ПРОЕКТ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧТО ТАКОЕ ЗВУК, СКАЖИ?» |
Познание | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Иващенко Ольга Олеговна | |||||||||||||||||||||||||||||||||
13.08.2025 16:58 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ГБОУ школа №37 дошкольное отделение по адресу: Мичуринский проспект, д.22, к.2 Москва, 2021г. Введение: Автор: Иващенко Ольга Олеговна – воспитатель. Возрастная группа: подготовительный к школе возраст. Вид исследовательской деятельности: познавательно-исследовательский, краткосрочный, групповой. Срок реализации: две недели.
Актуальность: В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Благодаря звукам, мы полнее, ярче воспринимаем окружающий мир. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Как шум влияет на самочувствие людей? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Множество опытов, экспериментирования, исследований, открывают секреты происхождения звуков. Основная цель проекта – ответить на вопрос: как появляется звук, какие звуки нас окружают. Задачи проекта:
Проблема: когда учили стихотворение о звуке, у детей возникли вопросы: «Что такое звук? Откуда берется звук?» Что такое звук? Скажи! Даже если подойдешь Реализация: Наше исследование проходило в три этапа. I. Определение уровня сформированности представлений детей: о звуке, использование звуков, о слухе и способов его сохранения.
II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.
III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн, усиление и ослабление звука. В течение двух недель мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Гипотеза: звук образуется, когда что-то дрожит. Дрожание предметов вызывает дрожание воздуха. Оно распространяется в виде волны. I. Теоретическая часть. 1. 1.Теоретические сведения о природе звука С рождения человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем его мире. Что же такое звук? Люди давно стали догадываться о том, как звуки рождаются, живут и «умирают». Звуки начали изучать ещё в далёкой древности. Наука о звуке называется – акустика. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук. В IV в. до н.э. древнегреческий философ и ученый Аристотель верно представил, как распространяется звук в воздухе. Необыкновенно искусны были мастера, изготавливавшие музыкальные инструменты, и музыканты, игравшие на них. Мир звуков окружает нас и сейчас и со всех сторон. В наше время на человека в течение дня воздействуют самые разнообразные звуки. Да и сами мы любим пошуметь. Как же создать звук? Да очень просто – крикнуть, вот и все дела! Можно еще чем – нибудь постучать, например, молотком по гвоздю или кулаком в дверь. Или гаечным ключом по батарее отопления – все вокруг услышат. Ногами потопать, мячом похлопать. Посвистеть, в трубу подудеть. Или линейкой подребезжать. На примере линейки можно буквально увидеть глазами, как рождается звук. Какое движение совершает линейка, когда мы закрепим один её конец, оттянем другой и отпустим его? Мы заметим, что он как будто бы затрепетал, заколебался. Звук создается коротким или долгим колебанием каких – то предметов (рис. 1). Рис. 1. Итак, звук – это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней колебания. Среда может быть твердой, жидкой, газообразной. Можно сказать, что звук — это вибрация. Причина звука – вибрация тел, хотя эти колебания не заметны для нашего глаза. Она может распространяться в воздухе, в воде или металле. И даже передаваться по нитке. Там, где нет воздуха, например, в космосе, звук не распространяется, там нечему передавать вибрацию. 1. 2. Источники и характеристики звука Таблица 1. Источники звука могут быть искусственными и естественными.
Таблица 2 Какие бывают звуки
Основными характеристиками звука являются частота и интенсивность колебаний, которые влияют на слух людей. Частота колебаний – это число полных колебаний за одну секунду.
1.3. Как мы слышим?
Узнать окружающий мир нам помогают органы чувств. Люди слышат звуки ушами. Ухо – это приемник звуковой волны (рис 2). Звучат только дрожащие предметы. Почему не все дрожащие предметы звучат? Например, если потрясти рукой, то ничего не услышишь. Дело в том, что наше ухо слышит звук только в том случае, если частота колебаний предмета больше 20, но меньше 16 тыс. колебаний в секунду. Причем чем больше частота колебаний, тем выше звук, который мы слышим. Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже нагрузка. Непрерывный шум постепенно разрушает здоровье. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и становится раздражительным, забывчивым, чаще страдает от слабости и головокружения. Вот почему педагоги призывают нас не шуметь в саду и вести себя спокойно. II. Экспериментальная часть Все слышали поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов, чтобы понять- что же такое звук?
