Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для педагогов «Клюв как инструмент: формирование естественно-научных представлений у дошкольников через экспериментирование»
Познание
Автор: Черепанова Мария Викторовна , Хавелева Марина Сергеевна   
05.12.2025 10:07

Мастер-класс для педагогов «Клюв как инструмент: формирование естественно-научных представлений у дошкольников через экспериментирование»Мастер-класс для педагогов «Клюв как инструмент: формирование естественно-научных представлений у дошкольников через экспериментирование»

к педагогическому совету «Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения»

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад комбинированного вида № 24 г.Томск

Выполнили:

  • Черепанова Мария Викторовна
  • Хавелева Марина Сергеевна

Томск, 2025

Тема: «Клюв как инструмент: формирование естественно-научных представлений у дошкольников через экспериментирование»

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов в организации и проведении опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на материале изучения экологии птиц.

 

Задачи:

  1. Продемонстрировать методику проведения серии взаимосвязанных опытов, наглядно показывающих связь строения клюва с рационом питания и средой обитания птицы.
  2. Освоить технику постановки проблемного вопроса и подводки детей к самостоятельному формулированию выводов.
  3. Создать практический кейс-набор (картотеку опытов) для немедленного применения в работе с детьми.

Целевая аудитория: воспитатели, старшие воспитатели, педагоги дополнительного образования.

Оборудование:

  • Для демонстрации: Презентация/плакат «Многообразие клювов».
  • Для практикума (на каждую подгруппу педагогов):
  • Стол 1 (Дятлы): Шишки ели и сосны, грецкие орехи, плоскогубцы, пинцеты медицинские.
  • Стол 2 (Цапли/Утки): Таз с водой, плавающие предметы (пробки, пенопласт), пинцеты длинные, китайские палочки, шумовка (ложка с дырками).
  • Стол 3 (Фламинго/Колибри): Стаканы с водой, взвесь молотого кофе или чая, пипетки, ситечки для чая, соломинки для коктейля.
  • Стол 4 (Хищники): Глубокая миска с крупой (пшено, рис), спрятанные в ней «жуки» (фасоль, каштаны), маникюрные щипчики, палочки для еды.
  • Раздаточный материал: Бланки технологических карт опытов, шаблоны «Дневника исследователя», список речевых формулировок для педагога.

Ход мастер-класса

I. Теоретико-мотивационный модуль (10 минут)

1. Приветствие. Актуализация.

(Ведущий начинает с приема «Ассоциативный ряд»).

Ведущий: Коллеги, назовите, пожалуйста, первые 3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите словосочетание «клюв птицы». (Педагоги называют: острый, большой, у дятла, для еды и т.д.). Как видим, мы, взрослые, владеем в основном описательными характеристиками. Задача современного дошкольного образования — перейти от констатации фактов к установлению причинно-следственных связей.

2. Постановка проблемы.

Ведущий: Часто на занятиях мы сообщаем детям факт: «У дятла клюв крепкий, чтобы долбить кору». Но почему он не может есть нектар, как колибри? Сегодня мы рассмотрим технологию, которая позволяет ребенку самому, через действие, прийти к выводу: «Форма клюва = способ добычи пищи = среда обитания птицы». Это и есть основа формирования естественно-научной картины мира.

II. Практико-методический модуль (35 минут)

Ведущий: Мы предлагаем вам на 15 минут стать детьми и пройти 4 экспериментальные станции. Ваша задача — не просто выполнить действия, а проанализировать их с двух позиций: «Ребенок» (что я познаю?) и «Педагог» (какие задачи решаю? какие вопросы задаю?).

Педагоги делятся на 4 подгруппы и по кругу посещают станции, работая с материалами по технологическим картам.

Станция 1. «ДЯТЕЛ: Инструмент долото»

  • Технологическая карта:
  • Оборудование: Бревнышко с корой долото, пинцет и плоскогубцы.
  • Проблема: Перед нами дерево, а под его корой спрятались вкусные жучки и личинки. Это обед для одной удивительной птицы – дятла. Как добраться дятлу до этих жучков?
  • Ход: Предложить сначала использовать пинцет для извлечения личинок из-под коры, затем — плоскогубцы и наконец долото.
  • Вопросы для детей: Какой инструмент помог справиться с твердой корой? Почему пинцет и плоскогубцы не смогли справиться с корой? Как ты думаешь, большая сила нужна, чтобы так работать?
  • Методический комментарий для педагогов:
  • Ключевые понятия для детей: прочный, долбить, долото.
  • Выход на птицу: Дятел. После опыта показываем изображение и задаем вопрос: «Как вы думаете, почему у дятла такой прямой и прочный клюв?»

