Краеведение деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников. |
Патриотизм детям | |||
Автор: Горбачева Елена Васильевна Горбачева Алена Васильевна | |||
31.08.2025 23:21 | |||
МБДОУ «Детский сад № 260» г. о. Самара Если не мы, то, кто же Аннотация. В связи реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое является одним из основных областей стандарта. В связи с этим возрастает актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях.
Ключевые слова: краеведение, патриотическое воспитание, патриотизм, достопримечательности. В дошкольном возрасте мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию, но при этом дети мало знают об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно — патриотическом воспитании, а так же формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста. Краеведение для малыша – это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны. Краеведение — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, нои беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры). Наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека — не только воображение и чувство, но и мысль и волю. Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать – воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Наша системная работа по патриотическому воспитанию строится через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает всё, что близко и доступно детям. Основным средством по воспитанию патриотизма выступает музыкальный фольклор. Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. В прошлом году, на одной из педагогических встреч, мы познакомились со сказочным персонажем, хранителем нашего города – Самариком и его мамой, Самарской писательницей Марией Пашининой. Ее воодушевленный рассказ вдохновил нас на создание проекта «Самара городок – России уголок». В рамках реализации проекта мы осуществляли комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщали дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитывали любовь и привязанность к родному краю. С тех пор Самарик появился в нашей группе и очень полюбился ребятам. Мы пригласили Марию к нам в гости, чтобы познакомиться с ребятами. Она рассказала нам много интересного, почитала сказки о Самарике, показала мультфильм, сделанный ребятами и подарила книги со сказками о Самарике. В нашей группе была организована акция «10 лучших мест Самары», в результате которой у нас появилась выставка совместныхдетско – родительских работ «Достопримечательности нашего города», альбом «Семейные традиции», на страницах которого ребята рассказывают о своих семейных традициях и любимых местах нашего города, а также мини музей «Волщебница Волга». Вместе с самыми активными участниками акции мы приняли участие в городском фестивале творчества «Моя Самара», посвященном Дню города, а также открытом городском краеведческом конкурсе «Люблю тебя, моя Самара» и стали победителями! Результатом проведенной акции стало создание буктрейлерак сказкам о Самарике. В рамках реализации проекта у нас прошли открытые интегрированные занятия «Знакомство с достопримечательностями нашего города» и «Путешествие с Самариком по музеям родного города». Одним из 10 любимых мест нашего города среди ребят стал музей, и мы решили организовать экскурсию в самарский литературный музей Алексея Толстого, где дети стали настоящими героями сказки о золотом ключике и совершили путешествие по страницам известной сказки. Так же в нашей группе была организована акция «Добрые дела для родного города». Ребята на протяжении года совместнос родителями делали добрые дела, о которых в последствии, мы рассказывали нашему другу Самарику, написав ему письма. Одним из добрых дел стало озеленение нашего города. «Озеленение территории детского сада» — имеет большое значение для подрастающего поколения, потому что один раз посаженное дерево своими руками запомнится надолго и сохранится в сердце каждого ребенка. Мы надеемся, что сосны, туи, яблони, ягодные кустарники и все принесенные и посаженные растения приживутся, и будут напоминать о своих дошколятах и их родителях, доброй и мудрой традиции. Особо активные родители даже были награждены благодарственным письмом самарской губернской думы за участие в социально значимых проектах по озеленению Кировского внутригородского района. В преддверии новогоднего праздника мы с ребятами изготовили новогодние открытки для нашего друга Самарика, в которых рассказали ему о добрых делах для нашего родного города. Участие в новогоднем конкурсе «Спасибо – открытки» стало доброй традицией нашей группы. В дальнейшем мы планируем продолжать проводить ежеквартальные выставки с участием родителей, участие в конкурсах, «Гость группы», который расскажет историю своей семьи, вещи, передаваемой по наследству, участие в проекте «Город, в котором мы живём», фотоконкурс «В лес всей семьёй», виртуальные экскурсии по достопримечательностям нашего города, семейные экскурсии к памятным местам нашего города. Список литературы:
|