Патриотическое воспитание дошкольников
Бобрышева Елена Владимировна старший воспитатель МБДОУ детский сад №34 г. Новороссийск Краснодарский край
Нравственно патриотическое воспитание человека в настоящее время рассматривается как приоритетное направление в педагогике. На всех возрастных ступенях формированию системы отношений человека к своей стране, государству, малой Родине отводится существенное место, так как это определяет возможность воспитать патриотов своей страны, граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм — животворный и неиссякаемый источник развития любого общества. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Президент Российской Федерации В.В. Путинпредложил объявить 2025 год — Годом защитника Отечества «……В честь наших героев и участников специальной военной операции сегодня и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину. Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм».
Патриотическое воспитание начинается в дошкольном возрасте, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания. Большое значение в нашем учреждении придается героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для детей — это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, песни военных лет, музыка, сюжетные игры, встреча с ветеранамии др. Работа, построенная в нашем учреждении по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, значительно расширяет знания детей о родном городе и его защитниках, о стране, воспитывает в ребенке чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
К празднику «День Неизвестного солдата», который отмечается в нашей стране 3 декабря, педагоги разработали и провели с детьми старшего дошкольного возраста занятие, которое назвали «Послание Неизвестному солдату».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Послание неизвестному солдату»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)
Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно — эстетическое развитие, познавательное развитие
Цель: Формировать у детей любовь к Родине, проявлять интерес к героическому прошлому и настоящему своего народа, уметь самостоятельно объяснятьпоступки людей.
Задачи:
- Формировать представление о героизме, понимать причинно-следственные связи прошлое-настоящее-будущее.
- Проявлять интерес к жизни своего народа.
- Воспитывать у детей эмоционально — положительное отношение к воинам, защитникам отечества.
Предварительная работа: беседа с детьми о памятниках, чтение, рассматривание открыток с памятниками, книг, презентации о памятных местах города.
Мотивация: Солдаты служат в армии, защищают нашу Родину – Россию, народ. Наши солдаты скучают по дому и им очень приятно получать вести от родных. Чем мы можем порадовать наших солдат?
Детская цель: порадовать «неизвестного солдата» рисунком, поделкой, видеообращением.
Материал: коробка с вещами для солдат (каска, гюйс, пилотка, фляжка, погоны и т.п.); листы бумаги, карандаши, фломастеры, акварельные краски, клей, цветная бумага; видеокамера)
Ход занятия:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей
|
Воспитатель, незаметно для детей, приносит в группу коробку в которой лежат предметы военной тематики (пилотка, воротник-гюйс, погоны, фляжка, ордена, ремень) В случае, если дети не замечают коробку, воспитатель обращает их внимание.
- Дети, а что это за коробка такая интересная?
Как она к нам попала? Кто ее мог принести?
- Мне очень интересно что в коробке. У вас есть предположения? У кого бы спросить? (ребята предлагают разные варианты, если дети затрудняются воспитатель предлагает позвонить заведующему, старшему воспитателю, завхозу;
после того как выяснили, кто принес коробку в группу, воспитатель предлагает детям открыть коробку.
- Ну что ребята, открываем коробку? Кто мне поможет?
|
- Какой ты внимательный
(наблюдательный)!
- Ты думаешь? Может быть!
Кто догадался?
-Интересная мысль!
Вот это предположение!
- Надо подумать.
|
Воспитатель вместе с детьми рассматривают содержимое коробки.
Дети рассказывают о вещах, лежащих в коробке, об их предназначении, делают предположения чьи они.
|
Ребята, что скажите?
Верно!
Интересная мысль!
Мы тебя услышали.
Ты так решил?
|
- А как называется профессия, людей, которым принадлежат эти вещи?
- А мы можем сказать, как зовут этого солдата?
- Я недавно увидела в календаре, что 3 декабря, это «День неизвестного солдата».
Вы знали об этой памятной дате?
|
Если дети отвечают неверно:
-Интересный вариант!
-Кто еще как думает?
Если дети отвечают правильно:
-Точно!
-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!
Если дети отвечают «не знаю»:
-А кому интересно узнать?
|
- Кто такой неизвестный солдат?
- Почему мы не знаем его имя?
- Почему в России отмечают эту дату?
- Какие памятники неизвестному солдату есть в Новороссийске?
|
- Вот это да!
- Интересно. Давай поразмышляем.
- Верно!
|
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей
|
- Сейчас солдаты тоже служат в армии, защищают нашу Родину. Мы не знаем их имен, но знаем, что они герои.
- Как мы можем порадовать наших солдат?
(дети предлагают)
Воспитатель записывает предложения детей на листе (записать видеообращение с пожеланиями, собрать посылку, написать письмо, нарисовать рисунок с пожеланиями)
Воспитатель зачитывает предложения детей.
- Что мы сейчас с вами можем сделать из предложенного? А что мы сможем сделать дома вместе с родителями?
|
- Согласен, это важно! А еще?
- Здорово! Интересно! Как необычно! Вот это да! Отличная мысль!
Подумаем над твоим предложением. Здорово!
|
- Что нам надо для работы?
(воспитатель нацеливает детей на рисунок, а затем на видеообращение к неизвестному солдату)
- Кто что хочет нарисовать солдату? (дети рассказывают о своем рисунке)
- Вот и замечательно, вы можете подготовить себе материал для работы.
(дети готовят себе рабочее место)
|
Верно.
Дети самостоятельно готовят рабочие места
Прекрасно придумал. Какая у тебя идея? Хорошая идея! Оригинально!
|
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей
|
- Мне кажется, мы готовы творить! Приглашаю вас в мастерскую!
- Желаю интересной творческой работы!
(самостоятельная изобразительная деятельность детей)
- Кто захочет подписать свои рисунки, я могу помочь.
|
Я думаю у нас все получится
Что это будет?
Необычно!Супер! Мне очень нравится!
|
- Дети, для тех, кто заканчивает, я напоминаю, что рабочее место необходимо привести в порядок.
|
|
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание
|
Обратная связь на высказывание детей
|
- Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось! Предлагаю устроить показрисунков!
- Какая выставка у нас получилась, расскажи, пожалуйста, о своей работе. Все ли получилось так, как ты задумал? Что ты хотел пожелать солдату своим рисунком?
(воспитатель опрашивает всех детей, которые хотят рассказать).
- Кто готов записать видеообращение неизвестному солдату? (дети передают пожелания для солдат)
- А кого мы сможем попросить отправить солдатам наши рисунки и видеообращение?
- Кому вы можете рассказать о нашей работе, с кем поделиться?
|
В случае, если дети будут недовольны результатом:
-Какая необычная идея! Ты настоящий оригинал!
В случае, если дети довольны:
-Мне очень нравится твоя работа! Я думаю, что солдату понравится твой рисунок.
Какие хорошие слова ты сказал. Очень интересное пожелание.
Верно. Интересное предложение!
Замечательно. Я думаю им будет интересно узнать.
|
- Я так рад, что у нас все получилось! Думаю, что наши защитники будут рады получить такой подарок от вас.
|
|
|