Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект интегрированного занятия по ХЭД в средней группе «Тайна осеннего ритма: как звери к зиме готовятся»
Занятия по теме "Осень"
Автор: Иванова Клавдия Леонидовна   
16.11.2025 16:39

Конспект интегрированного занятия по ХЭД в средней группе «Тайна осеннего ритма: как звери к зиме готовятся»Конспект интегрированного занятия по ХЭД в средней группе «Тайна осеннего ритма: как звери к зиме готовятся»

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)

Форма проведения: Интегрированное занятие.

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие (музыка, рисование), Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

Цель:

Развитие чувства ритма у детей через интеграцию музыкально-ритмической деятельности и изобразительного творчества (техника «тычок») в контексте познавательной темы о подготовке диких животных к зиме.

Задачи:

Образовательные:

 

  • Закреплять знания о диких животных (белка, ёж, медведь), их повадках и способах подготовки к зиме.
  • Формировать умение передавать характерный ритм движения животного через хлопки, притопы.
  • Обучать детей технике рисования «тычком» (жёсткой кистью) для создания выразительного образа животного, передавая ритм.

Развивающие:

  • Развивать чувство ритма, динамический слух и музыкальную память.
  • Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук.
  • Развивать творческое воображение и умение действовать по правилу и по замыслу.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к животным.

Оборудование и материалы:

  • Для педагога: ширма «Осенний лес», изображения животных, музыкальная колонка, аудиозапись (музыка Г. Свиридова «Осень»).
  • Для детей: половины альбомного листа с контурным рисунком животного (белка, ёж, медведь — на выбор ребёнка), гуашь осенних цветов (оранжевая, коричневая, серая), жёсткие кисти (щетина №3-5), салфетки матерчатые, салфетки влажные подставки под кисти.

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети заходят под музыку Г. Свиридова «Осень». Встают полукругом.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим наши красивые улыбки.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок-Лесовичок. Он говорит, что в лесу творится что-то странное. Все звери куда-то спешат, но не бегут, а двигаются по своему распорядку. Он просит разгадать тайну осеннего ритма. Поможем Лесовичку?

2. Основная часть

1) Игровая ситуация

Воспитатель открывает ширму осеннего леса.

Воспитатель: Вот мы пришли с вами в волшебный осенний лес. Посмотрите, наши животные заблудились. Что нам нужно сделать? (найти дом животных)

Воспитатель: Правильно, нам надо найти дом всех животных.

-Послушайте внимательно загадку.

Сидит на ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, а не лисица.

Воспитатель: Верно, это белка. Что любит белочка? (орешки, шишки, грибочки). А где она живет? (в дупле)

Воспитатель: А вы знаете, как белка готовится к зиме?

Воспитатель: Белка собирает шишки, орехи, сушит грибочки. Так она запасает себе еду на зиму.

Ритмическое упражнение «Белочка»

Воспитатель: Она очень шустрая. Давайте попробуем поймать ее ритм движения. Белка быстро прыгает с ветки на ветку.

Воспитатель: Сначала послушайте этот ритм.

Воспитатель показывает четкие, короткие, частые хлопки Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Воспитатель: Повторяйте за мной.

Воспитатель: А теперь ладошками по коленкамХлоп-хлоп-хлоп.

Ритмическое упражнение «Ежик»

Воспитатель: Отгадайте следуующуюзагадку:

Очень он похож на мячик,

Но колючий и не скачет.

И руками не возьмешь,

Потому что это …

Воспитатель: Правильно, еж.

Воспитатель: Какой он ежик? (колючий) Как же он готовится к зиме?

Воспитатель: Он строит гнездо из листьев и веток, чтобы зимой ему было тепло, и ложится спать до весны.

Воспитатель: Его ритм движения совсем другой.

Воспитатель: Послушайте, ребята.

Воспитатель показывает ритм, потирая ладошку о ладошку длинный, непрерывный звук Ш-ш-ш-ш-ш.

Воспитатель: Повторяйте за мной.

Ритмическое упражнение «Медведь»

Воспитатель: Слушаем внимательно следующую загадку:

Хозяин лесной,

Спит в берлоге зимой,

А просыпается зимой.

Воспитатель: Кто же спит в берлоге?

Воспитатель: Да, верно, медведь.

Воспитатель: Что любит медведь? (мед, ягоды, рыбу)

Воспитатель: Как же он готовится к зиме? (готовит себе берлогу и ложится спать)

Воспитатель: А ходит Мишка косолапый медленно и тяжело. (показываю движение)

Показывает ритм: медленные, тяжелые удары ногой Топ-топ-топ-топ

Воспитатель: Повторяйте за мной Топ-топ-топ-топ

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы отлично слышите ритм леса.

