Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Занятие по ознакомлению с природой родного края «Сокровища и богатства Мещёры» подготовительная к школе группа.
Познание
Автор: Гирина Галина Юрьевна   
11.12.2025 20:19

Занятие по ознакомлению с природой родного края «Сокровища и богатства Мещёры» подготовительная к школе группа.Занятие по ознакомлению с природой родного края «Сокровища и богатства Мещёры» подготовительная к школе группа.

Воспитатель: Гирина Г.Ю. МБДОУ «Детский сад №17» г.Рязань

Цель:

1. Формирование первичных представлений детей о Мещерском крае.

Задачи:

  1. Продолжить знакомить с природой родного края, с редкими животными, птицами и растениями.
  2. Прививать любовь к Родине и чувство патриотизма через любовь к природе. Формировать экологическую культуру у детей, желание заботиться об окружающей среде, закрепить знание правил поведения в лесу.
  3. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь, приучать активно работать на занятиях.
  4. Воспитывать чувство гордости за рязанский край.

 

Активизация словаря: деревья, реки, озера, рыбы, птицы, грибы, ягоды, животные, растения.

Материал: компьютер, экран, проектор, рисунки-ориентиры: гриб, цветок, ель, пенек, болото, заяц; послание от Мещеры; карта Рязанской области, указка; картинки с изображением деревьев, лесов – смешенного, елового, соснового, берёзового, дубравы; картинки с изображением речных рыб, озер, рек; торф, поднос, картинки с изображением торфа; картинки с изображением растений: чилима, венерина-башмачка и др.; картинки с изображением лесных ягод, грибов; картинки с изображением зубра, выхухоли и др.; картинки с изображением стерха, сокола-сапсана, чёрного аиста и др. птиц; картинки с изображением насекомых, костюм Мещеры, корзина с природным материалом.

Ход занятия:

Воспитатель приносит бандероль в группу, обращает на это внимание детей. В бандероли карта и флеш-накопитель. На флеш-накопителе видеописьмо от Мещеры.

- Посмотрите, в наш детский сад пришла бандероль, адресованная нашей группе посмотрим что в ней? Эта карта. А это что? (флешка) Ничего не понимаю, давайте подключит её к компьютеру, посмотрим, что на ней, может быть тогда пойдём.

Дети слушают и смотрят видеописьмо Мещёры.

«Здравствуйте, меня зовут Мещера. Я узнала, что вы очень любите природу и заботитесь о ней. Поэтому я посылаю вам свои сокровищами вы найдете по карте, которую я вам высылаю».

Воспитатель: — Дети, а кто такая Мещера? Хотите узнать? Я вот знаю одну легенду о Мещёре. А что такое легенда? (ответы детей) А теперь сядьте и послушайте.

Легенда: «Давным-давно на месте Рязани было море. Птица сюда не летала, рыба не водилась. Одно только солнце ходило по небу. И вздумалось солнцу посмотреть на себя в море. Загляделось оно на свою красоту. Месяц смотрит, год. Море высыхать начало. Взмолилось оно, просит пощады у солнца. Но солнце даже слышать не хочет. Дунуло оно на море жаром, и рассыпалось море на реки, ручьи, озёра и болота.

Послышали люди, что в тех местах, где море когда-то было, спрятаны богатство. И стали они реки переплывать, озёра обходить и искать сокровища. Многие уходили, только никто не возвращался. Замечают люди; уйдёт человек, а потом в лесу одной елью, берёзой или ольхой становится больше.

Страшно стало людям в те места ходить. Одни только крестьянин никак не успокоится. Уж очень он хотел богатства несметные добыть. А у него было два сына и одна дочь.

Посылает он двух сыновей в лес за сокровищами. Долго они ходили. Вдруг пошёл белый дождь, и разлилось на пути Белое море большое. Не обойти, не переплыть. Опечалились они: как пройти дальше. И говорит им озеро: «Помогу я вам, коли дадите ответ: в чём богатство края здешнего?» Не нашли сыновья ответа. Зашумело озеро и накрыло их водой навек.

Посылает отец тогда свою дочь за сокровищами. А звали её Мещёра. Долго она ходила. Вдруг пошёл дождь черного цвета, и разлилось Черное озеро. Не обойти, не переплыть. Опечалилась Мещёра. А озеро и говорит ей:

«Помогу я тебе, коли дашь ответ, в чём богатство края здешнего?»

А Мещёра смышлёная девушка была, подумала она, посмотрела она вокруг себя на леса и луга, на озёра и реки, и молвила: «Богатство твое в красоте. Смотришь на эту красоту и не насмотришься, любуешься – не налюбуешься».

