Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Гражданско патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотизм детям
Автор: Глотова Анастасия Николаевна   
04.12.2025 17:26

Гражданско патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаГражданско патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Гражданско патриотическое воспитание — Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это процесс формирования у них любви к Родине, уважения к её истории и культуре, а также чувства ответственности за её будущее. В этом возрасте важно заложить основы таких качеств, как патриотизм, гражданственность, уважение к старшим, любовь к природе и окружающему миру.

1. Сущность и актуальность

  • чувства принадлежности к своей стране и народу;
  • уважения к истории, традициям и культуре;
  • основ гражданской ответственности;
  • толерантного отношения к представителям других национальностей.

 

Актуальность обусловлена тем, что в дошкольном возрасте:

  • закладываются базовые ценностные ориентиры;
  • формируется первичное представление о Родине;
  • развивается эмоциональная привязанность к семье, дому, месту проживания;
  • создаётся фундамент для дальнейшего гражданского становления личности.

2. Цели и задачи

Цель: сформировать начальные представления о гражданственности и патриотизме, заложить основы социально нравственного развития личности.

Задачи:

  1. Сформировать чувство принадлежности к семье, дому, детскому саду, городу, стране.
  2. Воспитать любовь и уважение к истории и культуре своего народа.
  3. Познакомить с государственными символами РФ (флаг, герб, гимн) и воспитать уважительное отношение к ним.
  4. Развить уважение к людям разных национальностей, понимание равенства всех граждан.
  5. Сформировать бережное отношение к природе и культурному наследию.
  6. Дать первичные представления о правах и обязанностях гражданина.
  7. Научить соблюдать социальные нормы и правила поведения.
  8. Развить готовность помогать другим, участвовать в общественно полезной деятельности.
  9. Основные направления воспитания
  10. «Моя семья» — укрепление привязанности к близким, осознание семейных ценностей.
  11. «Мой дом и детский сад» — развитие чувства защищённости и принадлежности к ближайшему социальному окружению.
  12. «Мой город/село» — знакомство с местом проживания, его достопримечательностями, традициями.
  13. «Наша страна — Россия» — формирование представлений о Родине, её масштабах, многообразии природы и народов.
  14. «Государственные символы» — изучение флага, герба, гимна РФ, их значения.
  15. «История и традиции народа» — приобщение к культурному наследию, народным праздникам, обычаям.
  16. «Природа родного края» — воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание её ценности.
  17. «Права и обязанности» — первичное знакомство с социальными нормами, правилами поведения.
  18. «Труд человека» — уважение к профессиям, результатам труда, понимание его значимости.
  19. «Культура» — освоение элементов национальной культуры: фольклор, народные промыслы, искусство.
  20. Методы и формы работы
  21. Игровая деятельность:
  • дидактические игры ( «Угадай символ», «Найди флаг»);
  • сюжетно ролевые игры ( «Путешествие по городу», «День Победы», «Семья»);
  • настольные игры (пазлы, лото, домино на патриотическую тематику).

2. Познавательная деятельность:

  • тематические занятия о Родине, её символах, традициях;
  • беседы о семье, друзьях, добрых поступках;
  • просмотр образовательных мультфильмов, презентаций, фотоматериалов.

3. Художественная деятельность:

  • рисование ( «Мой дом», «Флаг России», «Природа родного края»);
  • лепка и аппликация на патриотические темы;
  • изготовление поделок к праздникам.

4. Музыкально художественная деятельность:

  • разучивание песен о Родине, семье, природе;
  • участие в праздничных концертах;
  • знакомство с народными мелодиями и инструментами.

5. Экскурсии и прогулки:

  • посещение парков, памятников, музеев, мемориальных комплексов;
  • прогулки по знаковым местам города/села;
  • наблюдения за трудом взрослых, природой.

6. Проектная деятельность:

  • создание альбомов ( «Моя семья», «Мой город», «Народные промыслы»);
  • исследовательские мини проекты ( «Откуда берётся хлеб», «Наши ветераны», «Традиции моей семьи»).

