Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Образовательное мероприятие в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Маленькие человечки»
Познание
Автор: Пукольцева Наталья Владимировна   
04.12.2025 22:19

Образовательное мероприятие в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Маленькие человечки»Образовательное мероприятие в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Маленькие человечки»

Цель. Развивать у детей субъектную позицию через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи.

  • развивать познавательную активность; умение сравнивать и обобщать; продолжать формировать умение моделировать физические процессы; закрепить представления о веществах в различных агрегатных состояниях
  • развивать познавательный интерес, воображение, умение анализировать свойства объектов
  • воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Интеграция образовательных областей:

 

  • «Речевое развитие» -продолжать учить детей выстраивать предложения с противопоставлением;
  • «Художественно-эстетическое» — продолжать учить детей отгадывать загадки, составлять загадки, используя образные сравнения;
  • «Социально-коммуникативное» — продолжать обогащать опыт общения;
  • «Физическое развитие» — создавать условия для организованной двигательной активности.

Образовательные технологии: ТРИЗ-технология (метод ММЧ – моделирование маленькими человечками, метод –мышление по аналогии).

Средства воспитания и обучения: интерактивная игра «Маленькие человечки»; 3 карточки-схемы опытов, карточки с изображением «маленьких человечков», материал для проведения опытов.

Предварительная работа: Проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, заучивание с детьми стихов о воде, рисование детьми «портретов» воды, подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала.

Словарь: молекула.

Место проведения: групповая комната

Формы организации деятельности: коллективная, подгрупповая.

Длительность: 30 минут

Ход образовательного мероприятия:

I.Мотивационно – ориентационный блок

1. Воспитатель разговаривает с детьми на отвлеченные темы.

Неожиданно приходит голосовое сообщение (в программе SMARTNOTEBOOK)

2. Дети открывают сообщение. Профессор Оживлялка сообщает радостную новость о том, что он познакомился с маленькими человечками, которые живут повсюду. Маленькие человечки подружились с Профессором Оживлялкой и рассказали ему свою историю. Профессор с радостью поделился ею с детьми. Рассказывание сказки «Маленькие человечки».

II. Проблемно – поисковый блок.

  1. Профессор предлагает детям посетить его научный центр и попробовать увидеть этих маленьких человечков, проделав интересные опыты.
  2. Актуализация знаний детей о физическом состоянии предметов и веществах: твердые, жидкие, газообразные. (Профессор Оживлялка выясняет с какими веществами дети будут проводить опыты, загадывая загадки)
  3. С помощью «колеса загадок» дети выбирают последовательность проведения опытов.

III. Практический блок

(индивидуальная, подгрупповая работа)

В группе организованы 3 рабочих места для проведения практических заданий

  1. стол- на столе расположены твердые материалы (из пластика, дерева и др.);
  2. стол – на столе стоят наполовину заполненные стаканчики с соком, молоком и водой, пустые стаканчики по количеству детей;
  3. стол – на столе расположены яркие пустые коробочки, ароматизированные коробочки.
  4. Работа за 1-ым столом

-Рассмотрим, что же здесь находятся за предметы (дети поочередно называют три предмета: ваза пластмассовая, кубик, тарелка).

-Давайте попробуем отделить часть от целого (дети проводят эксперимент — не выходит).

Почему у вас не получилось?

Какие человечки живут в твердых предметах? Покажите схему твердого вещества (ребенок показывает).

2. Работа за вторым столом. Давайте пойдем дальше.

Что мы видим здесь?

(Стакан с молоком; водой; соком)

В.: Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков?

Экспериментальная работа. Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую.

В: На этом столе собраны разные жидкости. Вспомните, какстоят человечки в жидких веществах? (В них живут человечки, которые не держатся за руки, а стоят рядом друг с другом). Покажи схему жидкости (ребенок показывает).

(воспитатель работает с детьми, затрудняющимися сделать выводы).

