| РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
| Патриотизм детям | |
| Автор: Митрофанова Оксана Николаевна, Тужилкина Зинаида Анатольевна | |
| 04.12.2025 11:41 | |
|
воспитатели Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 г. Пензы «Катюша» Одной из главных целей Федеральной образовательной программы дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. «Патриотизм» — это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев). Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных является метод проектов. Поэтому нами был разработан и реализован долгосрочный проект «Маленькие патриоты большой страны». Цель проекта: формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей, сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей. Задачи проекта:
Организовывать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно по принципу «от простого к сложному». Поэтому работу над проектом мы вели поэтапно, рассматривали следующие темы: «Моя семья», «Наш город – Пенза», «Наша страна – Россия», «Народное прикладное искусство», «Защитники Отечества», «Народные традиции России», «Мы – покорители космоса», «Великая Победа», «Гордимся своей страной». Также в план мероприятий мы включили государственные праздники, рекомендуемые ФОП ДО для работы с дошкольниками. Работая над темой «Моя семья», мы закрепляли знания детей о родственных связях, воспитывали любовь и уважение к своей семье. Проводили беседы с детьми «Моя семья», «Семейные традиции», организовывали сюжетно-ролевые и дидактические игры ( «Назови ласково», «Чьи детки», «Как называют?», «Родственные отношения», «Кто старше?»), разгадывали загадки о семье, разучивали пословицы. Были проведены совместные праздники-развлечения «День пожилого человека», «День отца», «День матери» и «День семьи, любви и верности». На «День пожилого человека» мы провели мероприятие «Нам года – не беда!», гостями которого стали бабушки и дедушки воспитанников. Дети и взрослые с удовольствием поучаствовали в тематических конкурсах и эстафетах. Закончился праздник совместным чаепитием. «День отца» прошел в физкультурном зале. Папы принимали участие в спортивных испытаниях вместе со своими детьми. Девизом мероприятия были слова – «Мой папа самый спортивный!». А к «Дню матери» была подготовлена праздничная программа для мам и бабушек. В группе для мам была организована выставка детских рисунков «Мамин портрет» и фотозона «Наши мамы – самые красивые!». При работе над данной темой родителям и детям предлагались творческие домашние задания: оформление семейных альбомов «Папа, мама и я – вместе дружная семья», придумывание генеалогических древ и гербов семей. Затем в группе была организована выставка работ, и дети презентовали свои работы. Генеалогическое древо семьи Рассматривая тему «Наш город – Пенза», мы расширяли знания детей о родном крае и городе, в котором они живут, воспитывали любовь к малой родине– Пензенской области. Проводили мероприятия и краеведческие часы с детьми «Как появился наш город», «Символика нашего города и области», «Достопримечательности Пензы», «Промыслы Пензенской области». Организовали выставку детских рисунков «Достопримечательности нашего города» и фотовыставку «Я в родном городе», и каждый ребенок потом поделился впечатлениями о достопримечательностях, которые он вместе с родителями посетил. Распечатали карту города Пенза и фотографии главных достопримечательностей, разместили их в свободном доступе. Дети активно ее изучали, делились своими впечатлениями о посещении памятных мест. Карта г. Пензы с достопримечательностями Нами была создана большая карта народных промыслов Пензенской области, которую мы с детьми использовали на занятиях по краеведению. Вместе с детьми и родителями посетили Пензенский государственный краеведческий музей. Дошколята с удовольствием разглядывали предметы быта наших предков, макет крепости города Пенза, познакомились с многообразием животного мира Пензенской области. А в Музее народного творчества узнали о промыслах Пензенского края. После экскурсии дети и взрослые побывали на мастер-классе по изготовлению соломенной игрушки. Мастер-класс по изготовлению соломенной игрушки Для детей провели в группе краеведческий час «В гостях у абашевской игрушки», а затем вместе с родителямипоучаствовали в мастер-классе по росписи этой игрушки. Вдохновившись всеми экскурсиями, мы решили организовать в группе свои мини-выставки народных промыслов Пензенской области. На выставке «Чудеса из пряжи» вниманию детей были представлены вязанные вещи и оленевские пуховые платки. Воспитанники группы с удовольствием рассмотрели разнообразные изделия из пряжи, охотно примерив некоторые на себя. Также дети познакомились с историей пуховязания Пензенского края и узнали, как создаются пуховые платки и другие вязаные изделия. Мини-выставка «Чудеса из пряжи» На