Патриотическое воспитание дошкольников в наше время |
Патриотизм детям | |||
Автор: Гува Лариса Александровна, Константинова Мария Васильевна | |||
10.06.2025 21:14 | |||
В современных условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения должно начинаться даже не с младших классов школы, а с дошкольного времени, когда ребёнок уже в состоянии идентифицировать себя как представителя той или иной национальности и жителя России, при этом уважающего традиции и обычаи других культур, стран и национальностей. Особо актуальной эта тема стала с началом Специальной Военной Операции (СВО) на Украине. Простые люди должны не только смотреть репортажи с мест боевых действий, но и делать правильные выводы. А для этого должна быть необходимая база знаний, пополнение которой должно начинаться с раннего детства. На сегодняшний день граждане нашей страны должны быть не просто пассивными наблюдателями, они должны оказывать посильную помощь нашим воинам в виде сбора гуманитарной помощи или просто моральной поддержки. Даже дети, находящиеся в детсадовском возрасте, также могут принимать в этом участие — самодельными открытками или голосовыми сообщениями, которые могут быть отправлены на линию боевых действий.
Советская система патриотического воспитания была почти полностью разрушена после распада СССР и последовавшего после этого глубокого социально-экономического кризиса. В таких условиях было не до формирования в умах детей чувства патриотизма, изменения пришли только с началом 21-го века, когда Российская Федерация вошла в новую фазу развития. С этого время такие понятия, как «любовь к Родине» и «патриотизм» стали актуальными и требовали дальнейшего развития, в том числе и для подрастающего поколения. Как показывают опыт и практика, воспитание чувства патриотизма и любви к Родине должны начинаться с самого раннего детства. Именно в этот период жизни ребёнок должен получать начальные знания о том, в какой стране он живёт, каковы её культурные и социальные особенности, кто были его предками и как они отстаивали свободу своей Родины. Именно на этой основе в дальнейшем должно развиваться чувство сопричастности к жизни России на разных уровнях её восприятия и чувство гордости за свою Отчизну. Как отмечают многие исследователи, патриотом не рождаются, патриотом становятся. А для этого должна быть проведена масштабная подготовительная работа, которая должна начинаться с самого раннего детства. Изложение основного материала статьи Под патриотизмом понимается не просто гордость местом рождения и национальностью и культурным или религиозным традициям, это понятие более широкое. Под патриотическим воспитанием понимается соединение различных факторов, позволяющих постепенно развивать у человека чувства сопричастности к успехам и бедам своей страны, формированию национального самосознания, чувства долга стране, в которой ты родился и вырос. Таким образом, патриотизм — это сложное понятие, которое должно учитывать исторически сложившиеся социокультурные традиции, сложившиеся за время существования страны, которые должны впитываться, как говориться, «с молоком матери», т. е. с самого раннего возраста. В процессе восприятия создаётся особое отношение к своей национальности, к территории, на которой проживает человек, гордость за успехи, которые достигла страна в процессе своего развития. А также понимание причин проблем, возникающих по тем или иным причинам на том или ином историческом этапе и возможные пути их разрешения. По мнению Г. Носовой под определением любви к Родине понимается «забота об интересах страны и готовность встать на ее защиту; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом)» [10, с.12]. Так же важны мнения других исследователей, так Г. Н. Мусс считает «считает, что основной проблемой современного общества и молодежи является отсутствие патриотической направленности как одного из основополагающих качеств гражданина своей страны» [8, с. 13]. В своих работах В. К. Кондрат отмечает основные задачи, которые должно ставить перед собой патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в нашей стране. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» выделены следующие задачи: создать историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой [7, с. 56]. У ребёнка дошкольного возраста только развиваются когнитивные способности, он обладает скромным словарным запасом и может оперировать только самыми простыми понятиями. По этой причине детям достаточно сложно правильно воспринять такие абстрактные определения, как любовь к Родине и патриотизм. Для донесения подобных понятий до ребёнка необходимо максимально упростить систему передачи таких знаний. Однако необходимо учитывать, что в раннем возрасте у детей хорошо развита эмоциональная сфера, в том числе в виде яркого восприятия тех событий, которые происходят на их глазах. Именно этими особенностями необходимо воспользоваться педагогам на начальном этапе формирования чувства патриотизма. К этому стоит добавить и бессознательное доверие к окружающим детей дошкольного возраста людям, имеющим для них позитивное восприятие (родителей, родственников, друзей и знакомых). Именно пропуская их мнение через детское восприятие, можно начать создавать правильное понимание патриотизма и любви к Родине. На сегодняшний день в образовательной сфере постепенно происходить дополнение и совершенствование дошкольных образовательных стандартов. Они направлены на формирование