Использование дидактических игр как средство воспитания любви к малой Родине. |
Патриотизм детям | |
Автор: Ляхова Ольга Николаевна | |
31.08.2025 23:34 | |
Любовь к родному краю начинается с того места, где человек родился и вырос. Природные объекты окружающего мира способствуют развитию личности ребёнка и являются важнейшими средствами воспитания любви к малой Родине. Одним из эффективных и наиболее интересных способов формирования экологической культуры являются дидактические игры. Дидактические игры способствуют развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. С помощью дидактической игры дети накапливают чувственный опыт и творчески осваивают приобретённые знания, уточняют, закрепляют и расширяют свои представления о явлениях природы, растениях, животных. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
Ниже представлена картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста, целью которыхявляетсяформирование представлений об уникальной красоте и разнообразии родного края, о мире животных и растений Новоспасского района Ульяновской области; воспитание интереса к природе родного края и заботливого отношения к её богатствам, развитие внимания, наблюдательности, активизация и обогащение словаря детей. 1. «Определи дерево». Цель: развивать умение определять и называть дерево, кустарник по его листочку (плоду) и наоборот, учить рассказывать о возможных местах произрастания деревьев в Новоспасском районе. Ход игры: педагог размещает в разных местах изображения деревьев (или наоборот, с листьями/плодами) и раздаёт карточки с листьями или плодами (деревьями), после сигнала детям нужно правильно найти своё дерево (кустарник) или листок (плод). Усложняя задачу, педагог предлагает детям вспомнить и рассказать о возможном месте обитания этого дерева на территории Новоспасского района. 2. «Что лишнее?» Цель: упражнять детей в умении классифицировать деревья родного края по признакам и называть их, развивать внимание, память, мышление. Ход: педагог предлагает детям карточки с изображением деревьев и кустарников, детям нужно выбрать то растение, которое будет лишним и рассказать о своём выборе. 3. «Какой цветок?». Цель: Учить детей называть и различать полевые, луговые, садовые цветы. Материал: живые цветы или картинки с изображением цветов. Содержание: дети рассматривают и называют цветы. Определяют, где они растут: в поле, на лугу, в саду. Один из участников выходит из группы. Ребята выбирают цветок и составляют о нём загадку. Вернувшийся ребёнок должен отгадать о каком цветке речь. Если он не ошибся, забирает цветок или картинку себе. Победил тот, у кого больше цветов или картинок. В конце игры составляют букеты. 4. «Зелёная аптека». Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях, развивать внимание, память, мышление. Материал: карточки с изображением травянистых растений, произрастающих в Новоспасском районе. Ход игры: Выбрать из предложенных растении только лекарственные и правильно их назвать. 5. «Птицы нашего края» Цель: знакомить детей с птицами родного края. Материал: карточки с изображениями разных птиц, в том числе и не живущих в наших краях. Ход игры:
Цель: формировать у детей представление о животных родного края, систематизировать животных по следам. Закреплять умение детей пользоваться моделями. Материал: карты с изображением животных, следы этих животных. Ход игры: Педагог раздает игрокам карты с изображениями животных. Пустые квадраты на карте ребенок должен заполнить изображениями животных, которые оставляют такой след. Тот, кто первым закроет все пустые квадраты, выигрывает. Педагог проверяет правильность выполнения. 7. «Цепочка питания» Цель: развивать умение находить взаимосвязь и взаимозависимость растений и животных в нашем крае, развивать внимание, память, мышление, научить детей правильно выкладывать цепь питания, используя знание природы родного края. Материал: карточки с изображениями животных и растений. Ход игры: Вариант 1: Дети получают карточки с изображениями животных и растений. Необходимо составить из карточек цепочку питания (цепочку жизни). Это можно сделать двумя способами: - разложить карточки на столе в нужном порядке. - взять по одной карточке в руки и встать рядом друг с другом так, чтобы образовалась цепочка питания. Свой вариант цепочки нужно объяснить. Примеры пищевых цепочек: трава — заяц- волк; желуди – лесная мышь- сова; желуди – кабан- волк; трава- мышь – лиса; лист- гусеница- птица; тля -божья коровка — воробей – ястреб (хищные птицы); растения –гусеница -птицы; травы- кузнечик -луговые птицы; насекомые- ежи. Для усложнения задания можно добавить «лишние» карточки животных и растений, то есть тех, которые не включены в цепочку питания. Например, к карточкам трава – заяц — волк добавить карточку с изображением кабана. Вариант 2: Вставлять пропущенные фрагменты в экологической цепочке и объяснить почему. 8. «Найди полезные ископаемые Новоспасского района» Цель: формировать у детей знания о полезных ископаемых родного края, умение их выделять от других, закреплять знания об их практическом использовании человеком. Материал: карточки с изображением полезных ископаемых Новоспасского района, картинки практического применения полезных ископаемых человеком. Ход игры: Вариант 1: педагог предлагает выбрать карточки с полезными ископаемыми, которые добывают в Новоспасском районе. Вариант 2: найти карточку с изображением практического применения полезных ископаемых человеком и рассказать о нём. Например, песок – стройка, изготовление кирпича; торф – торфяные горшочки, почвосмесь для растений и т.д.) 9. «Цепочка». Цель: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы. Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта так, чтобы не повториться. Например, «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д. 10. «Что было бы, если бы из леса исчезли…» Цель: закреплять знания о взаимосвязи в природе. Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. Предложенные игры помогут дошкольникам любить родной край и окружающую природу. Игры легки в изготовлении, имеют один или несколько вариантов проведения.
|