мини-выставке «В гостях у народной игрушки» вниманию детей были представлены игрушки, созданные пензенскими мастерами-умельцами (абашевская, михайловская соломенная, никольская, деревянная игрушка), а на мини-выставке «Хрустальное сердце России» — изделия из никольского хрусталя. Особенностью таких мини-выставок является то, что дети могут взять любой экспонат в руки, рассмотреть его идаже поиграть с ним, чего нельзя сделать в настоящем музее. Во время реализации проекта нами пополнялась предметно-пространственная среда группы. Так были созданы следующие дидактические пособия: игра-бродилка «По родным улицам», дидактическое пособие «Кубики истории», дидактические игры «Найди пару и назови» и «Костюмы народов Пензенского края». Вниманию детей были представлены для рассматривания альбомы «Славные имена Пензенской области» и «Пенза – город трудовой доблести». Нами было подготовлено тематическое занятие, посвященное 85-летию образования Пензенской области. Дети просмотрели презентацию об истории города-крепости Пенза, познакомились с гербом и флагом Пензенской области, рассматривали иллюстрации известных достопримечательностей города и области, собирали разрезные картинки. Также воспитанники нашей группы приняли участие во Всероссийской акции «Письма доброты». Данная акция проходит в преддверии новогоднего праздника с 2020 года. Все детские сады нашей огромной страны обмениваются письмами и поздравлениями друг с другом и рассказывают о своей малой родине! Наши дети вместе с родителями изготовили новогодние открытки, которые мы отправили в своем письме. А также вложили послание с фотографиями о родном Сурском крае. Наше письмо улетело в Ямало-Ненецкий автономный округ, в детский сад «Машенька» города Ноябрьск. А через некоторое время нам пришло ответное письмо, чему мы были очень рады! При работе над темой «Наша страна – Россия», мы ставили следующие задачи: закреплять знания детей о государственных символах России, расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому русского народа. Для родителей мы подготовили буклеты-консультации «Как воспитать маленького патриота» и папку-передвижку «Наша Родина – Россия», которые содержали рекомендации по патриотическому воспитанию детей. В День народного единства было проведено спортивно-познавательное развлечение «Игры народов». Дошколят познакомили с историей возникновения праздника и провели эстафеты на основе игр народов России. Дети получили массу положительных эмоций, играя в башкирские, татарские, удмуртские игры и игры северных народов ханты! Вместе с детьми придумали и изготовили стенгазету «Мы едины, а значит мы непобедимы!», которая украсила группу в этот день. Провели тематические занятия «Быт и культура русского народа». В группе был организована мини-выставка, где дети познакомились устройством избы, с русской печью, которая является сердцем дома, а также с предметами старинного русского быта, игрушками из глины и соломы для детей. Мы активно сотрудничаем с МБОУ СОШ № 63 и посетили музей этой школы — «Русская изба». Дошколята с большим интересом рассматривали музейные экспонаты, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли на музыкальных инструментах. Посещение музея МБОУ СОШ № 63 Мы проводили познавательные мероприятия, приуроченные к государственным праздникам – «День Конституции» и «Дети блокадного Ленинграда» (27 января). Участвовали в всероссийской акции «Блокадная ласточка». Отдельно рассматривали тему «Народное прикладное искусство», чтобы закрепить знания детей онародных промыслах. Провели для воспитанников краеведческий час в форме игры-путешествия «Веселая ярмарка». Такой формат занятия был выбран не случайно: на ярмарку умельцы привозили свой товар, и где, как не на ярмарке, можно было увидеть все разнообразие народных ремесел! И ребята с радостью погрузились в атмосферу русского народного гуляния, рассмотрели выставку изделий народных мастеров — гжельские игрушки, абашевские свистульки, соломенные куклы, хохломскую посуду, корзинки из лозы, посуду из бересты, матрешки. Девочки примерили павлопосадские и михайловские платки. Ну а какая ярмарка обходится без игр? Дети с удовольствием поиграли в подвижные народные игры «Гори, гори ясно», «Ручеек» и другие. Закрепляли полученные знания в дидактических играх «Народный костюм», «Лото. Гжель», «Лото. Хохлома», «Лото. Дымковская игрушка» и продуктивной деятельности. Рассматривая тему «Защитники Отечества», мы формировали у детей чувство уважения к защитникам Родины, расширяли представления о Российской армии, закрепляли знания о военных профессиях. 