когнитивной базы для восприятия понятия патриотизма, максимально быстрой социализации ребёнка, ускорения морально-нравственного и личностного развития, творческих и инициативных способностей и приспособление их к дальнейшему развитию. Для этого должны быть использованы самые простые средства, доступные к восприятию даже детьми дошкольного возраста. Уже на этом этапе ребёнок должен знать название страны, в которой он живёт, как выглядит государственные флаг и герб, как звучит российский гимн. Для этого используются простые наглядные средства, которые позволят уже в детском саду начать усваивать государственную самоидентификацию и подготовить детей к началу восприятия патриотического воспитания. Необходимо при этом соблюдать особые требования ФГОС, которые построены как на педагогическом опыте прошлых лет, так и на нововведениях, которые появились только в последние годы. «Процесс патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника» [11, с.66]. Начинать надо с запоминания и восприятия простых понятий, формирующихся на основе эмоциональной сферы. Это позитивное восприятие окружающей природы и животного мира, своего дома, родителей, друзей и знакомых, родственников, известных государственных деятелей. На этой основе постепенно формируется уважение к земле, на которой проживает ребёнок, к деревне или городу, своей республике, области или краю, к стране в целом. Далее следует знакомство ребёнка дошкольного возраста с официальными государственными символами — полным названием страны, её флагом, гербом, гимном. Это позволит создавать позитивное отношение к культурным, социальным, национальным и религиозным традициям, характерным для нашей страны, воспитать чувство толерантности к другим странам, национальностям, традициям вероисповедания. Такие понятия и характеристики необходимо передавать в свободной форме, поскольку на дошкольном этапе развития ребёнок слабо подготовлен к практикам школьного обучения. Каждый педагог должен вносить некоторые изменения в общую систему формирования патриотического воспитания, которые должны учитывать местный культурный и национальный колорит. А также особенности развития на том или ином этапе детей дошкольного возраста и их способность правильно воспринимать и запоминать подаваемый материал. Прежде всего такая программа ориентируется на детей старших групп детского сада. Основы патриотического воспитания начинаются с позитивного восприятия ближайшего окружения ребёнка. Это родной дом или квартира, двор и улица, на которой живут дети, район расположения детского сада. Затем окружение для позитивного восприятия расширяется до района и города, в котором они живут, республику, край или область. Именно на это основе, постепенно расширяя восприятие окружающего мира, формируется позитивное отношение к своей стране и чувство патриотизма. На этом этапе обучения ребёнок должен получить знания о районе, в котором он живёт, об улицах, их названии и истории тех учреждений и памятных местах, которые на них находятся, затем о своём городе в целом. Тогда же получаются знания о культурных, национальных, религиозных традициях, характерных для населения, проживающего на этой территории. Постепенно усваивается уважительное отношение ко всем национальностям, которые присутствуют в городе, области, стране в целом, к культурным, национальным и религиозным традициям. Таким образом, начиная с малого, с ближайшего окружения у детей дошкольного образа постепенно формируются патриотические чувства, чувства любви к Родине. «Основной целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность» [5]. Именно со знакомства с родным городом или селом начинается формирование у ребёнка дошкольного возраста основ патриотического воспитания. Уже на этом этапе дети должны понимать, что их место проживания является небольшой частью большой страны, в которой есть много общего с другими точками на карте России. На этом этапе образования в память ребёнка закладываются простые понятия, на основе которых в дальнейшем будут расширяться понятия о патриотизме и любви к Родине. Следует помнить, что формирование патриотических чувств к своей стране у детей дошкольного возраста формируется не только воспитателями детского сада. К этому процессу в первую очередь должны быть привлечены родители и ближайшее окружение ребёнка. Кроме того, большое значение имеет привлечение к образовательному процессу представителей администрации, деятелей культуры, спортсменов, которые помогут сформировать позитивное восприятие патриотических традиций, характерных для нашей страны. Выводы Делая выводы, можно сказать, что патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день считается актуальной темой, в которую должны быть вовлечены все участники образовательного процесса. Совместная деятельность воспитателей детских садов, родителей и близких из ближайшего окружения позволяют формировать правильное восприятие действительности начиная с малого — дома, семьи, детского сада и расширяя его до масштабов целой страны. В результате происходит постепенное формирование правильной гражданской позиции, чувство патриотизма, любви к родному краю и к стране в целом. При этом основы таких чувств должны укрепляться в результате постоянного общения с близкими людьми и другими детьми. Следует учитывать, что патриотическое воспитание не должно считаться механическим процессом обучения. Принимающие в этом участие люди сами должны быть патриотами своей страны.
|