных округов: Сампсониевский, Светлановский, Сосновский, Парнас, Шувалово-Озерки, муниципальный округ № 15, Парголово, Левашово.
Парнас - муниципальный округ, включает в себя часть жилого района Шувалово-Озерки и западную часть нежилой зоны Парнас.
Проблема. В настоящее время объектом пристального внимания общества является культурная, историческая и географическая ценность того места, в котором живут дети. Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города и района зависит от отношения к нему жителей.
Родной город и каждый район хранят память о своих великих гражданах, рассказывают об основном роде деятельности его жителей, напоминают о военных триумфах россиян и гордятся их победами, трудятся и празднуют, имеют свои обычаи и традиции. Приобщение детей дошкольного возраста к родному краю будет успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка.
Предлагаемый проектный метод – это уникальная возможность взаимодействия педагогов с детьми и коллегами по развитию эмоций и чувств детей по отношению к родному городу и району, способствующие проявлению активной деятельностной позиции. Дошкольники включаются в празднование событий связанных с жизнью района – юбилейная дата Выборгского района.
Представление о Выборгском районе и округе Парнас является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться с различными образовательными областями («Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»).
Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о родном районе, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном районе, о достопримечательностях родного района и округа;
- рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, отражающих отношение людей к родному району;
- участие в проектной деятельности, продуктом которой является создание макетов района и коллекционирование картиной, открыток, символов и значков.
Цели проекта:
создать условия для объединения и взаимодействия взрослых и воспитанников в образовательном пространстве прогимназии;
стимулировать активное участие начинающих воспитателей в развитии и воспитании детей средствами детско-взрослого проектирования на основе природного и культурного наследия Выборгского района Санкт-Петербурга;
вызвать интерес дошкольников к истории родного района и округа.
Задачи проекта:
Заинтересовать и привлечь начинающих воспитателей к участию в развитии и воспитании детей;
Научить конструктивному взаимодействию субъектов педагогического процесса;
Развитие интегративных качеств личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие;
Развитие творческих способностей на основе создания фантазийных предметов для макета своего района;
Воспитывать самостоятельность творческого мышления и проявление творческих и исследовательских способностей каждого ребенка;
Содействовать становлению интереса у дошкольников к природе, культуре и истории района, в котором дети проживают, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
Познакомить детей с традициями Выборгского района и горожан.
Работа с начинающими воспитателями и специалистами.
- консультации по организации детско-взрослого проекта;
- подготовка музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей»;
- подготовка к выставке детских групповых макетов «Выборгский район будущего».
Прогнозируемый результат:
· Дети проявляют любознательность по отношению к родному району, округу.
· Дошкольники с удовольствием включаются в проектную деятельность (создание макетов).
· Дети отражают свои впечатления о районе, округе в предпочитаемой деятельности: изображают в рисунках, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет и т.д.
· У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к району и округу, они хорошо ориентируются в ближайшем к прогимназии и дому микрорайоне, в правилах поведения в городе.
· Создание педагогических условий для эффективного взаимодействия педагогов и детей в условиях прогимназии (организация совместной деятельности педагога с детьми – коллективная работа, совместная подготовка к выставке).
· Распространение педагогического опыта педагогов среди начинающих воспитателей, вовлечённых в разработку детско-взрослого проекта.
· Повышение уровня активности начинающих воспитателей в жизни ребенка и прогимназии.
· Презентация проекта и выставка макетов детских коллективных работ на тему «Выборгский район будущего».
· Публикация опыта работы на сайте ГБОУ прогимназия № 677 и других интернет-порталах.
Продукт проектной деятельности. Продукт проекта представлен в виде макетов созданных совместно детьми и воспитателями и спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей».
Презентация проекта: организуется выставка детских групповых макетов, где все участники могут увидеть и оценить все работы и фотоальбомы по совместной деятельности педагогов с детьми в процессе реализации проекта.
Необходимое оборудование: видеопроектор аудио и видеоматериалы для показа детям видеоряда с достопримечательностями Выборгского района, энциклопедии по истории родного города, наглядные пособия по краеведению и петербурговедению, костюм медведя для спортивно-музыкального досуга, спортивный инвентарь, музыкальный центр; детский строительный конструктор, материал для художественного труда.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Цель – заинтересовать и привлечь начинающих воспитателей к участию в развитии и воспитании детей, провести подготовительную работу по организации основного содержания детско-взрослого проекта.
Краткое содержание:
1) Создание творческой группы из воспитателей групп детей дошкольного возраста.
2) Подбор и изучение литературы, методического и практического материала.
3) Разработка содержания детско-взрослого проекта (цель, задачи, проблема, этапность выполнения проекта, критерии, ожидаемый результат).
4) Планирование предстоящей работы педагогов с детьми (приложение 1).
5) Определение игровой мотивации для детей.
Практический этап.
Цель – познакомить детей с историей своего района, подвести к пониманию того, что у района как и у города есть имя, день рождения, интересные исторические и географические факты; познакомить детей с символикой прогимназии (гербом), в которой они воспитываются.
Краткое содержание:
В группах среднего и старшего дошкольного возраста проводятся (приложение 2):
- экскурс детей по истории и географии Выборгского района и округа Парнас, на территории которого расположена прогимназия (беседа);
- ознакомление со знаменитыми горожанами и их творчеством, проживавшими в родном районе (чтение энциклопедий и рассматривание иллюстраций);
- знакомство с достопримечательностями Выборгского района (презентация, сюжетно-ролевая игра – «Строительство нового дома» для средней группы, «Строительство нового микрорайона» для старшего дошкольного возраста).
Основной этап.
Цель – развитие интегративных качеств личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие; развитие творческих способностей на основе создания фантазийных предметов для макета своего района.
Краткое содержание:
Педагоги и дети каждой возрастной группы совместно проектируют и создают макеты района или микрорайона «Выборгский район будущего» (приложение 3).
Большое значение в социально-личностном и познавательном развитии дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного города и района, знакомятся с разными природными зонами. В процессе создания макета решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по культурно-исторической теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Материал для макета: бросовый, природный материал, бумага разной фактуры, ткань, нитки и пр.

 

Размер макета: не менее формата А 4 и не более формата А 2.

Вид макета: плоскостной, объемный, объемная аппликация, папье-маше.

Критерии оценки:

o Эстетичность, аккуратность и качество выполнения макета.

o Разнообразие и оригинальность используемого материала.

o Разнообразие и оригинальность техники изготовления макета.

o Безопасность макета (используемый материал, отсутствие колющих предметов, изделий из стекла).

o Функциональность - возможности использования игрового макета в игровой деятельности детей в группе.

o Познавательно-развивающий аспект.

o Использование экологически чистых материалов.

o Участие детей в создании макета.

o Творческий подход к изготовлению макета.

Итоговый этап.

Цель – обобщить представления детей по теме проекта; обобщить опыт педагогов в развитии и воспитании детей.

Краткое содержание:

1.Организация выставки детских групповых макетов «Выборгский район будущего». В выставке участвуют группы детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель – подведение итогов совместной деятельности детей и педагогов.

2. Проведение спортивно-музыкального досуга «Ждем гостей на юбилей» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Цель - развлечь детей, вызвать положительные эмоции; обобщить представления детей о культурной и спортивной жизни Выборгского района.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год