Эксперимент № 1- «Как возникает звук?» Цель: понять причину возникновения звука. Материал: Длинная линейка, натянутая струна, наше горло. Один конец линейки прижимается к столу, а за свободный конец дергаем – возникает звук. Выясняем, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется). Если коснутся линейки рукой- дрожание останавливается (звук прекращается). Затем мы изготовили «музыкальную шкатулку», натянув на коробку из-под обуви резинки и выяснили, как заставить их звучать (подергать; сделать так, чтобы резинки дрожали), а потом остановить их звучание, зажав рукой или каким-нибудь предметом). Прикладывали руку к горлу и говорили – горло дрожало. Линейка, «струна», горло дрожали и заставляли дрожать воздух вокруг себя. Эти колебания воздуха достигли наших ушей, и мы услышали звуки. Вывод по эксперименту № 1: звук - это колебания, которые распространяются в пространстве. Эксперимент № 2- «Звук передается в разных средах» Цель: доказать, что звук распространяется в разных средах. Опыт первый. Для этого опыта нужна нить и стаканчики, например, из-под сметаны. На дне стаканчиков мы сделали маленькое отверстие. Продели через них нитку и завязали внутри стаканчика узел, что бы нитка не выскользнула. То есть через стаканчики прошла длинная нить. Для демонстрации этого опыта нужно два человека. Каждый взял по стаканчику и отошел друг от друга подальше, чтобы нитка натянулась. Один из нас что-нибудь прошептал в свой стаканчик, а другой услышал это в своем стаканчике. Слышимость такая, как будто собеседник стоит рядом. Вывод: Когда мы говорим в стаканчик, звуковая волна доходит до второго собеседника по нитке, особенно если та хорошо натянута. Опыт второй. Один из нас стучал по трубам в спальне группы , другой слушал в раздевалке. Второй участник эксперимента слышал стук. Вывод: Звук распространяется в металлах, то есть в твердых предметах. Опыт третий. Один участник эксперимента приложил ухо к стенке банки, наполненной водой, другой услышал всплеск брошенного в нее камушка. Если, купаясь в реке, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, можно услышать голоса людей на берегу. Вывод: звук распространяется в воде, то есть в жидкостях. Вывод по эксперименту №2: Звук распространяется в твердой, жидкой, газообразной среде. Эксперимент №3 – «Можно ли увидеть звук?» Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук. Опыт первый. Отрезали горлышко шарика и натянули на стакан, как тугую кожу на барабан. Поставили стакан на стол и насыпали несколько песчинок соли на шарик. Поднесли металлические крышки и ударили ими друг о друга около стакана. Частицы соли начали подпрыгивать. Опыт второй. Мы привязали нитку к кусочку бумаги. Поднесли её к колонкам и включил громко музыку. Листочек задрожал от колебаний воздуха. Вывод по эксперименту №3:Звуковая волна заставила подняться крупинки соли и изменить свое положение на поверхности шарика, также звуковая волна заставила дрожать листочек бумаги. Сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн. Эксперимент №4 –Характеристика звука. Опыт первый. Поющая трубочка. Для этого опыта на потребовались коктейльные трубочки и ножницы. Отрезали основание трубочек по диагонали так, чтобы каждая последующая трубочка была на 2 см короче предыдущей. Подносили получившийся инструмент к губам, вдыхали воздух и дули , чтобы произвести звук. Вывод: короткие трубочки дают более высокие звуки, чем длинные. Трубочки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь трубочку. Короткие трубочки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации. Опыт второй. Как усилить звук? Нужно взять маленький колокольчик и колокольчик побольше. Затем ударить по маленькому колокольчику деревянным молоточком. Колеблющийся колокольчик тоненько зазвенит. Если взять колокольчик побольше, то и звон будет погроме и пониже. Такой звук получается потому, что под большим колокольчиком заключен больший объем воздуха, который начинает вибрировать после удара. Больше воздуха - больше звуковых волн, и звук громче. Опыт третий. Приложить руку к горлу и произнести звуки Б, Р, Л, Н, Д, Г. Голосовые звуки дрожат, вибрируют, звуки получаются звонкие. Приложить руку к горлу и произнести звуки П, Т, С, Ц, К. Голосовые звуки не дрожат, не вибрируют, звуки получаются глухие. Выводы по эксперименту №4: звуки могут быть разной высоты: высокие – низкие; звуки могут быть иметь разную силу звучания громкие – тихие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие. 2.2. Опрос Чтобы выяснить, как шум влияет на самочувствие людей, мы провели опрос среди воспитателей нашего детского сада. Мы подготовили таблицу с вопросами и попросил сотрудников сада отметить один пункт таблицы 3. Таблица 3 Влияние шума на самочувствие человека
Выводы по проведенному опросу: в опросе участвовало 10 воспитателей школы. Из них 2 человека ответили, что длительный шум не влияет на их самочувствие; 8 человек считают, что длительный шум вреден для их здоровья. Большинство педагогов устают от длительного шума, у них болит голова, они чувствуют себя утомленными. Таким образом, подтвердилось мнение ученых о том, что непрерывный шум постепенно разрушает здоровье III. Заключение Таким образом, при сборе информации и проведенных экспериментах мы выяснили, что звук – это вибрация. И источники звука – предметы, которые колеблются, т.е. дрожат или вибрируют. Наша гипотеза подтвердилась. Опытным путем мы определили, что сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн. Звуки могут быть разной высоты: высокие – низкие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие; звуки могут быть иметь разную силу звучания: громкие – тихие. Оказывается, есть звуки, которые человек не слышит. Оказывается, что звуком измеряют глубину моря, сваривают металл, сверлят стекло, лечат людей, даже стирают белье. Сильный звук может повредить слух. Непрерывная шумовая нагрузка постепенно разрушает здоровье. В ходе своей работы мы узнали много интересного и нового о звуке. Литературные источники:
|