Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотизм детям
Автор: Митрофанова Оксана Николаевна, Тужилкина Зинаида Анатольевна   
04.12.2025 11:41

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Оксана Николаевна Митрофанова,
  • Зинаида Анатольевна Тужилкина,

воспитатели Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 19 г. Пензы «Катюша»

Одной из главных целей Федеральной образовательной программы дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. «Патриотизм» — это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).

Скачать конспенкт

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одним из наиболее эффективных является метод проектов. Поэтому нами был разработан и реализован долгосрочный проект «Маленькие патриоты большой страны».

Цель проекта: формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей, сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей.

Задачи проекта:

  • воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому
  • воспитывать бережное отношение к родному городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе; чувство гордости за своих земляков
  • развивать познавательный интерес к изучению истории и традициям своего родного края
  • расширять представления детей о России и традициях своего народа
  • воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну
  • повысить компетентность родителей в сфере патриотического воспитания дошкольников.

Организовывать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно по принципу «от простого к сложному». Поэтому работу над проектом мы вели поэтапно, рассматривали следующие темы: «Моя семья», «Наш город – Пенза», «Наша страна – Россия», «Народное прикладное искусство», «Защитники Отечества», «Народные традиции России», «Мы – покорители космоса», «Великая Победа», «Гордимся своей страной». Также в план мероприятий мы включили государственные праздники, рекомендуемые ФОП ДО для работы с дошкольниками.

Работая над темой «Моя семья», мы закрепляли знания детей о родственных связях, воспитывали любовь и уважение к своей семье. Проводили беседы с детьми «Моя семья», «Семейные традиции», организовывали сюжетно-ролевые и дидактические игры ( «Назови ласково», «Чьи детки», «Как называют?», «Родственные отношения», «Кто старше?»), разгадывали загадки о семье, разучивали пословицы.

Были проведены совместные праздники-развлечения «День пожилого человека», «День отца», «День матери» и «День семьи, любви и верности».

На «День пожилого человека» мы провели мероприятие «Нам года – не беда!», гостями которого стали бабушки и дедушки воспитанников. Дети и взрослые с удовольствием поучаствовали в тематических конкурсах и эстафетах. Закончился праздник совместным чаепитием.

«День отца» прошел в физкультурном зале. Папы принимали участие в спортивных испытаниях вместе со своими детьми. Девизом мероприятия были слова – «Мой папа самый спортивный!».

А к «Дню матери» была подготовлена праздничная программа для мам и бабушек. В группе для мам была организована выставка детских рисунков «Мамин портрет» и фотозона «Наши мамы – самые красивые!».

При работе над данной темой родителям и детям предлагались творческие домашние задания: оформление семейных альбомов «Папа, мама и я – вместе дружная семья», придумывание генеалогических древ и гербов семей. Затем в группе была организована выставка работ, и дети презентовали свои работы.

Генеалогическое древо семьи

Рассматривая тему «Наш город – Пенза», мы расширяли знания детей о родном крае и городе, в котором они живут, воспитывали любовь к малой родине– Пензенской области. Проводили мероприятия и краеведческие часы с детьми «Как появился наш город», «Символика нашего города и области», «Достопримечательности Пензы», «Промыслы Пензенской области».

Организовали выставку детских рисунков «Достопримечательности нашего города» и фотовыставку «Я в родном городе», и каждый ребенок потом поделился впечатлениями о достопримечательностях, которые он вместе с родителями посетил.

Распечатали карту города Пенза и фотографии главных достопримечательностей, разместили их в свободном доступе. Дети активно ее изучали, делились своими впечатлениями о посещении памятных мест.

Карта г. Пензы с достопримечательностями

Нами была создана большая карта народных промыслов Пензенской области, которую мы с детьми использовали на занятиях по краеведению.

Вместе с детьми и родителями посетили Пензенский государственный краеведческий музей. Дошколята с удовольствием разглядывали предметы быта наших предков, макет крепости города Пенза, познакомились с многообразием животного мира Пензенской области.

А в Музее народного творчества узнали о промыслах Пензенского края. После экскурсии дети и взрослые побывали на мастер-классе по изготовлению соломенной игрушки.

Мастер-класс по изготовлению соломенной игрушки

Для детей провели в группе краеведческий час «В гостях у абашевской игрушки», а затем вместе с родителямипоучаствовали в мастер-классе по росписи этой игрушки.

Вдохновившись всеми экскурсиями, мы решили организовать в группе свои мини-выставки народных промыслов Пензенской области. На выставке «Чудеса из пряжи» вниманию детей были представлены вязанные вещи и оленевские пуховые платки. Воспитанники группы с удовольствием рассмотрели разнообразные изделия из пряжи, охотно примерив некоторые на себя. Также дети познакомились с историей пуховязания Пензенского края и узнали, как создаются пуховые платки и другие вязаные изделия.

