Эссе «Как воспитать гражданина России?» |
Патриотизм детям | |||
Автор: Немкова Марина Леонидовна | |||
09.06.2025 22:16 | |||
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся патриотизм и гражданственность. В детском саду обычно говорят о патриотическом воспитании детей. Воспитатели расширяют представления детей о малой и большой родине, развивают чувства уважения, удивления, восхищения достопримечательностями, событиями прошлого и настоящего. Однако патриотизм и гражданственность – не одно и то же. Можно привести пример русских эмигрантов начала 20 века. Эти люди, потеряв гражданство России, не имея больше никаких обязательств перед своей Родиной и никаких прав на ее территории, продолжали испытывать чувство патриотизма, продолжали мучительно любить свою страну. В этом примере, по моему мнению, основное отличие этих понятий: патриот чувствует любовь к своей стране, гражданин знает свои обязанности перед ней.
Воспитывая гражданина, мы должны показать ребенку, что рядом с любыми правами стоят обязанности. Получая при рождении статус гражданина, человек получает много прав, чувство безопасности, защищенности. Но нет прав без обязанностей, без ответственности. И хорошо бы, чтобы это понимали родители, многие из которых сейчас учат ребенка только требовать, ничего не давая взамен. В каждой семье у ребенка должны быть свои обязанности, чтобы он с рождения учился быть ответственным и соблюдать порядок. Дети хорошо чувствуют отношение своих родителей к государственной власти, к собственной работе; видят, насколько добросовестно они соблюдают законы, правила, нормы (те же правила дорожного движения). Они могут пока не понимать всего, но слышат разговоры в семье, отзывы взрослых о новостях. Родители, желающие воспитать гражданина, должны помнить, что их слова и поступки – лучший пример для ребенка. Чтобы воспитать у ребенка гражданскую активность, необходимо включат его в непосредственную деятельность. Даже обычные экскурсии по улицам родного города, прогулки во время праздничных мероприятий (День города, салют и др.) дадут ребенку возможность почувствовать себя членом общества, гражданином. Родители могут также познакомить детей с волонтерским движением в нашей стране, вместе принять участие, например, в субботнике по уборке территории парка, оказать помощь приюту для животных. Такие акции добра проводятся и в детском саду. И если родители помогут организовать их, примут в них участие, это будет большой вклад в воспитание гражданственности не только их личных, но и всех детей. Это может быть не масштабная акция, а совсем простой поступок. Если родители, идя в магазин за продуктами, делают покупки и для соседки-инвалида, ребенок учится быть ответственным и неравнодушным. С этого и начинается гражданская активность. Воспитание гражданина – общее дело семьи и детской организации. Результат будет лучше, если, выбирая для ребенка книжки, игрушки; решая, куда ребенка сводить, о чем поговорить, родители будут сознательно учитывать необходимость гражданского воспитания.
|