Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Краеведение деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников.
Патриотизм детям
Автор: Горбачева Елена Васильевна Горбачева Алена Васильевна   
31.08.2025 23:21

Краеведение деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников.Краеведение деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников.

  • Горбачева Елена Васильевна, музыкальный руководитель,
  • Горбачева Алена Васильевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 260» г. о. Самара

Если не мы, то, кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно — не опоздать!..

Аннотация. В связи реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития, которое является одним из основных областей стандарта. В связи с этим возрастает актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях.

 

Ключевые слова: краеведение, патриотическое воспитание, патриотизм, достопримечательности.

В дошкольном возрасте мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию, но при этом дети мало знают об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно — патриотическом воспитании, а так же формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Краеведение для малыша – это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.

Краеведение дает возможность показать детям, что история родного края не безлика, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты — их историческое продолжение, значит ты — частица истории края, частица истории страны.

Краеведение — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это – опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это – то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, нои беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

Наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности. Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека — не только воображение и чувство, но и мысль и волю.

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать – воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста.

Наша системная работа по патриотическому воспитанию строится через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает всё, что близко и доступно детям.

Основным средством по воспитанию патриотизма выступает музыкальный фольклор. Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними песен.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

В прошлом году, на одной из педагогических встреч, мы познакомились со сказочным персонажем, хранителем нашего города – Самариком и его мамой, Самарской писательницей Марией Пашининой. Ее воодушевленный рассказ вдохновил нас на создание проекта «Самара городок – России уголок».

В рамках реализации проекта мы осуществляли комплексный подход к воспитанию в духе патриотизма, приобщали дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитывали любовь и привязанность к родному краю.

С тех пор Самарик появился в нашей группе и очень полюбился ребятам.

Мы пригласили Марию к нам в гости, чтобы познакомиться с ребятами. Она рассказала нам много интересного, почитала сказки о Самарике, показала мультфильм, сделанный ребятами и подарила книги со сказками о Самарике.

В нашей группе была организована акция «10 лучших мест Самары», в результате которой у нас появилась выставка совместныхдетско – родительских работ «Достопримечательности нашего города», альбом «Семейные традиции», на страницах которого ребята рассказывают о своих семейных традициях и любимых местах нашего города, а также мини музей «Волщебница Волга». Вместе с самыми активными участниками акции мы приняли участие в городском фестивале творчества «Моя Самара», посвященном Дню города, а также открытом городском краеведческом конкурсе «Люблю тебя, моя Самара» и стали победителями! Результатом проведенной акции стало создание буктрейлерак сказкам о Самарике.

В рамках реализации проекта у нас прошли открытые интегрированные занятия «Знакомство с достопримечательностями нашего города» и «Путешествие с Самариком по музеям родного города». Одним из 10 любимых мест нашего города среди ребят стал музей, и мы решили организовать экскурсию в самарский литературный музей Алексея Толстого, где дети стали настоящими героями сказки о золотом ключике и совершили путешествие по страницам известной сказки.

Так же в нашей группе была организована акция «Добрые дела для родного города». Ребята на протяжении года совместнос родителями делали добрые дела, о которых в последствии, мы рассказывали нашему другу Самарику, написав ему письма.

Одним из добрых дел стало озеленение нашего города.

«Озеленение территории детского сада» — имеет большое значение для подрастающего поколения, потому что один раз посаженное дерево своими руками запомнится надолго и сохранится в сердце каждого ребенка. Мы надеемся, что сосны, туи, яблони, ягодные кустарники и все принесенные и посаженные растения приживутся, и будут напоминать о своих дошколятах и их родителях, доброй и мудрой традиции. Особо активные родители даже были награждены благодарственным письмом самарской губернской думы за участие в социально значимых проектах по озеленению Кировского внутригородского района.

В преддверии новогоднего праздника мы с ребятами изготовили новогодние открытки для нашего друга Самарика, в которых рассказали ему о добрых делах для нашего родного города. Участие в новогоднем конкурсе «Спасибо – открытки» стало доброй традицией нашей группы.

В дальнейшем мы планируем продолжать проводить ежеквартальные выставки с участием родителей, участие в конкурсах, «Гость группы», который расскажет историю своей семьи, вещи, передаваемой по наследству, участие в проекте «Город, в котором мы живём», фотоконкурс «В лес всей семьёй», виртуальные экскурсии по достопримечательностям нашего города, семейные экскурсии к памятным местам нашего города.

Список литературы:

  • Миронова, М.М. Люби и знай свой край / М.М. Миронова//Дошкольное воспитание — 2008г. — №1 –С. 17
  • Герасимова, О. Люби и знай свой край [Текст] / О.Герасимова // Дошкольное воспитание, 2014. — №8. – С.4-14.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 96с.
  • Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015. — 176 с.
  • Самарик — хранитель города: сказки для детей: [детям от трех лет: 3+] / Мария Пашинина; [ил. К. С. Казаковой]. — Самара: АСГАРД, 2015. — 23 с.: цв. ил.; 19 см. — (Серия "Приключения Самарика").; ISBN 978-5-9905781-9-7: 500 экз.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 32 (394) выйдет
3 сентября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год