Воспитатель: А сейчас давайте мы с вами под музыку повторим ритмы движений белки, ежа и медведя.

Включает музыку для ритма.

Воспитатель: Но Старичок-Лесовичок принес нам не только загадки осеннего ритма, но и просьбу.

2) Проблемная ситуация

Воспитатель: Лесовичок говорит, что хочет нарисовать своих друзей для осеннего леса, но он не успевает. Просит нас помочь ему. Поможем Лесовичку?

Воспитатель: А как можем мы помочь ему? (нарисовать животных)

Воспитатель: Мы нарисуем ему животных.

Объяснение техники

Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста за столы.

Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать методом «тычка». Тычок-это когда мы стучим кисточкой. Смотрите, я беру жесткую кисточку тремя пальцами за железную юбочку. Опускаю ее в краску и ставлю «тычки». Вот такие ритмичные пятнышки, как будто я отбиваю ритм на бумаге. Так мы можем нарисовать шубку зверя.

Воспитатель: Сначала давайте возьмем кисточки. Краску пока мы брать не будем. Кисточка у нас сухая. Держим правильно: тремя пальцами за железную юбочку.

Воспитатель: Приготовили другую ладошку. И стучим кисточкой по всей ладошке. Теперь мы стучим по столу много-много раз.

Воспитатель: Так мы делаем маленькие пушистые точки. Это и есть наш волшебный «тычок».

Воспитатель: Ребята, а какого цвета краску мы возьмем для белочки? (оранжевый)

Воспитатель: Какой цвет для ежа возьмем? (Серый) У ежа мордочку мы не будем закрашивать, только иголочки.

Воспитатель: А для медведя какой цвет будем брать? (коричневый)

Воспитатель: Сейчас выберите изображение животного, которого вы хотите

нарисовать.

Воспитатель: А теперь давайте сделаем наш «тычок» цветным, чтобы наши звери стали пушистыми.

Воспитатель: Набираем на кончик кисточки немного краски. Не размазываем краску, а стучим на бумаге, много раз, близко друг к другу.

Воспитатель: Музыка нам подскажет, в каком ритме мы будем рисовать животных.

Подходит к детям индивидуально.

Какой медведь мохнатый!

Какие у тебя тычки ритмичные, как у белочки!

Ежик у тебя как будто настоящий, колючий!

Как у тебя хорошо получается!

1. Заключительная часть

Воспитатель: А теперь свои кисточки поместим на подставки.

Воспитатель: Ребята, сейчас возьмите свои готовые работы аккуратно, чтобы не испачкать руки. Давайте, всех животных, которых вы нарисовали, разместим на столе.

Воспитатель: Ребята, какая красота у нас получилась. Давайте мы сейчас не просто посмотрим на наших животных, а вспомним их ритм движений.

Игра «Озвучь картину»

Воспитатель подходит к белке.

Воспитатель: Давайте дружно прохлопаем ритм этой белочки! (дети хлопают быстрый ритм)

Воспитатель подходит к ежику.

Воспитатель: А теперь шуршим, как ежик! (дети трут ладошки)

Подходит к медведю.

Воспитатель: Топаем как медведь. (дети топают ногами)

Воспитатель: Вы чувствуете? Теперь ритм леса не только слышен, но и виден. Мы с вами раскрыли ритм осеннего леса. Каждое животное движется в своем ритме, чтобы успеть подготовится к зиме!

Воспитатель: Каким волшебным методом мы сегодня с вами рисовали? ( «тычок»)

Воспитатель: Старичок-Лесовичок вам очень благодарен. Вы сегодня были настоящими художниками-музыкантами!

Данное занятие соответствует требованиям ФОП ДО, так как:

  1. Интегрированный подход: Происходит глубокое взаимопроникновение разных образовательных областей. Чувство ритма развивается не изолированно, а как универсальная способность, проявляющаяся и в музыке, и в изобразительной деятельности, и в движении.
  2. Деятельностный подход: Дети являются не пассивными слушателями, а активными исследователями ( «разгадывают тайну»), экспериментаторами со звуком и цветом.
  3. Игровая технология: Сюжет от Старичка-Лесовичка поддерживает интерес и мотивацию на протяжении всего занятия.
  4. Здоровьесберегающий аспект: Занятие включает смену видов деятельности (слушание, движение, речь, тонкая моторика), что предотвращает утомляемость.
  5. Индивидуализация: Дети имеют право выбора образа (животного) для рисования, что поддерживает их инициативу.

Используемая техника рисования «тычком» идеально подходит для решения задачи развития чувства ритма, так как сам процесс требует от ребенка ритмичных, повторяющихся движений, что напрямую связывает моторный активности

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год