8 февраля отмечается «День российской науки». Мы провели тематический день, посвященный этому празднику. Дети посмотрели презентацию об известных ученых нашей страны, познакомились с их открытиями и достижениями. Ну а затем начали подготовку к главному празднику февраля – Дню защитника Отечества. Вместе с детьми читали русские былины, стихи и рассказы о защитниках земли русской, о защитниках Отечества, знакомились с различными родами войск современной армии России. Поучаствовали во всероссийской акции «Письмо для героя», отправили участникам СВО письма и открытки с поздравлениями к празднику 23 февраля. По традиции изготовили вместе с детьми стенгазету «Наши мальчики – самые сильные!», а для пап и дедушек организовалиспортивно-музыкальный праздник. Предметно-развивающая среда в группе пополнилась дидактическими играми «Подбери картинку», «Чья форма?», «Военная техника», «Рода войск». Задачитемы «Народные традиции России»: приобщить детей к истокам народной культуры, вызвать интерес к традициям и праздникам. Мы проводили с детьми праздники-развлечения «В гостях у самовара», «Рождественские посиделки». Использовали костюмы в народном стиле и атрибуты, которые смогли бы передать атмосферу народных праздников. Знакомили детей с русскими народными сказками, былинами. Праздник «Широкая Масленица» прошел на улице, с играми, хороводами и конкурсами. А в группе детей ждало угощение с блинами и чаем, которое нам подготовили родители. Во Всемирный День театра на занятии по краеведению повторили названия пензенских театров, рассмотрели иллюстрации, поделились впечатлениями о посещении спектаклей. В группе дошколята устраивали постановки сказок с помощью разных видов театра нашего театрального уголка. А в один из выходных дней посетили вместе с родителями Пензенский театр юного зрителя. Работая над темой «Мы – покорители космоса», мы старались воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за достижения нашей страны. Мы предложили родителям поучаствовать в конкурсе на лучшую семейную поделку «Космические дали». Провели спортивно-музыкальное развлечение «Космическое путешествие», закрепив знания о солнечной системе и об известных летчиках-космонавтах. Для самостоятельного рассматривания был подготовлен альбом «Освоение космоса. Наш герой-космонавт Самокутяев А.М.». Посетили городскую детскую библиотеку №2, где для них прошел познавательный час «Юрий Гагарин». Из рассказа библиотекаря дети узнали интересные факты из жизни первого космонавта. При работе над темой «Великая Победа» мы ставили следующие задачи: формировать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. Проводили беседы с детьми «Начало войны», «Дети-герои ВОВ», «Письма с фронта», «Блокадный хлеб», «Вечный огонь – символ бессмертия», разучивали песни военных лет. Организовали в группе выставку детских рисунков «Салют – народу победителю». Пополнили предметно-пространственную среду группы лепбуком «Великая Отечественная война», макетом «Бессмертный полк», альбомом «Города-герои». Вместе с детьми приняли участие в ежегодных акциях «Окна Победы», «Письмо ветерану» и «Бессмертный полк». Участие в акции «Бессмертный полк» Рассматривая тему «Гордимся своей страной», мы постарались обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России. Так, в преддверии Дня России, который отмечается 12 июня, в нашей группе была организована квест-игра «В поисках символов России». Праздник начался с слушания гимна, а затем ребята вслед за волшебным клубком отправились по станциям, где их ждали сказочные герои и испытания. 8 июля отмечается замечательный праздник — День семьи, любви и верности. В преддверии этого дня воспитанники нашей группы посетили городскую детскую библиотеку №2, где для них была проведена игровая программа "Ромашковое счастье". Ребята познакомились с легендой о Петре и Февронии, которые издавна почитаются в России как хранители семьи и брака, а затем разгадывали загадки о семье, участвовали в конкурсах и викторинах, играли в эстафету «Передай добро по кругу». А 2 августа в День государственного флага Российской Федерации для детей была проведена познавательно — игровая программа «России славный триколор». В заключении мы можем с уверенностью сказать, что к концу года представления детей о своей Родине – России значительно пополнились, возник стойкий интерес к истории, традициям и достижениям своего народа. Также работа в данном направлении помогла привить детям чувство любви и привязанности к культурным и природным ценностям родного края, воспитать у них уважение и гордость за землю, на которой они живут. Знания, полученные во время работы над проектом, помогли формированию патриотических чувств у дошкольников, активной жизненной позиции у родителей и пониманию ими важности совместной работы в данном направлении. Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.» Поэтому работа по патриотическому воспитанию в нашей группе продолжится и, конечно же, в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Список используемой литературы:
|



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА










