| Конспект образовательной деятельности «Растут ли булки на деревьях?» |
| Познание | |
| Автор: Котарева Елена Вячеславовна | |
| 17.12.2025 07:42 | |
|
Цель: познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба, трудом хлеборобов. Задачи:
Оборудование: разновидности хлеба и хлебобулочных изделий; презентация; картинка с изображением колоска; картинка с изображением хлеба; тарелочки с зерном (пшеница, кукуруза, горох). Ход образовательной деятельности 1. Организационный момент - Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:) Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд правую руку), Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд левую руку), Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом), Здравствуй друг (берёмся другой рукой с соседом), Здравствуй весь наш дружный круг (качаем руками). 2. Беседа по теме - Ребята, отгадайте загадку: Он и черный, он и белый, И всегда он загорелый. Мы как кушать захотим, То всегда садимся с ним. (хлеб) (картинка) - Правильно – это хлеб. - Ребята, хлеб — это наше богатство. Это главное сокровище жизни! Хлеб дает здоровье и силу людям. - Давайте его рассмотрим. (Педагог предлагает детям рассмотреть на подносе различные видыхлебобулочных изделий). - Что вы видите на подносе? - Ребята, а из чего пекут хлеб? (из муки) - А из чего муку получают? (из зерна) - Хотите узнать, как выращивают зерно и собирают урожай хлеба в поле? - Присядьте на стульчики. - И сейчас я прочту вам рассказ Якова Тайца «Все здесь»: «Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила: -Бабушка, а что тут растет? -Хлеб, внученька. -Хлеб. А булки где? -И булки здесь. Все здесь, внученька. -А баранки? -И баранки здесь. Все здесь, внученька. Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?» -Ребята, как вы думаете, почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники. (Потому, что они не растут в поле) -Почему бабушка сказала, что все это здесь? - Да, именно в поле рождается и хлеб, и булки, и пряники, и баранки. - Но чтобы получить хлеб нужно затратить очень много труда. Этим занимаются люди, которых называют — хлеборобы. - Перед тем как узнаем об их труде, мы с вами сделаем специальную гимнастику. И в этом нам поможет колосок. Следите за ним глазами. Поднимаем глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх. - А теперь внимание на экран. Слайд 1 - Что делают сначала? - Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. - Какие машины им в этом помогают? - Что делают эти машины? - Тракторамивспахиваютземлю и одновременно рыхлят её. - Для чего рыхлят? - Чтобы не было комков и в землю поступала влага, воздух и тепло. - И вот земля становится мягкой, рыхлой, послушной. - Теперь можно начинать сеять! Слайд 2 - Что здесь делают посмотрите, ребята? - Чем сеют? - К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна. Слайд 3 - Вот пшеница взошла. Слайд 4 - Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время все зеленое, очень красивое. Слайд 5 - Вот зёрна созрели. Начинается уборка зерновых культур. Слайд 6 - Какие машины помогают человеку при уборке урожая? - На поле выходят другие машины – комбайны. - Кто работает на комбайне? - На комбайне работаем комбайнёр. - Что же делает комбайн? - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнёра. Слайд 7 - Дальше машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. Слайд 8 - А чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. - Куда же потом? Слайд 9 - Правильно, муку везут на хлебозаводы и пекарни, где выпекают хлеб и другие хлебобулочные изделия. - А что же потом? Слайд 10 -Из пекарни и хлебозавода на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и другие хлебобулочные изделия: батоны, булочки, баранки, пирожки, крендельки, плюшки и всё то, что мы так любим. - Мы с вами увидели, что длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем надо очень бережно относиться к хлебу. 3. Физминутка - Ребята, напомните мне какое у нас сейчас время года? - А весна – это время посевов. Чтобы сделать посевы на поле нашего детского сада вам нужно отсортировать семена. - Что вы видите в тарелочках? - Чем они отличаются? - Как называются? (горох+пшеница; кукуруза+пшеница) - Вам нужно в пустую тарелочку выбрать всю кукурузу (горох). 4. Д/у «Какая мука?» - Растения, которые дают зерно, называются зерновыми культурами. Ребята, какие вы знаете зерновые культуры? Слайд 11 - Основной наш кормилец не только пшеница, это ещё рожь, ячмень, овёс, гречиха, просо, кукуруза¸ рис. - А сейчас я хочу с вами поиграть в игру. Я буду называть разные виды зерновых культур и давать вам колосок, а вы должны ответить, какая мука из них получится и вернуть мне колосок обратно: -Как называется мука из зёрен пшеницы? – пшеничная. -А из зёрен ржи? – ржаная. -А из зёрен овса? – овсяная. -А из гречихи? – гречневая. -Из зёрен ячменя? – ячменная. -Как называется мука из зёрен кукурузы? –кукурузная. -А мука из риса? – рисовая - А из проса? - Мука из проса правильно называется просяная или пшённая. - Молодцы! Присаживайтесь на свои места. 5. Виды и разнообразие хлебобулочных изделий в зависимости от вида злаковых культур - Ребята, в начале занятия мы с вами рассматривали хлебобулочные изделия. Вы, наверное, заметили, что у нас было два разных вида хлеба. Посмотрите на них. Чем они отличаются? - Как вы думаетепочему у хлеба разный цвет? Слайд 12 - Потому что хлеб пекут из разной муки: белый из пшеничной, а чёрный из ржаной. -Сейчас мы с вами рассмотрим ржаные и пшеничные зёрна. Одинаковые они, или нет? Слайд 13 - Правильно, они отличаются. Чем же? - Зёрна отличаются по цвету, форме и размеру. -Пшеничные зёрна светло-жёлтого цвета, продолговатой формы и крупнее. Ржаные зёрна меньше, темнее, (серые), округлой (овальной, удлинённой) формы. Слайд 14 - Если перемолоть пшеничные зёрна, мука получится белой (пшеничная). Если перемолоть зёрна ржи, мука получится темной (ржаная мука). - Таким образом из пшеничной муки получается белый хлеб, а из ржаной – чёрный. (показ) 6. Итог занятия - Ребята, легко ли получить хлеб? - Вот видите, как много труда надо приложить, чтобы получить хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть какое? (бережное). - Что значит бережное? - Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо. - Хлеб нельзя крошить за столом и нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. - Хлеб нельзя бросать на землю и выбрасывать! - Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Об этом гласят пословицы и поговорки. Пословица: Хлеб бросать – силу терять. Поговорка: Хлеба к обеду в меру бери, Хлеб драгоценность – им не сори. - А наше занятие подошло к концу. Если вам понравилось – похлопайте в ладоши. - Что именно вам понравилось, что больше всего запомнилось? - Что узнали о хлебе? - Я думаю за время нашего занятия вы немного проголодались? Приглашаю вас на чаепитие с баранками и кренделями. Слайд 15
|



Конспект образовательной деятельности «Растут ли булки на деревьях?»








