Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Практика реализации педагогического проекта познавательно-исследовательской направленности для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в группах компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья (ТНР): «Что живёт в моём шкафу?»
Познание
Автор: Матюшева Екатерина Сергеевна   
10.12.2025 14:50

Практика реализации педагогического проекта познавательно-исследовательской направленности для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в группах компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья (ТНР): «Что живёт в моём шкафу?»Практика реализации педагогического проекта познавательно-исследовательской направленности для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в группах компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья (ТНР): «Что живёт в моём шкафу?»

Матюшева Екатерина Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 5» Ленинградской обл., г. Приозерска

Заведующий Лобанова Светлана Васильевна

Аннотация: в статье описывается практика реализации педагогического проекта, направленного на ознакомление детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР), с историей и разнообразием одежды.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, проектно-исследовательская деятельность, одежда, история одежды, разнообразие одежды.

В современном мире, где технологии и глобализация стремительно меняют наш образ жизни, важно не забывать о культурных и исторических корнях, которые формируют наше восприятие и понимание окружающего мира. Одежда играет ключевую роль в повседневной жизни каждого человека, являясь не только функциональным элементом, но и важным социальным и культурным символом. Однако многие дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) не имеют достаточного представления о том, как и почему возникла одежда, какие функции она выполняла в разные эпохи и какие материалы использовались для её изготовления.

 

Скачать конспект

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, необходимо знакомить детей с базовыми закономерностями и взаимосвязями, существующими в окружающем мире. В рамках реализации данной задачи был разработан познавательный проект «Что живёт в моём шкафу?», предназначенный для детей группы компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи. Основной целью проекта является ознакомление детей с понятием гардероба, а также вовлечение их в творческую деятельность по моделированию и созданию собственной одежды и обуви.

В рамках проекта были поставлены задачи по образовательным, развивающим и воспитательным направлениям. Образовательные задачи включали ознакомление детей с различными видами одежды, их элементами, обувью и головными уборами, а также закрепление представлений о функциональном назначении одежды и формирование знаний о профессиях в сфере производства одежды. Развивающие задачи были направлены на развитие моторики, повышение познавательного интереса и коррекцию эмоционально-волевой сферы детей. Воспитательные задачи охватывали формирование бережного отношения к одежде, воспитание навыков взаимовыручки и взаимопомощи, а также развитие аккуратности, трудолюбия и ответственности.

Ожидаемые результаты проекта включали в себя расширение кругозора детей в области знаний об одежде, углубление знаний о тканях, формирование представлений о профессиях в сфере производства одежды, воспитание бережного отношения к вещам и развитие эстетического восприятия.

Проект был реализован в три последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. На первом этапе была сформулирована цель проекта, а также проведена оценка его актуальности и значимости. В рамках подготовки были отобраны методические материалы для реализации проекта, включая дидактические и художественные произведения. Кроме того, была организована развивающая предметно-пространственная среда в группе.

Был проведен опрос среди детей, чтобы выяснить уровень их знаний о различных видах одежды, обуви, головных уборах, тканях и профессиях в сфере производства одежды. В результате опроса выяснилось, что у большинства детей недостаточно знаний. Дети не всегда могут назвать и описать различные виды одежды, такие как повседневная, спортивная, праздничная, национальная и профессиональная. Многие дети не знают, как называются и для чего предназначены основные элементы одежды, такие как воротники, манжеты, карманы, пояса и застёжки. Дети слабо осведомлены о различных типах тканей, их свойствах и назначении, а также имеют ограниченное представление о профессиях, связанных с созданием одежды, таких как модельер, портной, дизайнер, технолог и швея. Таким образом были определены основные направления работы на основном этапе проекта, направленные на обогащение знанийпо теме проекта.

Работа второго, основного этапа, началась с серии познавательных бесед, которые включали в себя:

  1. Беседу на тему «Какие опасные предметы есть у швеи?». Цель беседы заключалась в предоставлении информации о потенциальных рисках, связанных с использованием различных инструментов и материалов в швейном деле.
  2. Беседу на тему «Одежда будущего». Целью данной беседы было развитие у детей навыков креативного мышления, а также формирование умения разрабатывать концепции одежды, которая может быть использована в будущем. В процессе беседы уделялось внимание развитию фантазии, речевых навыков и логического мышления у детей.
  3. Беседу на тему «Кто изготавливает одежду?». Целью этой беседы было обучение детей идентификации и называнию предметов, необходимых для производства одежды, на основе визуальных материалов.
  4. Беседа «Для чего нужны ткани», была направлена на знакомство с физическими свойствами тканей, их характеристиками и особенностями. В рамках беседы также рассматривались исторические аспекты возникновения иглы, а также анализировалось назначение предметов в контексте их эволюции от прошлого к настоящему. Обсуждались вопросы необходимости создания человеком бытовых предметов и развития логического мышления и сообразительности у детей.

В рамках основного этапа проекта также была организована образовательная деятельность. На занятии «История одежды» мы рассказали детям о том, как появилась одежда, какие наряды носили в древности и из каких материалов их изготавливали. Мы обсудили современное швейное производство и связанные с ним профессии.

Презентация «Одежда в старину» вызвала живой интерес у детей и предоставила возможность обсудить, какую одежду носили наши предки. Это способствовало расширению их знаний об истории одежды, её типах и социальном значении. В ходе обсуждения использовались иллюстрации, демонстрирующие наряды прошлых времён, что позволило детям лучше понять разнообразие и значимость одежды в жизни людей. Также мы показали мультфильмы «Ситцевая улица» и «Машины-одежды», что способствовало углублению и обогащению знаний по теме проекта.

Вместе с детьми мы исследовали различные виды тканей. Наша цель была пробудить у детей интерес к разнообразию тканей, таких как ситец, капрон, мех, фланель и шёлк. Мы провели эксперимент, чтобы дети могли узнать, какая ткань быстрее намокает, какая рвётся или мнётся.

Также была организована творческая мастерская под названием «Швейная фабрика». Мы учили детей создавать бумажные наряды для плоскостных кукол, используя различные художественные материалы, такие как цветная бумага, фломастеры, карандаши и пластилин.

Проведённый опыт «В чём отличие бумаги и ткани?» помог детям закрепить свойства этих материалов. Мы также разработали рекомендации для родителей: «Одевайтесь по погоде» и «Советы родителям по воспитанию опрятности и аккуратности у детей».

Для развития внимания, памяти, мышления и речи мы проводили различные игры и занятия. Словарная работа включала в себя такие понятия, как хлопок, лён, шерсть, шёлк, веретено, пряжа, ткань и ткачиха. Дидактические игры, такие как «Идём гулять осенью» и «Узнай на ощупь», способствовали развитию тактильных ощущений и также расширению словарного запаса. Мы также ознакомили детей с художественными произведениями. Среди них русская народная сказка «Золотое веретено», произведения В. Осеевой «Волшебная иголочка», Н. Носова «Заплатка», Е. Благининой «Научу одеваться и братца», Л. Чарской «Большая стирка», К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», З. Александровой «Сарафанчик», В. Орлова «Портниха», А. Барто «Сто одёжек», «Сказка про то, как одежда обиделась» и Р. Железновой «Приключение розовой босоножки».

В рамках художественно-эстетического развития дети рисовали «Расписные ткани», развивая аккуратность, фантазию и творческие способности. Они учились рисовать узоры по замыслу и находить красивые сочетания красок. Также была выполнена аппликация «Чудо-дерево», которая вызвала интерес к созданию коллективных композиций.

Сюжетно-ролевые игры, организованные в рамках проекта, такие как «Ателье», «Магазин одежды» и «Дом модели», помогали детям развивать доброжелательность, вежливость и дружеские взаимоотношения.

Для родителей были проведены консультации на темы «Одевайтесь по погоде» и «Советы родителям по воспитанию опрятности и аккуратности у детей». По просьбе педагогов родители организовали творческую мастерскую на дому, где дети рисовали на тему «Моя любимая одежда». В результате была устроена фотосессия «Модные образы», где дети позировали в различных нарядах.

Итоговое мероприятие — выставка рисунков, сделанных детьми в рамках проекта, позволило наглядно продемонстрировать результаты работы и отметить достижения каждого ребёнка.

На заключительном этапе проекта была проведена оценка достигнутых результатов. Для этого использовались те же методы, что и на подготовительном этапе — повторный опрос среди детей. Это позволило сравнить начальный и конечный уровни знаний детей по теме проекта.

На основе анализа результатов были сделаны выводы об эффективности проведённых мероприятий. Большинство детей научились различать и называть повседневную, спортивную, праздничную, национальную и профессиональную одежду. Значительно увеличилось количество детей, которые могут описать и объяснить назначение различных видов одежды. Дети стали лучше понимать и называть основные элементы одежды, такие как воротники, манжеты, карманы, пояса и застёжки, а также осознавать их функции. Увеличился уровень знаний детей о различных типах тканей, их свойствах и назначении. Увеличился общий уровень осведомлённости детей о культуре и традициях, связанных с одеждой. Дети получили более полное представление о профессиях, связанных с созданием одежды, таких как модельер, портной, дизайнер, технолог и швея. Результаты проекта свидетельствуют о его успешности и значимости для развития детей. Таким образом, можно сделать вывод, что проведённые мероприятия оказались эффективными и способствовали развитию у детей знаний и навыков в области одежды.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год