Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Детско-взрослый проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Краеведческая открытка»
Патриотизм детям
Автор: Баринова Екатерина Львовна   
20.11.2020 12:40

Детско-взрослый проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Краеведческая открытка»Детско-взрослый проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Краеведческая открытка»

ВВЕДЕНИЕ:

Актуальность проекта.

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, эстетические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается темп умственного развития. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, районе, поселке, об историческом прошлом.

Именно это натолкнуло нас на участие во Всероссийском проекте «Посткроссинг между детскими садами». Данный проект уже охватил более 80 городов и населенных пунктов нашей страны и несколько городов ближнего зарубежья. С его помощью дети узнают много интересного о своей стране и находят друзей по переписке в других городах. Воспитатели делятся педагогическим опытом с коллегами.

Проект «Посткроссинг между детскими садами России» помогает воспитателям решить задачи ФГОС ДО, в частности, сформировать у детей представление о родном крае, привить любовь и уважение к Родине. С его помощью дети знакомятся с разными городами России, организуют разные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную, музыкальную, восприятие художественной литературы.

 

Скачать конспект

В основе проекта – популярный посткроссинг – обмен открытками между участниками со всего мира. Но, в отличие от обычного посткроссинга, в детском саду проект стал познавательным. Он предполагает работу с картой России, общение воспитателей из разных детских садов посредством переписки, обмена презентациями и видеороликами с информацией о городах для работы с детьми.

Таким образом, осенью 2017 года ребята старшей группы «Радуга» МБДОУ детский сад «Колокольчик» стали активным участником Всероссийского проекта «Посткроссинг между детскими садами». На протяжении нескольких месяцев мы обмениваемся открытками, письмами, рисунками с ребятами из других детских садов.

Нам уже пришло более десятка писем с открытками, на которых изображены различные города нашей страны. Отвечая на письма ребят, мы стали частыми гостями Почты России.

И в очередной раз, отвечая ребятам из Ивановской области, мы задались вопросом: а почему у нас нет открыток с изображением нашего родного поселка. Этот вопрос и стал отправной точкой для нашего проекта.

Цель проекта: Создание открыток с изображением достопримечательностей поселка Сосновское Нижегородской области.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • совершенствовать знания и умения в технике «Аппликация»
  • дать представление о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни
  • знакомить с техникой квиллинг
  • разработать несколько различных вариантов открыток
  • совершенствовать знания о родном поселке Сосновское, а именно знать достопримечательности нашего поселка

Развивающие:

  • развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них
  • развивать внимание, зрительный контроль действия рук
  • развивать цветное восприятие
  • развивать творческое мышление, мелкую моторику, глазомер

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус, аккуратность, усидчивость
  • воспитывать чувство гордости за поселок, в котором мы живем
  • прививать интерес к общению с помощью писем, открыток
  • пробудить в детях чувство любви к своему посёлку, району, уважение к его традициям и обычаям

Таким образом, проект решает задачи разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития

Ожидаемый результат:

  1. Освоение доступных знаний об истории родного поселка.
  2. Активное участие детей в различных техниках декорирования.
  3. Проявление чувства гордости, любви к своему родному поселку.

Время выполнения: длительность проекта: декабрь 2017 года – март 2018 года

Участники проекта: воспитанница старшей группы «Радуга» МБДОУ детский сад «Колокольчик» Макарова Вика, родители Вики.

Этапы реализации проекта:

  1. этап – подготовительный;
  2. этап – практический;
  3. этап – заключительный.

Подготовительный этап:

- Выбор темы проекта, названия

- Формулирование задач и цели проекта

- Подбор методической, справочной и художественной литературы по тематике проекта.

- Подбор необходимого оборудования, дидактического материала и наглядных пособий для практического обогащения проекта.

- Посещение отделения Почты России п. Сосновское с целью поиска открыток с изображением п. Сосновское.

- Мониторинг сети Интернет на предмет открыток с видами Сосновского района.

- Обращение в Администрацию Сосновского муниципального района.

- Анализ полученных результатов опросов, посещений, выводы.

Практический этап:

  1. Непосредственная образовательная деятельность по дизайн-проектированию (знакомство с техниками квиллинг, вытынанки; совершенствование техники аппликации).
  2. Проведение бесед в группе по темам: «Достопримечательности поселка Сосновское», «Символика нашего поселка» с демонстрацией презентации и просмотром фотографий по теме.
  3. Индивидуальная работа: поиск фотографий достопримечательностей поселка; создание макетов открыток.
  4. Создание открыток с изображением достопримечательностей и символов поселка Сосновское.

Работа с родителями:

- Консультация «Красота рядом… О достопримечательностях нашего поселка»».

- Беседы о необходимости знаний о родном поселке.

- Привлечение к изготовлению открыток совместными с ребенком усилиями.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

- В ходе проекта будут созданы условия, обеспечивающие эффективную работу по патриотическому воспитанию (РППС, совместная деятельность взрослого с детьми, поддержка детской инициативы).

- У детей возрастет уровень знаний о своем посёлке, районе.

- Родители получат методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей.

Предполагаемый продукт проекта: открытки с изображением родного поселка.

Методическое обеспечение проекта

1. Материалы для проведения разных форм организованной образовательной деятельности

  • Конспекты НОД

- Мультимедиа-презентации «Достопримечательности нашего поселка».

- Статьи «Квиллинг для начинающих», «Основы вытынанки», «Объемная аппликация».

