| «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» |
| Познание | |
| Автор: Тесленко Елена Сергеевна Немцева Мария Витальевна | |
| 26.12.2025 00:51 | |
|
В этой статье мы хотим поделиться опытом работы нашего детского сада, как мы развиваем познавательный интерес у малышей, в разных видах деятельности. Работая с детьми, задача педагога увидеть интерес ребенка, стараться разжечь и поддержать искру познания у самых маленьких – наших воспитанников младшего дошкольного возраста. Ведь когда смотришь на малышей, их глаза горят любопытством, они готовы исследовать всё вокруг. Наша задача как воспитателей – не погасить это пламя, а наоборот, подпитывать его, направлять в нужное русло и делать этот процесс увлекательным и осмысленным.
Что такое познавательное развитие для малышей? Для нас, воспитателей, познавательное развитие – это не просто заучивание фактов или решение сложных задач. Это, прежде всего, формирование у ребенка желания узнавать новое, умения наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и находить на них ответы. Это развитие внимания, памяти, мышления, воображения – тех самых кирпичиков, из которых строится фундамент будущих знаний. Наш главный инструмент – игра! В младшем дошкольном возрасте ребенок познает мир через игру. Поэтому все наши занятия, все наши активности строятся вокруг игровых ситуаций.
Например, возьмем игру «Больница» — она одна из самых популярных сюжетно- ролевых игр у детей дошкольного возраста. Вот и наши воспитанники с удовольствием поиграли в сюжетно–ролевую игру «Больница», где доктор — это человек добрый и заботливый, которому можно доверять. В процессе игры дети с большим удовольствием, входили в образ врача, с большим интересом выполняли его действие. Сюжетно-ролевая игра развивает у детей воображение, мышление, интеллект, самостоятельность, творчество. Проявляя фантазию дети в игре используют предметы заместители, если не хватает каких-то игрушек. С помощью данной игры у детей расширяется знание о профессии врача, медсестры, расширяется словарный запас.
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса. На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной. Чтение и рассказывание: Книги – это порталы в другие миры. Мы читаем яркие, красочные книги с простыми сюжетами, обсуждаем картинки, задаем вопросы: "Что делает зайчик?", "Какого цвета машина?". Это развивает речь, эмоциональный интеллект, воображение и расширяет кругозор, словарный запас, знакомит с новыми понятиями и явлениями. Слушая сказки и рассказы, дети учатся сопереживать, понимать мотивы поступков героев и делать собственные выводы.
Как мы стимулируем вопросы? Самое ценное – когда ребенок сам задает вопрос. Мы стараемся создать атмосферу, где не страшно спросить "почему?".
Важные моменты, которые мы усвоили:
Познавательное развитие – это не спринт, а марафон. Это долгий и увлекательный путь, который мы проходим вместе с нашими детьми. И когда видишь, как загораются их глаза от нового открытия, как они с гордостью делятся своими знаниями, понимаешь, что все наши усилия не напрасны. Помните, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет по своим законам. Главное – любить, поддерживать и помогать малышу исследовать этот удивительный мир!
|



«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»








