Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект ННОД Экспериментальная деятельность "Почему земля кормит"
Познание
Автор: Наталия Владимировна Стивкина   
20.03.2014 00:58

Конспект ННОД Экспериментальная деятельность  Почему земля кормитКонспект ННОД Экспериментальная деятельность "Почему земля кормит"
Цель: познакомить детей с почвой.
Задачи:
Познакомить детей с видами почвы как  почва образуется.
Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
В ходе экспериментов выделить свойства почвы: наличие воздуха и воды.
Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов.
Развивать мышление, речь, внимание.
Воспитывать  интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества.
Пополнить словарный запас детей.
Материал:
Комочки сухой почвы.
Колба с водой.
Белый лист бумаги, палочки, лупы.
Свечка, стеклышко, ложка.
Таблица “Почва”.
Семена растений, ёмкости для посадки, лейка, палочки, плёнка.
Ход деятельности
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
-Что это? (Земля)
- О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве)
- Послушайте  сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?
« Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь  много. Она  у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
-Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
-А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)
- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)
-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)А что такое почва?
– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
-Как называется такая почва? ( Глинистая.)
- Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного  цвета.)
-Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
-Сколько слоёв почвы вы видите на таблице ? (Четыре)
- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)
- Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)
- Как вы думаете, что это? (Песок)
А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?(Оранжевым, рыжим)
- А что ещё вы видите на таблице? (Там  еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)
-А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.
Физкультминутка.
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва,земля). Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.

Опыт №1. Что спрятано в комочке?

-Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.

- Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)

- Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)

- Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)

-А вы знаете, как  образуется почва?

Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.

“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.

- Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.

“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”

- Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)

Опыт № 2. В земле есть воздух.

- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?

- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

-Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).

-Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Опыт № 3. Есть ли в почве вода?

- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

-Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

- В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)

-Теперь  накрою ложку  чистым сухим стеклышком.

(Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

- Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)

- Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)

Фото 5

- Вот какие чудеса таит в себе почва.

-А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?

Физкультминутка.

В огород пойдем,

(Маршировать на месте)

Урожай соберем.

(Идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

(Имитировать, как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный.

(Показать руками)

Щавеля нарвем немножко

("Рвут")

И вернемся по дорожке.

(Идти по кругу, взявшись за руки)

-А вы хотите посадить наш огород в группе? (Перед детьми торфяные горшочки, семена редиса, василька, салата, перца, цветной капусты, базилика, моркови, лейка с водой, палочки для посадки)

-А что нужно растениям, чтобы они росли?

-Скажите, а в какую землю нужно сажать семена? (Во влажную) Почему?

- Верно, нам необходимо  поливать землю, если она сухая, когда  будем сажать  растения. Во влажную землю сажать легче.

(Деятельность педагога с детьми по посадке растений)

-Ребята, а хотите ещё один эксперимент? Как вы думаете, если мы накроем семена плёнкой они быстрее взойдут или нет?

-Хорошо, это мы и проверим.

Фото 11

Итог деятельности

-Что узнали о почве?

-Какие свойства почвы знаете?

-Почему её называют кормилицей?

-Как образуется почва?

-Что понравилось?

В дальнейшем, вместе с детьми, мы наблюдали за всходами, измеряли их, записывали свои наблюдения и измерения  в таблицу. Ребята убедились, что семена под плёнкой взошли быстрее. Выращенную рассаду перца,  цветной капусты, мы пересадили в грунт, на участок, а василёк радовал нас своими цветами на уличной клумбе всё лето.

Экспериментальная деятельность даёт почувствовать дошкольникам себя настоящими учёными-исследователями, которые сами могут добывать знания, что является ценным для будущих школьников.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год