Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
Познание
Автор: Тесленко Елена Сергеевна Немцева Мария Витальевна   
26.12.2025 00:51

«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В этой статье мы хотим поделиться опытом работы нашего детского сада, как мы развиваем познавательный интерес у малышей, в разных видах деятельности.

Работая с детьми, задача педагога увидеть интерес ребенка, стараться разжечь и поддержать искру познания у самых маленьких – наших воспитанников младшего дошкольного возраста.

Ведь когда смотришь на малышей, их глаза горят любопытством, они готовы исследовать всё вокруг. Наша задача как воспитателей – не погасить это пламя, а наоборот, подпитывать его, направлять в нужное русло и делать этот процесс увлекательным и осмысленным.

 

Что такое познавательное развитие для малышей?

Для нас, воспитателей, познавательное развитие – это не просто заучивание фактов или решение сложных задач. Это, прежде всего, формирование у ребенка желания узнавать новое, умения наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и находить на них ответы. Это развитие внимания, памяти, мышления, воображения – тех самых кирпичиков, из которых строится фундамент будущих знаний.

Наш главный инструмент – игра!

В младшем дошкольном возрасте ребенок познает мир через игру. Поэтому все наши занятия, все наши активности строятся вокруг игровых ситуаций.

  • Сенсорные игры: Это основа основ. Мы много работаем с различными материалами: крупами, водой, песком, природными материалами. Дети трогают, пересыпают, переливают, ощущают текстуры, учатся различать цвета, формы, размеры. Например, игра с коробкой, наполненной фасолью, где дети ищут спрятанные игрушки или сортируют их по цвету – это не просто развлечение, это развитие мелкой моторики, внимания и умения классифицировать.
  • Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения.

Например, возьмем игру «Больница» — она одна из самых популярных сюжетно- ролевых игр у детей дошкольного возраста. Вот и наши воспитанники с удовольствием поиграли в сюжетно–ролевую игру «Больница», где доктор — это человек добрый и заботливый, которому можно доверять. В процессе игры дети с большим удовольствием, входили в образ врача, с большим интересом выполняли его действие. Сюжетно-ролевая игра развивает у детей воображение, мышление, интеллект, самостоятельность, творчество. Проявляя фантазию дети в игре используют предметы заместители, если не хватает каких-то игрушек. С помощью данной игры у детей расширяется знание о профессии врача, медсестры, расширяется словарный запас.

  • Наблюдения: Мы стараемся максимально использовать возможности окружающего мира. Прогулки – это кладезь для познания. Мы наблюдаем за птицами, за ростом травы, за облаками. Обсуждаем, почему идет дождь, куда прячется солнце. Даже обычный цветок на подоконнике может стать объектом исследования: как он пьет воду, почему у него есть листья. Малыши постепенно узнают о свойствах предметов (цвет, форма, размер), о живой и неживой природе, о людях и их действиях.
  • Экспериментирование: Позволяет детям на практике изучать свойства различных материалов, наблюдать за причинно-следственными связями и делать собственные открытия. Этот процесс стимулирует познавательную активность, развивает наблюдательность и умение формулировать гипотезу.

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

Чтение и рассказывание: Книги – это порталы в другие миры. Мы читаем яркие, красочные книги с простыми сюжетами, обсуждаем картинки, задаем вопросы: "Что делает зайчик?", "Какого цвета машина?". Это развивает речь, эмоциональный интеллект, воображение и расширяет кругозор, словарный запас, знакомит с новыми понятиями и явлениями. Слушая сказки и рассказы, дети учатся сопереживать, понимать мотивы поступков героев и делать собственные выводы.

  • Конструирование учит детей планировать, анализировать и решать проблемы. Создавая что-то новое своими руками, ребенок учится видеть взаимосвязь между деталями и целым, а также воплощать свои идеи в реальность. Когда ребенок строит башни, домики, дороги – это не только развитие моторики, но и понимание пространственных отношений, логики.

Как мы стимулируем вопросы?

Самое ценное – когда ребенок сам задает вопрос. Мы стараемся создать атмосферу, где не страшно спросить "почему?".

  • Поддерживаем интерес: Если ребенок чем-то увлекся, мы стараемся поддержать его интерес. Если он заинтересовался жуком, мы можем вместе поискать информацию о нем (в доступной форме, конечно), посмотреть картинки.
  • Задаем наводящие вопросы: Вместо того, чтобы давать готовый ответ, мы можем спросить: "А как ты думаешь, почему так произошло?", "Что будет, если мы сделаем вот так?". Это учит ребенка мыслить самостоятельно.
  • Создаем "уголки исследователя": Небольшие зоны, где собраны интересные материалы для самостоятельного исследования: лупы, магниты, природные материалы, простые головоломки.

Важные моменты, которые мы усвоили:

  • Индивидуальный подход: Каждый ребенок уникален. Кто-то быстрее схватывает, кто-то более медлителен. Важно видеть и учитывать индивидуальные особенности каждого малыша.
  • Терпение и повторение: Малыши учатся через многократное повторение. Не стоит расстраиваться, если что-то не получается с первого раза.
  • Позитивное подкрепление: Хвалите за старание, за попытку, за каждый маленький успех. Это мотивирует и дает уверенность.
  • Связь с родителями: Обсуждение того, что интересно ребенку дома, какие вопросы он задает, помогает нам выстроить более эффективную работу.

Познавательное развитие – это не спринт, а марафон. Это долгий и увлекательный путь, который мы проходим вместе с нашими детьми. И когда видишь, как загораются их глаза от нового открытия, как они с гордостью делятся своими знаниями, понимаешь, что все наши усилия не напрасны.

Помните, что каждый ребенок уникален, и его развитие идет по своим законам. Главное – любить, поддерживать и помогать малышу исследовать этот удивительный мир!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
22 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год