Мини-выставка «Чудеса из пряжи»

На мини-выставке «В гостях у народной игрушки» вниманию детей были представлены игрушки, созданные пензенскими мастерами-умельцами (абашевская, михайловская соломенная, никольская, деревянная игрушка), а на мини-выставке «Хрустальное сердце России» — изделия из никольского хрусталя.

Особенностью таких мини-выставок является то, что дети могут взять любой экспонат в руки, рассмотреть его идаже поиграть с ним, чего нельзя сделать в настоящем музее.

Во время реализации проекта нами пополнялась предметно-пространственная среда группы. Так были созданы следующие дидактические пособия: игра-бродилка «По родным улицам», дидактическое пособие «Кубики истории», дидактические игры «Найди пару и назови» и «Костюмы народов Пензенского края». Вниманию детей были представлены для рассматривания альбомы «Славные имена Пензенской области» и «Пенза – город трудовой доблести».

Нами было подготовлено тематическое занятие, посвященное 85-летию образования Пензенской области. Дети просмотрели презентацию об истории города-крепости Пенза, познакомились с гербом и флагом Пензенской области, рассматривали иллюстрации известных достопримечательностей города и области, собирали разрезные картинки.

Также воспитанники нашей группы приняли участие во Всероссийской акции «Письма доброты». Данная акция проходит в преддверии новогоднего праздника с 2020 года. Все детские сады нашей огромной страны обмениваются письмами и поздравлениями друг с другом и рассказывают о своей малой родине! Наши дети вместе с родителями изготовили новогодние открытки, которые мы отправили в своем письме. А также вложили послание с фотографиями о родном Сурском крае. Наше письмо улетело в Ямало-Ненецкий автономный округ, в детский сад «Машенька» города Ноябрьск. А через некоторое время нам пришло ответное письмо, чему мы были очень рады!

При работе над темой «Наша страна – Россия», мы ставили следующие задачи: закреплять знания детей о государственных символах России, расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому русского народа.

Для родителей мы подготовили буклеты-консультации «Как воспитать маленького патриота» и папку-передвижку «Наша Родина – Россия», которые содержали рекомендации по патриотическому воспитанию детей.

В День народного единства было проведено спортивно-познавательное развлечение «Игры народов». Дошколят познакомили с историей возникновения праздника и провели эстафеты на основе игр народов России. Дети получили массу положительных эмоций, играя в башкирские, татарские, удмуртские игры и игры северных народов ханты!

Вместе с детьми придумали и изготовили стенгазету «Мы едины, а значит мы непобедимы!», которая украсила группу в этот день.

Провели тематические занятия «Быт и культура русского народа». В группе был организована мини-выставка, где дети познакомились устройством избы, с русской печью, которая является сердцем дома, а также с предметами старинного русского быта, игрушками из глины и соломы для детей.

Мы активно сотрудничаем с МБОУ СОШ № 63 и посетили музей этой школы — «Русская изба». Дошколята с большим интересом рассматривали музейные экспонаты, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли на музыкальных инструментах.

Посещение музея МБОУ СОШ № 63

Мы проводили познавательные мероприятия, приуроченные к государственным праздникам – «День Конституции» и «Дети блокадного Ленинграда» (27 января). Участвовали в всероссийской акции «Блокадная ласточка».

Отдельно рассматривали тему «Народное прикладное искусство», чтобы закрепить знания детей онародных промыслах. Провели для воспитанников краеведческий час в форме игры-путешествия «Веселая ярмарка». Такой формат занятия был выбран не случайно: на ярмарку умельцы привозили свой товар, и где, как не на ярмарке, можно было увидеть все разнообразие народных ремесел! И ребята с радостью погрузились в атмосферу русского народного гуляния, рассмотрели выставку изделий народных мастеров — гжельские игрушки, абашевские свистульки, соломенные куклы, хохломскую посуду, корзинки из лозы, посуду из бересты, матрешки. Девочки примерили павлопосадские и михайловские платки. Ну а какая ярмарка обходится без игр? Дети с удовольствием поиграли в подвижные народные игры «Гори, гори ясно», «Ручеек» и другие.

Закрепляли полученные знания в дидактических играх «Народный костюм», «Лото. Гжель», «Лото. Хохлома», «Лото. Дымковская игрушка» и продуктивной деятельности.

Рассматривая тему «Защитники Отечества», мы формировали у детей чувство уважения к защитникам Родины, расширяли представления о Российской армии, закрепляли знания о военных профессиях.

8 февраля отмечается «День российской науки». Мы провели тематический день, посвященный этому празднику. Дети посмотрели презентацию об известных ученых нашей страны, познакомились с их открытиями и достижениями.

Ну а затем начали подготовку к главному празднику февраля – Дню защитника Отечества. Вместе с детьми читали русские былины, стихи и рассказы о защитниках земли русской, о защитниках Отечества, знакомились с различными родами войск современной армии России. Поучаствовали во всероссийской акции «Письмо для героя», отправили участникам СВО письма и открытки с поздравлениями к празднику 23 февраля. По традиции изготовили вместе с детьми стенгазету «Наши мальчики – самые сильные!», а для пап и дедушек организовалиспортивно-музыкальный праздник.