Станция 2. «ЦАПЛЯ/УТКА: Клюв-пинцет vs клюв-сито»

  • Технологическая карта:
  • Оборудование: Таз с водой, плавающие объекты, пинцет, шумовка.
  • Проблема: Как поймать добычу в воде?
  • Ход: Предложить поймать «рыбку» (пробку) и лягушку со дна пинцетом, и зачерпнуть несколько мелких объектов шумовкой.
  • Вопросы для детей: Каким «клювом» удобнее ловить одну большую добычу со дна или с глубины? А каким — сразу много мелкой? Что происходит с водой, когда ты зачерпываешь шумовкой?
  • Методический комментарий для педагогов:
  • Суть: Показываем, что одна и та же среда (вода) порождает разные инструменты для разных пищевых ниш.
  • Ключевые понятия для детей: зачерпывать, пронзать, фильтровать, ряска.
  • Выход на птицу: Цапля (длинный, острый клюв-пинцет) и Утка (плоский клюв с цедильным аппаратом).

Станция 3. «КОЛИБРИ: насос»

  • Технологическая карта:
  • Оборудование: Стакан с «нектаром», шприц, ложка.
  • Проблема: У нас есть маленькая птичка – колибри. Она питается сладким соком цветов, который называется нектар. Но нектар спрятан глубоко-глубоко на дне длинного узкого цветка, как сок на дне очень высокой бутылки. Проблема: как достать его?
  • Ход: Предложитьдостать ложкой, вылить не наклоняя бутылку (т. к. колибри не сможет наклонить цветок), выпить как из стакана, тоже не получиться клюв слишком тонкий, просто так жидкость по нему не потечет. Предложить попробовать шприц. Если опустить его в сок и потянуть за поршень, сок сам поднимиться внутрь
  • Вопросы для детей: Какой способ помог оставить «еду»?
  • Методический комментарий для педагогов:
  • Суть: Знакомство с разными стратегиями питания у птиц со сходным рационом (мелкие частички).
  • Ключевые понятия для детей: всасывать нектар.
  • Выход на птицу: Колибри (клюв-трубочка для всасывания нектара). Шприц — модель клюва колибри.

Станция 4. «ОРЁЛ: Клюв-крюк»

  • Технологическая карта:
  • Оборудование: Миска с крупой, спрятанные «насекомые» (фасоль), маникюрные щипчики.
  • Проблема: Как схватить и удержать подвижную добычу?
  • Ход: Предложить найти и извлечь «насекомых» из «травы» (крупы) с помощью щипчиков.
  • Вопросы для детей: Удобно ли хватать этим инструментом? Что помогает крепко держать добычу? (обращаем внимание на загнутую форму).
  • Методический комментарий для педагогов:
  • Суть: Демонстрация клюва как инструмента для захвата и разделывания.
  • Ключевые понятия для детей: хватать, разрывать, острый, загнутый.
  • Выход на птицу: Хищные птицы (орёл, ястреб, сова). Обсуждаем, почему кончик клюва загнут крючком.

III. Рефлексивно-аналитический модуль (15 минут)

1. Обсуждение. После прохождения станций педагоги возвращаются в круг.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой опыт, на ваш взгляд, будет наиболее понятен и эффектен для детей?
  • С какими трудностями может столкнуться ребенок при выполнении этих опытов? (Например, неловкость рук, неумение сделать вывод). Как их предупредить?
  • В какую интеграцию можно вывести эту деятельность? (Предложения педагогов: рисование, лепка птиц, составление рассказов, дидактическая игра «Чей клюв?»).

2. -часть «Сильные вопросы».

Ведущий: Главный инструмент педагога в эксперименте — не инструкция, а вопрос. Давайте потренируемся заменять констатирующие вопросы на поисковые и проблемные.

  • Вместо: «Пинцет похож на клюв цапли?»«Как ты думаешь, для чего цапле такой длинный и острый клюв?»
  • Вместо: «Утка зачерпывает воду клювом?»«Почему утка, зачерпнув воду, не проглатывает ее всю? Что происходит внутри ее клюва?»

3. Практическое задание для педагогов (в мини-группах):

«Коллеги, перед вами изображение птицы Клест. Его клюв имеет перекрещенные кончики. Спроектируйте опыт, который помог бы детям понять предназначение такого необычного клюва».

(После 5 минут обсуждения группы представляют свои варианты. Например: предложить с помощью перекрещенных палочек достать семечко из глубокой щели в коре, имитируя работу клюва клеста).

IV. Итоговая часть (5 минут)

Ведущий: Таким образом, проведение таких циклов опытов позволяет сформировать у ребенка не разрозненные факты, а целостную систему знаний: среда обитания определяет пищу, а пища формирует «инструмент» для ее добычи — клюв. Мы не просто даем знания, мы выращиваем биологическое мышление — умение видеть причинно-следственные связи в живой природе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год