Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Патриотизм детям
Автор: Гофман Татьяна   
04.01.2025 14:45

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т. В. Гофман, воспитатель МАДОУ № 5, п. Черемухово

В настоящее время, современные родители пытаются развивать своих детей различными способами. Им важно, чтобы их ребенок умел читать, писать, считать. Однако в погоне за этим, очень часто упускается из виду формирование в личности человека и человеческих качеств.

Период дошкольного детства является таким периодом, в котором происходит становление ключевых личностных качеств, посредством которых развивается психологическая устойчивость, целеустремленность, морально-нравственные ориентиры и жизнеспособность ребенка в более зрелом возрасте. Именно в данном периоде формируются представления об окружающем мире, добре и зле, морали и нравственности, семейном укладе, прививается любовь к Родине, родной земле.

 

Процесс духовно-нравственного воспитания является сложным и длительным. Он требует много сил со стороны взрослых, как родителей, так и педагогов дошкольной образовательной организации. Данный процесс предполагаетвнутреннее изменение каждого участника воспитательного процесса. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс формирования гармоничной личности, развитие ее ценностно-смысловой сферы, основанное на базовых духовных и нравственных ценностях нашей страны.

Несмотря на то, что сейчас происходят глобальные изменения во многих сферах деятельности человека, тема патриотического воспитания будет актуальна всегда и в любое время. Так, В.В. Зеньковский говорил о том, что истинным патриотом можно стать только в том случае, если человек будет развиваться с традицией своего народа. И эта мысль нашла свое подтверждение в духовно-нравственном воспитании детей. Оно основывается на приобщении их к культурному наследию своего народа, воспитании бережного отношения к нему.

Говоря о патриотическом воспитании важно отметить, что это понятие достаточно емкое. Педагоги и родители могут с самого раннего детства сформировать у детей такие черты, которые помогут в будущем ему стать настоящим человеком и гражданином своей страны.

Под патриотическим воспитанием понимается целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, любви к своей стране, своей Родине, готовности к выполнению своего гражданского долга.

Стоит отметить, что именно в дошкольном возрасте наиболее эффективно патриотическое воспитание. Потому что именно в этот период перед детьми открывается новый и интересный мир, они легко обучаемы, испытывают впечатления и их легко заинтересовать. Они приобретают знания, навыки, формируют способы поведения, которые являются фундаментом для становления их личности.

Образовательную деятельность по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо начинать с первого года обучения, на котором формируются чувства любви и привязанности к семье, детскому саду, улице, городу, бережного отношения к окружающей природе и всему живому.

Задача педагога при патриотическом воспитании детей–прививать любовь к Родине через познание традиций своего народа, семьи, поселка и т.п., потому что именно традиции играют важную роль в формировании личности. Под народными традициями принято понимать такие явления, которые представляют собой хранение и передачу убеждений, обычаев, уклада жизни. К таким традициям относятся праздники, народные игры, традиционная кухня, песни, былины, рассказы. Патриотическое воспитание, основывающееся на традиционной культуре, включает в себя:

  • Народные былины. Например, любовь к Родине, готовность стать защитником своей страны;
  • Летописи;
  • Русские сказки. Например, сказки о дружбе солдат, о богатырях;
  • Патриотические песни.

Так, например, читая детям сказки «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович», где главный герой является защитником и спасает людей, народ, свою родную землю или прекрасную царевну, формирую у детей нравственные нормы, поведение будущего защитника Отечества, патриотическое поведениене зависимо от половой принадлежности.

Можно говорить о том, что в первую очередь патриотизм – это любовь к своей стране, к Родине, к семье, к культуре, к своему народу. А патриотическое воспитание является процессом, где педагог помогает сформировать у детей патриотическое сознание и направленность его личности. А через культурное наследие и народные традиции можно воспитать в детях патриотизм.

Например, при подготовке к таким праздникам как «День защитника Отечества», «День Победы», рассматриваюкартины и провожу беседу с детьми: почему люди празднуют эти даты, почему они важны для нас?

В условиях, с которыми мы столкнулись в 2020 году, находясь в ситуации пандемии и самоизоляции, нам не представлялось возможным посещать музеи, но появилась прекрасная возможность посещать их в режиме-онлайн. Так, вместе с ребятами и их родителями мы посетили Музей Великой Отечественной Войны, где соприкоснулись с культурным наследием. Ежегодно провожу для ребят тематические мероприятия ко Дню поселка и рассказываю им об интересных фактах, показываю старые изображения, и вместе мы наблюдаем за тем, как меняется наш поселок.

Кформированию и воспитанию патриотических чувств у детей я подключаю и родителей. Каждый малыш и его семья получают задание и вместе мы оформляем информационный стенд, посвященный нашей Родине. Кто-то приносит рисунок, кто-то делится исторической, семейной информацией. Далее мы обязательно рассматриваем и обсуждаем в игровой форме о том, что у каждого человека есть права и обязанности, устраиваем игру «вопрос-ответ», где я задаю вопросы на эту тему, а ребята мне отвечают. Но воспитание патриотических чувств — это также и уважение к тому месту, в котором ты находишься, поэтому я устраиваю экскурсии по детскому саду, показываяирассказывая детям подробно о тех, кто работает, о том, что труд любого человека нужно уважать.

Регулярно провожу блок занятий, посвященный стране. На таких занятиях дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. Расширяют представление о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним.

Играя в ролевые игры «Почта», «Больница», «Школа», «Полиция», закрепляем знания о том, где в поселке находятся эти места, обсуждаем труд каждого человека, формируем толерантное отношение и поведение.

К основным видам деятельности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания относятся:

  • продуктивная деятельность — рисование, конструирование, лепка, создание аппликаций, например, подарки для мужчин ко Дню Защитника Отчества;
  • познавательная деятельность – историческая, художественная, православная литература, музеи, наблюдения, подготовка работ совместно с родителями;
  • игровая деятельность –это сюжетно-ролевые игры, например, «Больница»;
  • творческая деятельность – танцы, занятия музыкой или рисованием. Например, подготовка рисунков к выставке «Моя страна»;
  • совместная деятельность с родителями — игры, конкурсы, православные праздники, тематические праздники.

Таким образом, можно говорить о том, что в первую очередь патриотическое воспитание помогает сформировать любовь к своей стране, к Родине, к семье, к культуре, к своему народу с помощью развития духовно-нравственных чувств, становление которых важно осуществлять в период дошкольного детства – наиболее благоприятного периода для развития патриотического воспитания.

Список литературы:

  1. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2015. № 6. С. 3-81
  2. Ворожейкина Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур. 4–5 классы. Методические рекомендации. М.: «Ассоциация XXI век», 2014. 50 с.
  3. Дергач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников //Дошкольная педагогика. 2013. № 2. С. 21-26.
  4. Лагутина Н. Воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста. М.: LAP Lambert AcademicPublishing, 2012. 172 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (363) выйдет
12 января 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год