Предметно-развивающая среда в группе пополнилась дидактическими играми «Подбери картинку», «Чья форма?», «Военная техника», «Рода войск».

Задачитемы «Народные традиции России»: приобщить детей к истокам народной культуры, вызвать интерес к традициям и праздникам. Мы проводили с детьми праздники-развлечения «В гостях у самовара», «Рождественские посиделки». Использовали костюмы в народном стиле и атрибуты, которые смогли бы передать атмосферу народных праздников. Знакомили детей с русскими народными сказками, былинами.

Праздник «Широкая Масленица» прошел на улице, с играми, хороводами и конкурсами. А в группе детей ждало угощение с блинами и чаем, которое нам подготовили родители.

Во Всемирный День театра на занятии по краеведению повторили названия пензенских театров, рассмотрели иллюстрации, поделились впечатлениями о посещении спектаклей. В группе дошколята устраивали постановки сказок с помощью разных видов театра нашего театрального уголка. А в один из выходных дней посетили вместе с родителями Пензенский театр юного зрителя.

Работая над темой «Мы – покорители космоса», мы старались воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за достижения нашей страны.

Мы предложили родителям поучаствовать в конкурсе на лучшую семейную поделку «Космические дали». Провели спортивно-музыкальное развлечение «Космическое путешествие», закрепив знания о солнечной системе и об известных летчиках-космонавтах. Для самостоятельного рассматривания был подготовлен альбом «Освоение космоса. Наш герой-космонавт Самокутяев А.М.».

Посетили городскую детскую библиотеку №2, где для них прошел познавательный час «Юрий Гагарин». Из рассказа библиотекаря дети узнали интересные факты из жизни первого космонавта.

При работе над темой «Великая Победа» мы ставили следующие задачи: формировать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.

Проводили беседы с детьми «Начало войны», «Дети-герои ВОВ», «Письма с фронта», «Блокадный хлеб», «Вечный огонь – символ бессмертия», разучивали песни военных лет. Организовали в группе выставку детских рисунков «Салют – народу победителю». Пополнили предметно-пространственную среду группы лепбуком «Великая Отечественная война», макетом «Бессмертный полк», альбомом «Города-герои». Вместе с детьми приняли участие в ежегодных акциях «Окна Победы», «Письмо ветерану» и «Бессмертный полк».

Участие в акции «Бессмертный полк»

Рассматривая тему «Гордимся своей страной», мы постарались обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России. Так, в преддверии Дня России, который отмечается 12 июня, в нашей группе была организована квест-игра «В поисках символов России». Праздник начался с слушания гимна, а затем ребята вслед за волшебным клубком отправились по станциям, где их ждали сказочные герои и испытания.

8 июля отмечается замечательный праздник — День семьи, любви и верности. В преддверии этого дня воспитанники нашей группы посетили городскую детскую библиотеку №2, где для них была проведена игровая программа "Ромашковое счастье". Ребята познакомились с легендой о Петре и Февронии, которые издавна почитаются в России как хранители семьи и брака, а затем разгадывали загадки о семье, участвовали в конкурсах и викторинах, играли в эстафету «Передай добро по кругу».

А 2 августа в День государственного флага Российской Федерации для детей была проведена познавательно — игровая программа «России славный триколор».

В заключении мы можем с уверенностью сказать, что к концу года представления детей о своей Родине – России значительно пополнились, возник стойкий интерес к истории, традициям и достижениям своего народа. Также работа в данном направлении помогла привить детям чувство любви и привязанности к культурным и природным ценностям родного края, воспитать у них уважение и гордость за землю, на которой они живут.

Знания, полученные во время работы над проектом, помогли формированию патриотических чувств у дошкольников, активной жизненной позиции у родителей и пониманию ими важности совместной работы в данном направлении.

Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.» Поэтому работа по патриотическому воспитанию в нашей группе продолжится и, конечно же, в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

Список используемой литературы:

  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
  2. Ведяева Н.А. Народные художественные промыслы Пензенской области: Методическое пособие. – Пенза, 1997.
  3. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — М.: Детство-Пресс, 2015.
  4. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края. Методическое пособие в помощь воспитателям дошкольных групп образовательных организаций. Под редакцией Е.Ф. Купецковой. – Пенза, 2016.
  5. Дошкольникам о народной культуре Пензенского края: Методическое пособие в помощь воспитателям, работающим по программе «Ребёнок и весь мир» под общей редакцией профессора В. И. Авершина, части 1-4. – Издательство Пензенского ИПК ПРО, 2007.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Методическое пособие. СПб, 2004.
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. — ТЦ «Сфера», Москва, 2007.
  8. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Край мой, единственный в мире: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. -сост. Е. Ю. Щенникова. – Пенза, 2004.
  10. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
  11. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год