| «Мини-музей «МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ» как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию в ДОУ» |
| Патриотизм детям | |
| Автор: Пилецкая Лариса Николаевна | |
| 14.11.2025 17:57 | |
|
Дошкольный возраст — важный этап становления и развития личности ребенка, время, когда формируются нравственные основы, это период для формирования первых социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком, гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес ребенка к Родине. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным. В первую очередь дети должны знать историю своей страны, а именно о подвигах, совершенных нашим народом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. О подвигах героев, которые живут в памяти поколений и становятся символом мужества, горячей любви к Родине. Маленьким детям довольно сложно преподнести материал по такой серьезной теме, для них важны конкретные примеры и наглядность. Поэтому необходим поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами в этом направлении. Необходимо найти оптимальную форму подачи исторического материала о Великой Победе нашего народа для восприятия детьми разного возраста. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод музейной педагогики. Музейная педагогика для дошкольников, как одно из направлений педагогической науки, позволяет повысить познавательный интерес, развить фантазию, воображение, речь, помогает ребенку быть не только активным наблюдателем, но и прикоснутся к истории родного города, страны, стать участником создания самого музея, выставки, сделать его интересным для своих сверстников, пригласить родителей, участвовать в формировании музейной коллекции.
Исходя из этого, у педагогов нашего детского сада в преддверии 80-летия Великой Победы и Годазащитника Отечества возникла идея создания мини-музея «МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ», в котором были бысобраны предметы военного времени, что помогло бы детям, так мало, знающим о подвигах своего народа, приблизить и понять эти события. Этот уголок памяти, созданный общими усилиями педагогов, родителей и детей, стал настоящим центром патриотического воспитания для самых маленьких граждан нашей страны. В нашем мини-музее собраны элементы воинского обмундирования, предметы солдатского быта, воинские знаки различия, награды, различные военные атрибуты (шинель, сапоги, фуражка, пилотки, каски, шлем, планшет, рация, фляжка, полевой котелок и др.) Оформлены экспозиции «Непокорённый Ленинград», «Битва за Сталинград», «Стена памяти», «Отстоим Москву», «Путь к Победе», «Безмолвные свидетели войны», макеты «Сталинградский котёл», «Дом Павлова». Педагогами были созданы тематические альбомы «Награды войны», «Города-герои», «Маленькие дети большой войны…», «Великой Победе посвящается…», «Боевая слава Приморья», фотоальбом «Я помню, я горжусь!». Воспитатели совместно с музыкальным руководителем собрали фонотеку записей военных песен, маршей, подобрали художественную литературу, создали картотеку «Артефакты войны». Родители с детьми приняли активное участие в организации музея. Они приносили из дома семейные реликвии (экспонаты и атрибуты). В обычном музее ребёнок – пассивный зритель, а здесь он – соавтор. Причем не только он сам, но и его родственники. Поэтому во время экскурсий проявляется большой всплеск интереса детей к рассказу, когда речь идёт не о каком-то человеке, а о родственнике сверстника. А если ребёнок и сам выступает в роле экскурсовода и рассказывает историю прабабушкиной фотографии или прадедушкиной медали, то такую экскурсию дети запомнят надолго. Во время экскурсий дети могут примерить военную форму, познакомиться с предметами быта солдат и простых людей в годы ВОВ, провести инсценировки, послушать военные песни. В ходе работы музея весь материал постоянно систематизируется и дополняется. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников. Влияние мини-музея на формирование патриотического сознания детей дошкольного возраста несомненно велико. Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Мини-музей — результат общения, совместной работы педагогов, детей и их семей. Налаживаются партнерские отношения между дошкольным учреждением и родителями. Совместная деятельность взрослых и детей способствует полноценному личностному развитию детей, повышает интеллектуальный уровень, позволяет установить сопричастность детей с прошлым. Дети имеют уникальную возможность сохранить культуру, расширить кругозор, осознанно подойти к таким понятиям, как патриотизм, любовь к Родине, Отечеству.
|



«Мини-музей «МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ» как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию в ДОУ»








