Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Виртуальные интерактивные путешествия, как условие приобретения детьми и родителями опыта освоения культурных ценностей в музейном пространстве.
Познание
Автор: Мирчу Елена Викторовна   
16.03.2022 14:03

Виртуальные интерактивные путешествия, как условие приобретения детьми и родителями опыта освоения культурных ценностей в музейном пространстве.Виртуальные интерактивные путешествия, как условие приобретения детьми и родителями опыта освоения культурных ценностей в музейном пространстве.

Актуальность темы обусловлена тем, что ФГОС рекомендует создать условия для становления начала патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, частью которого и является воспитание интереса семьи к культурным ценностям нашего края, страны. В связи с этим, для меня встала проблема: что же может заинтересовать не только ребенка, но и его семью проявлять интерес к культурным ценностям нашей Родины. Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества трудно переоценить. Кто же если не будущее поколение сохранит собранные коллекции и бесценные памятники истории, культуры и искусства. Музей сегодня становится не только культурным, но и образовательным пространством. «Скукота!» — говорят родители. Эта фраза и стала толчком мне для разработки маршрутных листов и предшествующих им музейных занятий с родителями. Общепринятая система обучения, на мой взгляд, не в полной мере формирует у детей любознательность к изучению культуры своего родного края и культуры своего народа.

 Я считаю, что разработанная мной система по проведению музейных занятий должна давать возможность перенести данный опыт в другие образовательные дошкольные учреждения. Поэтому я поставила перед собой цель: максимально приблизить совместную деятельность к условиям детского сада. Т.е. использовать потенциал, имеющийся в развивающей среде образовательных учреждений и соединить его с музейным пространством выбранного объекта исследования.

Наличие системы облегчает реализацию поставленной цели и определяет 4 этапа образовательной работы:

1 этап – Развитие познавательного интереса

Музейному занятию предшествуют определенные проекты недели или месяца. Все музейные занятия ориентированы на расширение кругозора детей. В этот период я рекомендую родителям почитать детям одно из произведений детских писателей, настольную игру для вечера и игру по дороге в детский сад. Так же проводятся тематические выставки в рамках проекта, собирается разная интересная информация – видео, фото и так далее, подключаем других социальных партнеров, например библиотеку. То есть на этом этапе мы собираем информацию, чтобы заинтересовать родителей и детей темой проекта и подготовить семью для «похода» в музей.

2 этап – Интерактивная игра совместно с родителями и детьми

Тут я и услышала фразы от родителей: «Скука!», «А зачем нам в музей?», «Это мне не интересно», «Ребенку еще рано». И я задала себе вопрос: «А зачем ребенку музей, если все и обо всем мы уже сказали и узнали?». Вероятно, самое ценное, что может дать музей ребёнку — это опыт соприкосновения с подлинником. И истинным открытием для него станет осознание того, что это — уникальное, единственное произведение, во многом отличное от своих многочисленных копий. Подлинник любого произведения даёт возможность вступать в диалог с самим памятником, обращаясь к его изначальным смыслам и значениям. Следует обратить особое внимание к встрече ребёнка с необычными предметами. Для этого я провожу открытое мероприятие – музейное интерактивное занятие, которое является игрой, совместно с родителями, где родители являются не зрителями, а полноценными участниками мероприятия. Познавательно-развивающие игры с использованием интерактивной доски, позволяют сделать совместную деятельность более привлекательной, захватывающей и динамичной, значительно повышают мотивацию, дают возможность быть активным участником процесса, способствуют активизации малоактивных детей.

На этом этапе я учу родителей и ребенка правильно рассматривать экспонаты музейного пространства, используя такую интерактивную методику как «Работа с вещью», в рамках культурно-образовательной программы «Кругозор». Благодаря этой методике дети самостоятельно исследуют вещи посредством сенсорных восприятий. Тем самым я научила родителей и детей рассматривать правильно подлинные экспонаты музея.

3 этап – Маршрутный лист

На данном этапе наилучшим образом решаются проблемы, направленные на личностно-ориентированный подход к решению педагогических задач.

Что же такое маршрутный лист? Это маленькая загадка, маленький интерактивный лист, где есть карта и задание или загадка для «любопытного путешественника».

Моя задача загадать такую загадку, чтобы отгадку можно было найти только в музейном пространстве. Например, путешествуя по карте-схеме музея, найти предмет и описать его владельца. На этом этапе я стараюсь создать такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы ребенка и его семьи. Это различия маршрутных листов, которые ребенок с родителем может выбрать.

4 этап – Презентация конечного продукта музейного занятия

Конечным продуктом музейного занятия может быть создание книги сказок, выставка рисунков, выставка фотографий…

Авторским подходом данной идеи музейных путешествий выходного дня является привитие патриотических чувств, нравственных качеств ребенку вместе с такой, казалось бы, обычной для ребенка деятельностью как совместные игры, общение со сверстниками и взрослыми, чтение детской литературы, просмотр мультфильмов. Актуальны и сейчас слова В.А. Сухомлинского: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова, как нельзя точно, отражают специфику и суть направления работы педагога дошкольного образования в патриотическом воспитании ребенка. И мой долг, как педагога, использовать этот этап развития ребенка для обогащения познавательных интересов к изучению культуры нашей Родины.

Я приведу пример трёх тем музейных занятий:

 

ОСЕНЬ

ЗИМА

ВЕСНА

Название проекта

Путешествие из города в деревню

В мире животных

День рождения Санкт-Петербурга

Рекомендуемый музей

Российский Этнографический музей

Зоологический музей Санкт-Петербурга

Эрмитаж

Интерактив

Сказки бабушки Прасковьи

Бюро находок животных

С Золушкой во дворец на бал

Проблема

Ручной труд уходит в прошлое, дети не знают о том, что своими руками можно делать не только игрушки и открытки, но и предметы быта и орудия труда.

В реальной жизни животные выглядят не так, как нам их рисуют в мультфильмах.

Показать детям визуальные отличия Зимнего дворца от любого другого.

Маршрутный лист

Найти по плану-карте музея неизвестный объект, добыть информацию о нем и написать сказку о владельце этого предмета.

По следам героев мультфильма «Немо»

Рассмотреть здание Эрмитажа и раскрасить платье золушки в цвет дворца. Найти механизм часов и изобразить недостающие их части

Конечный продукт

Создание книги сказок.

Выставка рисунков «Мой любимый мультипликационный герой, которого я встретил в музее».

Выставка семейных фотографий на фоне здания Зимнего дворца или рядом с часами-павлин.

Эффективностью моей работы я могу считать:

  • большинство семей воспитанников не только стали ходить в музеи, но и научились видеть в предметах и вещах не только их утилитарное назначение, но и красоту культурных ценностей нашего города, края, страны…
  • данные музейные занятия способствуют не только развитию ребенка, но и укреплению семейных устоев и традиций, помогают найти общие точки соприкосновения, интересные и родителям и детям.
  • Семейное посещение музеев повлияло на сплочение семьи и позволило по-другому всем ее членам увидеть и переосмыслить собственные семейные ценности.


                                                  Я «повела» родителей с детьми в музей!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год