| «Проектная деятельность в формировании патриотических чувств у старших дошкольников» |
| Патриотизм детям | |||
| Автор: Варич Татьяна Николаевна | |||
| 04.12.2025 07:48 | |||
|
Варич Татьяна Николаевна, Воспитатель МБДОУ д/с № 40 В своей работе с детьми я активно применяю проектную деятельность как одну из эффективных форм нравственно — патриотического воспитания дошкольников. Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сейчас, в период нестабильности, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из эффективных средств активизации познавательного, творческого развития и нравственно-патриотического воспитания ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Участвуя в проекте, ребёнок экспериментирует, проявляет любознательность, активность и интерес к материалу проекта, взаимодействует с другими детьми и взрослыми, чувствует себя самостоятельным. Благодаря этим характеристикам проектная деятельность обладает большими педагогическими возможностями в формировании патриотических чувств дошкольников.
В течение последних двух лет я с детьми моей группы успешно реализовали различные познавательные проекты, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Сохраним память о Великой Отечественной войне в детских сердцах навсегда!», «Нет праздника главнее», «В нашей станице каждый четвертый не вернулся с фронта домой…», «Кем был твой прадед на войне?», «Я помню, я горжусь!», «Знамя Победы». В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов), старалась раскрыть для детей такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Более подробно хотелось бы рассказать о реализации проекта «Сохраним память о Великой Отечественной войне в детских сердцах навсегда!» Целью проекта было сформировать у детей чувство уважения к защитникам Родины, чувство гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне через активную познавательную деятельность. При осуществлении проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда. Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей (сбор информации, игры, выполнение рисунков, аппликаций). Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа. В ходе реализации проекта значительно повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории России в период Великой Отечественной войны. Дети знакомы с символикой Российского государства. Ребята имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ. Дошкольники знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику, пополнили свой словарный запас. Имеют представление об истории памятных мест родной станицы, края. Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени. Дети испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ. В ходе реализации проекта дети выступили на межпоселковом конкурсе чтецов «Мы о войне стихами говорим…». С интересом посетили зал «Мужества и славы» музея «Истоки» ст. Роговской. Приняли активное участие в акциях ДОУ «Письмо ветерану», «Голубь мира», Всероссийской акции «Сад памяти». Встретились в ветеранами афганской и чеченской войн. Оформили детско-родительскую выставку «Военная техника». Приняли активное участие в открытии «Аллея Памяти» на территории ДОУ. Дети совместно с родителями посадили деревья, подвязав каждое именной георгиевской ленточкой. Итогом проекта стала литературно-музыкальная композиция «Память войны стучит нам в сердца». Результат нашей работы с детьми в рамках проектной деятельности мы представляем на конкурс детско-родительских проектов «Хочу все знать!», который проводится в детском саду один раз в квартал. Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Анализируя результаты развития познавательных способностей, формирования патриотических чувств дошкольников, прихожу к выводу, что использование проектного метода является действенным и эффективным. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности
|



«Проектная деятельность в формировании патриотических чувств у старших дошкольников»