7. Праздники и мероприятия:

  • День Победы (концерты, встречи с ветеранами, мастер классы);
  • День Государственного флага РФ;
  • народные праздники (Масленица, День народного единства, Пасха);
  • тематические утренники ( «Моя Родина — Россия», «Город, в котором я живу»).

8. Добровольческая деятельность:

  • помощь пожилым людям;
  • благоустройство территории детского сада или двора;
  • сбор макулатуры, батареек, участие в экологических акциях.

9. Взаимодействие с семьёй:

  • совместные праздники и выставки;
  • родительские собрания на патриотические темы;
  • семейные проекты ( «Герб нашей семьи», «Традиции моей семьи», «Моя малая Родина»);
  • изготовление буклетов и памяток для родителей.

10. Создание предметно развивающей среды:

  • уголки патриотического воспитания (флаги, карты, куклы в национальных костюмах);
  • библиотеки с книгами о Родине, её героях, природе;
  • экспозиции детских работ на патриотические темы;
  • макеты достопримечательностей, народные игрушки, предметы быта.

5. Роль участников воспитательного процесса

Воспитатель:

  • демонстрирует личный пример любви и уважения к Родине;
  • создаёт атмосферу доверия и сотрудничества;
  • подбирает доступные и интересные формы работы;
  • поддерживает инициативу детей;
  • взаимодействует с родителями и социальными партнёрами.

Семья:

  • передаёт семейные традиции и ценности;
  • рассказывает о предках, их достижениях;
  • совместно посещает памятные места;
  • участвует в праздниках и проектах детского сада;
  • подкрепляет формируемые ценности в повседневной жизни.

Социальные партнёры (музеи, библиотеки, Дома культуры, ветеранские организации):

  • предоставляют площадку для экскурсий и мероприятий;
  • делятся историческим и культурным контентом;
  • участвуют в совместных проектах и праздниках.

6. Возрастные особенности и принципы работы

Учёт возрастных особенностей:

  • для младших дошкольников — преобладание наглядности, игры, эмоционального воздействия;
  • для старших дошкольников — углубление знаний, включение элементов исследования, проектной деятельности.

Принципы воспитания:

  • системность и последовательность;
  • наглядность и доступность;
  • эмоциональная насыщенность;
  • интеграция в повседневную жизнь группы;
  • сотрудничество с семьёй и социумом;
  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

7. Ожидаемые результаты

К концу дошкольного возраста ребёнок:

  • знает название своей страны, города, улицы, детского сада;
  • называет государственные символы России и объясняет их значение;
  • проявляет интерес к истории и традициям своего народа;
  • бережно относится к природе и результатам труда людей;
  • уважает людей разных национальностей;
  • демонстрирует доброжелательность и готовность помочь другим;
  • гордится своей страной и её достижениями;
  • соблюдает элементарные правила поведения в обществе;
  • имеет первичные представления о правах и обязанностях гражданина.

8. Критерии и методы оценки эффективности

Критерии:

  • когнитивный (знания о Родине, её символах, традициях);
  • эмоционально ценностный (проявление интереса, гордости, уважения);
  • поведенческий (соблюдение норм, готовность к добрым поступкам).

Методы оценки:

  • наблюдение за поведением и общением ребёнка;
  • беседы и вопросы на знание символов, традиций, правил;
  • анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, проекты);
  • анкетирование родителей и воспитателей.

9. Заключение

Гражданско патриотическое воспитание дошкольников — это системный, многогранный процесс, требующий:

  • целенаправленной работы педагогов;
  • активного участия семьи;
  • использования разнообразных форм и методов;
  • учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Систематическая работа в этом направлении закладывает основы:

  • гражданской идентичности;
  • нравственности;
  • социальной ответственности;
  • любви к Родине и её культурному наследию.

Таким образом, гражданско патриотическое воспитание в дошкольном возрасте — важный этап в формировании личности, готовой к осознанному участию в жизни общества.

10. Список литературы (примеры)

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2008.
  2. Балахонова Н. А., Кручинкина В. И. Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей дошкольного возраста. — Уфа: Лето, 2015.
  3. Калинина А. В. Важность гражданско патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Молодой учёный. — 2024. — № 19 (518).
  4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие.
  5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год