2. Консультации для родителей

Содержание проекта

С октября 2017 года воспитанники старшей группы «Радуга» МБДОУ детский сад «Колокольчик» являются активными участниками всероссийского проекта «Посткроссинг между детскими садами». В результате, вместе с детьми подбираем открытки, читаем полученные письма, находим на карте города, где живут наши друзья по переписке, создаем коллекцию писем и открыток.

Данный проект является познавательным, каждая открытка сопровождается презентацией о населенном пункте-отправителе. В них дети приветствуют друг друга, в доступной форме рассказывают о своей малой родине, ее истории, природе, великих людях, детском саде.

Когда в детский сад приходит новая открытка, воспитатель читает ее, а потом работаем с картой, находим населенный пункт, из которого она пришла, затем садимся и смотрим фильм-презентацию. Содержание слайдов презентации активно обсуждаем. Педагог задает вопросы, дети отвечают, и тоже задают вопросы.

Каждый раз приходят очень красочные открытки с изображением достопримечательностей того или иного города или поселка.

Нам тоже захотелось, чтобы дети из других городов видели наши достопримечательности: наш памятник погибшим воинам, нашу чудесную детскую художественную школу, наш памятник напильнику, здание администрации Сосновского района и т.д. Но, к нашему сожалению, таких открыток в районе мы не нашли. И тогда мы решили сами сделать такие открытки самостоятельно.

Открытка в технике квиллинг «Герб поселка Сосновское»

Данная открытка была создана с использованием нескольких техник: аппликация, роспись на подложке, но основной техникой стал квиллинг.

Основу открытки составил лист цветного картона синего цвета, на который была приклеена изображение герба Сосновского района, а ниже исполнение элементов герба в техниках квиллинг и аппликация.

Эта открытка напомнила о значении элементов герба Сосновского района:

  • Олень – это исторический символ Нижегородской земли
  • Птица-глухарь, сидящая на напильнике – это традиционный промысел сосновчан – производство напильников и характерная для наших мест птица
  • Сосновая ветвь – это символ природы Сосновского края

- Шестерня – это напоминание, об основном занятии жителей – металлообработке.

- Красный цвет – символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.

- Золото – символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.

Открытка в технике «Вытынанка» «Здание художественной школы»

Вытынанка – это древнейший вид славянской культуры. Вытынанка – это особый вид работы с бумагой, который существует на протяжении многих сотен лет, примерно с той поры, когда китайцы изобрели бумагу. Данный вид декоративно-прикладного творчества подразумевает вырезание ажурного узора из белой, черной или цветной бумаги.

Искусство вытынанки родилось в народе. Люди начали украшать свои комнаты в светлице травами, рушниками и вытынанками.

Просмотрев примеры работ в технике вытынанки в сети Интернет, не осталось сомнений о ее выборе. Не случайно эту технику мы решили использовать при создании открытки «Здание художественной школы». Художественная школа – это символ прекрасного в нашем районе. В художественной школе сконцентрировано детское художественное, декоративно-прикладное творчество.

Открытка по данной теме получилась тоже особенная. Чтобы открытка стала ярче, мы включили технику «Объемная аппликация».

Открытка в технике «Аппликация» «На закате»

В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

  • развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса
  • развитие художественно-графических умений и навыков
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества

Данная открытка выполнена на листе красного цветного картона. Помимо цветного картона и цветной бумаги в центр листа было помещено изображение нашей церкви в вечернее время, а именно на закате.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря проекту мы: дети, родители и педагог, многое узнали о своей малой родине, поближе познакомились с достопримечательностями своего поселка, узнали много нового об истории и символике нашего района, попробовали на практике различные декоративно-прикладные техники декорирования.

В процессе работы над открытками были созданы все условия для развития у детей воображения, внимания, активности, творчества, цветного восприятия, творческого мышления, мелкой моторики, глазомера.

Материалы, которые были собраны с момента запуска проекта, стали хорошим подспорьем в работе педагога. С их помощью с легкостью будут решаться задачи патриотического воспитания, познавательного развития.

Вовлечение родителей в проектную деятельность имеет очень большую ценность. Становясь активными участниками процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. У родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них. Развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста, возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома.

У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим детям решать задачи; возможность использования знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми.

В процессе совместного обучения возникло доверие к воспитателю; родители обучились видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

Проект по созданию открыток завершен. Открытки созданы и ждут, когда их отнесут на почту. Но проект «Посткроссинг между детскими садами» продолжается, а значит, будут созданы новые открытки, которые непременно найдут отклик в сердцах получателей. Новые участники проекта «Посткроссинг» создадут коллекции открыток из разных городов в число которых попадут и наши Сосновские открытки.

Список используемой литературы

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" по ФГОС под редакцией Н.Е. Вераксы 2014 г.
  2. Гагарин Б. Бумажная пластика // Юный художник. 1987, 10.
  3. Гусакова М.А. Апликация — М: Просвещение, 1988
  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. М., 2008.
  5. Козвинина В.П. “Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения работ” Н.ш. 11-2000
  6. Костина Э.П., Н.Н. Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.А. Семикова Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Н. Новгород. 2000.
  7. Кузнецова О.С., Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г
  8. Писарева А.Е., В.В. Уткина живём в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2007.
  9. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. ТЦ Сфера, 2013
  10. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А. Кондрыкинской. ТЦ Сфера, 2004.
  11. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Страна мастеров. — http: //stranamasterov. ru/taxonomy/te-rm/5609. «Умные руки. Художественная обработка материалов»
  12. . Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. -"Университет", Москва 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год