Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Патриотическое воспитание через продуктивные виды детской деятельности»
Патриотизм детям
Автор: Кондабаева Татьяна Александровна Витер Наталья Леонидовна   
15.12.2025 22:03

«Патриотическое воспитание через продуктивные виды детской деятельности»«Патриотическое воспитание через продуктивные виды детской деятельности»

Кондабаева Татьяна Александровна Воспитатель

Витер Наталья Леонидовна Воспитатель

Детский сад № 62 «Малыш» комбинированного вида, г. Улан – Удэ

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л. С. Лихачев.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.

 

От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у дошкольников потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином своей страны. Продуктивный вид деятельности является для дошкольника обязательным этапом развития как личности. Благодаря этому виду деятельности развиваются память, внимание, воображение, эстетическое восприятие. Дети получают эстетическое, культурное, патриотическое и интеллектуальное развитие

Темы занятий по изобразительному искусству патриотического направления:

  • изучение символики Российского государства;
  • Декоративно-прикладное искусство;
  • героическое прошлое;
  • родная природа;
  • формирование любви к малой Родине, семье.

Формирование представления детей о Родине, знакомство с государственным флагом России, Бурятии цветом и расположением его полос. Это и рисование и аппликация и лепка. Флаг Российской Федерации олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины. В период Великой Отечественной войны бойцы с флагом в руках шли в бой, и, очищая страну от фашистских захватчиков, водружали флаг на самом видном месте. Этим самым показывали, что данный город, село, деревня, территория временно оккупированные врагом, отбиты и освобождены от врагов.

Одно из средств патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в художественном творчестве является декоративно — прикладное искусство. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к своему краю.

Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. При знакомстве детей с росписью, невольно воспитывается любовь к Родине.

Нравственно — патриотическое воспитание детей всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, поскольку данный возраст — наиболее благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, гордости за свой народ, истории своей страны. Нельзя стать патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки. История нашего государства неразрывно связана с Великой Отечественной войной – самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.

Детям дошкольного возраста достаточно трудно осознать эти события, так как каждый наступающий год все более отстраняет нас от тех страшных лет. И чтобы не терялась эта нить памяти, мы, взрослые, должны сохранить и воспитать в детях уважение и гордость за наших русских солдат, их мужество, чувство патриотизма.

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства. В результате мы с детьми как бы прошли дорогами войны, больше узнали о ветеранах, о том, сколько сил они потратили на победу над врагом, стали лучше понимать, что такое мирное небо.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к родной природе. Это сложное чувство проявляется в эмоциональной отзывчивости, устойчивом интересе к природе и желании охранять и беречь её. Патриотизм проявляется не только в любви к красоте родных мест, но и в заботе о ней в будущем, в сохранении памяти о прошлом. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют в дальнейшем на отношение человека к природе и к своей Родине. Патриотизм включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, к своей малой родине, к культуре, национальным обычаям. Посещение исторических и культурных памятников природы региона, заповедных и охраняемых мест, экскурсии на природу и в музеи, походы, все это воспитывает уважение к родному краю. Воспитывать уважение, любовь и устойчивый интерес к родным местам и Родине необходимо систематично и последовательно с раннего детства.

Если мы хотим вырастить подрастающее поколение патриотами, мы сами на своём примере должны показывать детям патриотизм. Нельзя забывать о том, что наши дети – наше отражение. С детства научившись понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, ребёнок и в более старшем возрасте будет испытывать на себе её благотворное влияние. Конечная цель в нашей работе одна – воспитать человека неравнодушного, заботливого, душевного, любящего, сопереживающего. Только такой человек может вырасти настоящим патриотом.

«День пожилого человека»; «День семьи», «День матери», «Бабушкины посиделки», круглый стол «Добро пожаловать!», гостиная «Сильна семья традициями», круглый стол «Коли семья вместе, то и душа на месте», практикум «Праздник в кругу семьи» и др., оформлены семейные фотоальбомы, по которым дети могут рассказать историю своей семьи, подготовленную и записанную в альбомы родителями. Цель этой работы: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребёнка, оказать практическую помощь в подготовке и проведении праздника в домашнихусловиях, делиться опытом семейного воспитания.

В процессе нашей работы с дошкольниками немаловажное значение имеет работа по ознакомлению детей с художниками, картины которых помогают прививать детям любовь к прекрасному, к природе, к близким, родным, учат добру, справедливости, способствуют созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать маленькому человечку правильную оценку жизни, определяет поведение детей, их переживания, суждения и эстетический вкус. Период дошкольного детства закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Чувство Родины, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Участие родителей в празднично – досуговых мероприятиях позволяет расширить общения детей с взрослыми, что так необходимо для общего развития дошкольников. Привлечение родителей к участию в культурно – досуговой деятельности ДОУ – ценная форма работы детского сада с семьёй. Детей особенно радует, когда праздник разделяют с ними их родные и близкие. Руководя любым видом деятельности, педагог влияет на чувственную сферу ребёнка, на нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширяет и уточняет знания, формирует у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

От того, какими глазами ребёнок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлёк он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребёнку, открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..

(И. Агеева)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год