По душе пришёлся такой ответ Чёрному озеру, и помогло оно Мещёре, поделилось оно с ней своими сокровищами. А девушка стала жить в тех местах, и место это стали называть в честь девушки Мещёрой»

- Интересная легенда? Я вам специально не сказала, какими же сокровищами обладала Мещера. Вы сами их увидите. Подойдите к карте и посмотрите, где расположен мещёрский край. (показать на карте) Он расположен между Москвой, Рязанью и Владимиром вдоль реки Пры.

- Пойдёмте по карте, по стрелочкам и посмотрим, что мы обнаружим. Может мы, действительно найдём сокровища.

Дети идут по карте-схеме.

- И вот мы в Мещёре. Подойдите сюда и посмотрите (на стене прикреплены иллюстрации деревьев), какие знакомые деревья вы видите? (ответы детей.

- Эти деревья все растут в мещерских лесах. Леса здесь разные: сосновые, берёзовые, еловые, смешанные. Здесь чистый воздух и тишина. Сосна очень хорошо очищает воздух от микробов. Звери и птицы питаются семенами из шишек ели и жёлудями от дуба. С цветком липы пчёлы собирают пыльцу. В тени деревьев прячутся от жары все звери, а в дуплах живут птицы.

Дети рассказывают о деревьях:

Береза «В Мещерских лесах я встречаюсь очень часто. Меня называют красой леса. Ни одного дерева в мире нет такой белой коры. Давно, когда не было бумаги, моя береста заменяла её людям. Из меня делают мебель, лыжи.

Ель «Меня все, знают с детства каждый год со мной в дом, приходит сказка. У меня густые ветки, поэтому в еловом лесу всегда темно и прохладно, а звери и птицы питаются семенами из моих шишек».

Сосна «Я самая стройная. Раньше из нас делали мачты для кораблей. Сосновые рощи так и называют корабельными лесами. Не боюсь я жары, мороза и ветра. Мое богатство – это смола. Из неё делают краску, а из древесины бумагу. А ещё сосна очищает очень хорошо воздух от микробов».

Дуб «А я самый широкий и крепкий. И корни у меня такие же. Не страшны мне никакие бури. Живу я очень долго. Если положить мои листья в банку во время засолки огурцов, то огурчики станут хрустящими. А мебель из меня получается очень прочная.

- Можно ли деревья назвать богатством Мещеры? (ответы детей)

Воспитатель переворачивает первый слиток «золота», дети читают слово «деревья» далее дети с воспитателем подходят к иллюстрациям рек и озёр.

- А ещё мещерский край богат реками и озерами, болотами. Самая большая река в Мещере Пра. Она впадает в нашу Оку. Озера в этом крае окружены такими зарослями, что можно пройти мимо озера и не заметить его, а в траве даже можно заблудиться, как в лесу. Вода в озёрах очень чистая. Значит можно сказать, что вода – это тоже богатство мещёры? (да)

Перевернуть 2 и 3 слиток с надписями реки, озера.

- Как я вам уже сказала вода в озёрах очень чистая, но она тёмного цвета. Дело в том, что такой цвет воде придаёт торф, который находится на дне водоёмов. А сейчас мы с вами из обычной воды сделаем мещерскую воду.

Эксперимент: в прозрачный стакан с водой ребёнком насыпается ложечка торфа и размешивается. Дети рассматривают, какая стала вода.

- Это такое полезное ископаемое. Оно очень хорошо горит. Люди раньше его использовали для отопления домов в деревнях. А ещё его добавляют в землю, удобряют её, чтобы урожай был богатым и цветы лучше росли.

- Кто из вас был на Ласковском, Чёрненьком, Уржинском озёрах? Заметили, что вода там тоже тёмного цвета. Вы купались? Видели, что вода чистая, хотя и торфяная. Так какое же ещё богатство Мещёры? (торф)

Повернуть карточку торф.

- Реки и озёра богаты рыбой. Какую речную и озерную рыбу вы знаете? (ответы детей) Все эти рыбы водятся в мещерском крае. Кто питается рыбой? (животные, птицы) Можно ли рыбу назвать богатством Мещёры?

Повернуть 5слиток с надписью рыба.

- А теперь я приглашаю вас на эту полянку, посмотрите вокруг. Как много цветов на нашей полянке! (На столе лежат пазлы). Какие цветы вы знаете? (ответы детей) Давайте узнаем какие цветы встречаются в мещерских краях. Для этого надо их собрать из частей.

Дети собирают цветущие растения из пазлов.

- Но есть очень редкие. Они занесены в Красную книгу России. Это Венерин башмачок и Водяной орех или Чилим. Вы их не встретите в наших лесах, а если встретите – не рвите, полюбуйтесь и идите дальше.

Воспитатель переворачивает карточку цветы.

Дети идут дальше по карте.

- Скажите, находили ли вы в лесу орехи? Что ещё растёт в лесах? (грибы, ягоды)

- Для кого в лесу растут грибы и ягоды? (для животных) Какие звери питаются грибами? (белки, медведи, лоси, дикие кабаны) А мухоморами даже лечатся лоси. Какие ещё сокровища есть у Мещёры? Вы догадались? Воспитатель переворачивает карточки ягоды, грибы, орехи.

