| Конспект интегрированного занятия по ХЭД в средней группе «Тайна осеннего ритма: как звери к зиме готовятся» |
| Занятия по теме "Осень" | |
| Автор: Иванова Клавдия Леонидовна | |
| 16.11.2025 16:39 | |
|
Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма проведения: Интегрированное занятие. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие (музыка, рисование), Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие. Цель: Развитие чувства ритма у детей через интеграцию музыкально-ритмической деятельности и изобразительного творчества (техника «тычок») в контексте познавательной темы о подготовке диких животных к зиме. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование и материалы:
Ход организованной образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Приветствие. Дети заходят под музыку Г. Свиридова «Осень». Встают полукругом. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим наши красивые улыбки. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок-Лесовичок. Он говорит, что в лесу творится что-то странное. Все звери куда-то спешат, но не бегут, а двигаются по своему распорядку. Он просит разгадать тайну осеннего ритма. Поможем Лесовичку? 2. Основная часть 1) Игровая ситуация Воспитатель открывает ширму осеннего леса. Воспитатель: Вот мы пришли с вами в волшебный осенний лес. Посмотрите, наши животные заблудились. Что нам нужно сделать? (найти дом животных) Воспитатель: Правильно, нам надо найти дом всех животных. -Послушайте внимательно загадку. Сидит на ветке, а не птица, Есть рыжий хвост, а не лисица. Воспитатель: Верно, это белка. Что любит белочка? (орешки, шишки, грибочки). А где она живет? (в дупле) Воспитатель: А вы знаете, как белка готовится к зиме? Воспитатель: Белка собирает шишки, орехи, сушит грибочки. Так она запасает себе еду на зиму. Ритмическое упражнение «Белочка» Воспитатель: Она очень шустрая. Давайте попробуем поймать ее ритм движения. Белка быстро прыгает с ветки на ветку. Воспитатель: Сначала послушайте этот ритм. Воспитатель показывает четкие, короткие, частые хлопки Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп. Воспитатель: Повторяйте за мной. Воспитатель: А теперь ладошками по коленкамХлоп-хлоп-хлоп. Ритмическое упражнение «Ежик» Воспитатель: Отгадайте следуующуюзагадку: Очень он похож на мячик, Но колючий и не скачет. И руками не возьмешь, Потому что это … Воспитатель: Правильно, еж. Воспитатель: Какой он ежик? (колючий) Как же он готовится к зиме? Воспитатель: Он строит гнездо из листьев и веток, чтобы зимой ему было тепло, и ложится спать до весны. Воспитатель: Его ритм движения совсем другой. Воспитатель: Послушайте, ребята. Воспитатель показывает ритм, потирая ладошку о ладошку длинный, непрерывный звук Ш-ш-ш-ш-ш. Воспитатель: Повторяйте за мной. Ритмическое упражнение «Медведь» Воспитатель: Слушаем внимательно следующую загадку: Хозяин лесной, Спит в берлоге зимой, А просыпается зимой. Воспитатель: Кто же спит в берлоге? Воспитатель: Да, верно, медведь. Воспитатель: Что любит медведь? (мед, ягоды, рыбу) Воспитатель: Как же он готовится к зиме? (готовит себе берлогу и ложится спать) Воспитатель: А ходит Мишка косолапый медленно и тяжело. (показываю движение) Показывает ритм: медленные, тяжелые удары ногой Топ-топ-топ-топ Воспитатель: Повторяйте за мной Топ-топ-топ-топ Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы отлично слышите ритм леса. Воспитатель: А сейчас давайте мы с вами под музыку повторим ритмы движений белки, ежа и медведя. Включает музыку для ритма. Воспитатель: Но Старичок-Лесовичок принес нам не только загадки осеннего ритма, но и просьбу. 2) Проблемная ситуация Воспитатель: Лесовичок говорит, что хочет нарисовать своих друзей для осеннего леса, но он не успевает. Просит нас помочь ему. Поможем Лесовичку? Воспитатель: А как можем мы помочь ему? (нарисовать животных) Воспитатель: Мы нарисуем ему животных. Объяснение техники Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста за столы. Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать методом «тычка». Тычок-это когда мы стучим кисточкой. Смотрите, я беру жесткую кисточку тремя пальцами за железную юбочку. Опускаю ее в краску и ставлю «тычки». Вот такие ритмичные пятнышки, как будто я отбиваю ритм на бумаге. Так мы можем нарисовать шубку зверя. Воспитатель: Сначала давайте возьмем кисточки. Краску пока мы брать не будем. Кисточка у нас сухая. Держим правильно: тремя пальцами за железную юбочку. Воспитатель: Приготовили другую ладошку. И стучим кисточкой по всей ладошке. Теперь мы стучим по столу много-много раз. Воспитатель: Так мы делаем маленькие пушистые точки. Это и есть наш волшебный «тычок». Воспитатель: Ребята, а какого цвета краску мы возьмем для белочки? (оранжевый) Воспитатель: Какой цвет для ежа возьмем? (Серый) У ежа мордочку мы не будем закрашивать, только иголочки. Воспитатель: А для медведя какой цвет будем брать? (коричневый) Воспитатель: Сейчас выберите изображение животного, которого вы хотите нарисовать. Воспитатель: А теперь давайте сделаем наш «тычок» цветным, чтобы наши звери стали пушистыми. Воспитатель: Набираем на кончик кисточки немного краски. Не размазываем краску, а стучим на бумаге, много раз, близко друг к другу. Воспитатель: Музыка нам подскажет, в каком ритме мы будем рисовать животных. Подходит к детям индивидуально. Какой медведь мохнатый! Какие у тебя тычки ритмичные, как у белочки! Ежик у тебя как будто настоящий, колючий! Как у тебя хорошо получается! 1. Заключительная часть Воспитатель: А теперь свои кисточки поместим на подставки. Воспитатель: Ребята, сейчас возьмите свои готовые работы аккуратно, чтобы не испачкать руки. Давайте, всех животных, которых вы нарисовали, разместим на столе. Воспитатель: Ребята, какая красота у нас получилась. Давайте мы сейчас не просто посмотрим на наших животных, а вспомним их ритм движений. Игра «Озвучь картину» Воспитатель подходит к белке. Воспитатель: Давайте дружно прохлопаем ритм этой белочки! (дети хлопают быстрый ритм) Воспитатель подходит к ежику. Воспитатель: А теперь шуршим, как ежик! (дети трут ладошки) Подходит к медведю. Воспитатель: Топаем как медведь. (дети топают ногами) Воспитатель: Вы чувствуете? Теперь ритм леса не только слышен, но и виден. Мы с вами раскрыли ритм осеннего леса. Каждое животное движется в своем ритме, чтобы успеть подготовится к зиме! Воспитатель: Каким волшебным методом мы сегодня с вами рисовали? ( «тычок») Воспитатель: Старичок-Лесовичок вам очень благодарен. Вы сегодня были настоящими художниками-музыкантами! Данное занятие соответствует требованиям ФОП ДО, так как:
Используемая техника рисования «тычком» идеально подходит для решения задачи развития чувства ритма, так как сам процесс требует от ребенка ритмичных, повторяющихся движений, что напрямую связывает моторный активности
|



Конспект интегрированного занятия по ХЭД в средней группе «Тайна осеннего ритма: как звери к зиме готовятся»