3. Работа за 3-им столом. (с помощью «колеса загадок»)

Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в середине коробочек? (мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем запах). Как называется это вещество? (газ, газообразное). Ребята, воздух – это тоже газ. Его трудно увидеть, но можно легко почувствовать. Можно «одеть» воздух в разные запахи и даже цвета. Тогда говорят: в воздухе витает запах духов, пахнет цветами и т.д.

(Ребенок по просьбе взрослого показывает схему)

IV. Создание условий для двигательной активности

Ребята, а вы хотите стать на время маленькими человечками? Становитесь в круг, волшебник Оживлялка превращает вас в маленьких человечков (волшебное заклинание).

Итак, я вас превращаю (имитация движений маленьких человечков):

- в воздух

- в жидкость

- в твердый предмет.

Теперь усложним задание:

  • вы – стол
  • вы – сок

- вы — дым костра.

V. Практический блок

В.: ПрофессорОживлялкаоживит сегодня то, что я загадала, попробуйте узнать с помощью игры «Да-нетка». Отгадайте, что я загадала?

Д.: Это природный мир или рукотворный?

В.: Природный.

Д.: Это живая природа?

В.: Нет.

Д.: Это земля?

В.: Нет.

Д.: Это солнце?

В.: Нет.

Д.: Это камни?

В.: Нет.

Д.: Это река?

В.: И, да и нет.

Д.: Это Вода?

В.: Да. Я загадала воду.

Давайте попросим Профессора Оживлялку, чтобы он оживил нам воду:

Ну, волшебник не зевай, нам водичку оживляй (повторяют все вместе)

Появляется живая капелька в программе SMARTNOTEBOOK (общается с детьми, называет всех по именам)

Что она может рассказать о себе? Давайте от её имени попробуем это сделать.

Я – жидкая;

Я – прозрачная;

Я — без вкуса и запаха.

Если дети затрудняются в перечислении свойств воды, показать карточки схемы опытов.

А что вы знаете о форме воды? (Вода не имеет форму, потому что она принимает форму той посуды, в которую её налили).

Кто нам попробует повторить свойства воды? (1-2 ребёнка). (1, 5-2 мин.)

Задача педагога учить детей самостоятельно делать выводы.

Давайте вспомним, где вода может быть и для чего она нужна?

Задание будем выполнять 2 командами. (1 подгруппа работает с интерактивной доской, 2 подгруппа работает за интерактивным столом. Командам предложен одинаковый набор сюжетных картинок.

1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода.

(Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания и т.д.)

Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку.

2 команда – где может жить капелька воды?

(В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т.д.)

Вывод делают самостоятельно дети:

Вода – волшебница. Она бывает разной. Вода бывает жидкая, тогда её очень тяжело удержать, так как маленькие человечки не держат друг друга за руки, и она принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бывает твердая, когда замерзает и превращается в лёд, так как человечки держат крепко друг друга за руки. Вода бывает газообразная, когда закипает и превращается в пар, так как человечки очень быстро бегают.

В. А теперь попробуем составить загадку о воде.

Педагог обращает внимание детей на свойства воды, учит употреблять образные выражения при составлении загадки.

Д.: Прозрачная, как стекло. Жидкая, но не молоко; прозрачная, но не воздух; льется, но не песня.

Ребята, Профессор Оживлялка решил нам раскрыть секрет маленьких человечков. Маленькие человечки, которые живут в каждом предмете, веществе называются молекулами (работа над новым словом).

VI. Рефлексия

Время работы в лаборатории ПрофессораОживлялки подошло к концу. Какие эксперименты вам понравились больше всего? Почему? Что было для вас легким? трудным? Кто же такие маленькие человечки? Вы бы хотели побывать в лаборатории волшебника Оживлялки еще раз? Тогда я приглашаю вас завтра, мы узнаем почему маленькие человечки (молекулы)(педагог мотивирует детей к дальнейшей деятельности).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год