- А вы знаете, какие животные встречаются в лесах? (ответы детей) Эти животные живут в мещерском крае.

- А сейчас я вам загадаю загадку о редких животных

Бородат, гриваст, вынослив

Иву вмиг согнёт в дугу.

И рогами пни подбросить

Выше дерева смогу. (Зубр)

Зубр – самый тяжёлый на земле зверь. Он весит целую тонну, а длина его тела 3 метра. Из-за человеческой охоты зубр стал встречаться лишь в густых лесах. Браконьерство, вырубка лесов в местах его обитания привело к тому, что зубров осталось очень мало. Наши учёные восстановили стадо лесных великанов. Подросших детёнышей отвозят в другие заповедники, что бы они могли там расселиться.

-А ещё в этих лесах живет очень редкое (показ фото) животное выхухоль.

- Кто-нибудь знает это животное?

Это надо же назвали – ВЫХУХОЛЬ.

Словно пыльное пальто кто- то вытряхнул,

А ведь выхухоль в пыли не валяется

Пышной шубкой под водой похваляется.

- Выхухоль очень древнее реликтовое животное. Это небольшое животное длинной 20 сантиметров. У них очень маленькие глазки, выхухоли практически слепы.

-У выхухолей много врагов: хорьки, выдры, лисицы, бродячие собаки, из птиц — болотный лунь, скопа, беркут, филин, серая ворона, сорока, под водой на них охотятся сомы и щуки. Раньше на выхухоле охотились охотники из — за очень густого, бархатистого меха, который очень ценится. Сейчас охота на них запрещена. Животное занесено в Красную книгу России.

- Какие же еще сокровища есть у Мещеры?

Воспитатель переворачивает карточку животные.

- А теперь я предлагаю отдохнуть и поиграть. Встанем в круг.

Физкультминутка «Зарядка зверей»

Дятел будет всех вокруг

Тук-тук- тук, тук-тук- тук (дети стучат кулачком о ладошку)

Звери быстро просыпайтесь,

На зарядку собирайтесь (Хлопки в ладоши)

Звери делают зарядку (ходьба на месте)

Кто вприпрыжку (прыжки на месте)

Кто вприсядку (приседание руки вперед)

Чтоб скорей набраться сил,

Кто- то головой крутил (вращение головой)

Кто -то сладко потянулся (потянуться)

Наконец весь лес проснулся.

Физкультминутка проводится 2 раза: медленно, быстро.

- Идем дальше. Посмотрите, какие птицы обитают в Мещерских лесах. Назовите, каких птиц вы знаете? (ответы детей)

- Среди них есть очень редкие птицы. Давайте посмотрим на экран. На земле их осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу России.

Например: сокол –сапсан, это самая быстрая птица в мире. (показ иллюстрации). Ещё живут здесь редкие птицы чёрный аист (показ иллюстрации) Стерх — это такой редкий вид белого журавля. Этот журавль очень пугливый. Он сторонится человека, может при его появлении покинуть гнездо. Часто становится легкой добычей хищников.

- Так какое же еще богатство есть у Мещеры?

Воспитатель переворачивает карточку птицы.

- А чем питаются птицы? (насекомыми) Насекомых здесь видимо – невидимо. Посмотрите сюда, каких насекомых вы знаете? (ответы детей)

Насекомыми питаются не только птицы, но и лягушки, жабы, ежи, кроты,

Медведи, выхухоли. Какого насекомого тут нет? (комара) Мещеру называют «Комариный край». Какое еще есть сокровище у Мещеры? (насекомые)

Воспитатель переворачивает карточку насекомые.

- А теперь давайте назовем все сокровища Мещеры.

В это время в зал входит Мещера.

- Здравствуйте, я рада, что вы пришли ко мне в гости! Познакомились с моими сокровищами? Слышу, что вы нашли все сокровища. От чего их надо беречь? (ответы детей)

- От браконьеров, от загрязнения, от лесных пожаров. Лесной пожар- это страшное бедствие А причины его возникновения бывают разные:

Кто костер не потушил, кто бутылку разобьет, осколки разбросает.

А дождя нет, а солнце светит. Вот искорка и превращается в большой огонь.

(показ на экране пожара в лесу)

- Нам пора прощаться. Я вам хочу подарить на прощанье подарки- дары леса. Из этого природного материала у себя в группе вы сделаете поделки

Мещера дарит детям природный материал.

Воспитатель: — Дети, давайте скажем Мещере спасибо.

Мы обещаем сберечь и сохранить сокровища и богатство Мещеры.

Что нового сегодня узнали, что вам особенно понравилось и о чем бы вы хотели рассказать родителям дома?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год