| Образовательное мероприятие в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Маленькие человечки» |
| Познание | |
| Автор: Пукольцева Наталья Владимировна | |
| 04.12.2025 22:19 | |
|
Цель. Развивать у детей субъектную позицию через познавательно-исследовательскую деятельность. Задачи.
Интеграция образовательных областей:
Образовательные технологии: ТРИЗ-технология (метод ММЧ – моделирование маленькими человечками, метод –мышление по аналогии). Средства воспитания и обучения: интерактивная игра «Маленькие человечки»; 3 карточки-схемы опытов, карточки с изображением «маленьких человечков», материал для проведения опытов. Предварительная работа: Проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, заучивание с детьми стихов о воде, рисование детьми «портретов» воды, подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала. Словарь: молекула. Место проведения: групповая комната Формы организации деятельности: коллективная, подгрупповая. Длительность: 30 минут Ход образовательного мероприятия: I.Мотивационно – ориентационный блок 1. Воспитатель разговаривает с детьми на отвлеченные темы. Неожиданно приходит голосовое сообщение (в программе SMARTNOTEBOOK) 2. Дети открывают сообщение. Профессор Оживлялка сообщает радостную новость о том, что он познакомился с маленькими человечками, которые живут повсюду. Маленькие человечки подружились с Профессором Оживлялкой и рассказали ему свою историю. Профессор с радостью поделился ею с детьми. Рассказывание сказки «Маленькие человечки». II. Проблемно – поисковый блок.
III. Практический блок (индивидуальная, подгрупповая работа) В группе организованы 3 рабочих места для проведения практических заданий
-Рассмотрим, что же здесь находятся за предметы (дети поочередно называют три предмета: ваза пластмассовая, кубик, тарелка). -Давайте попробуем отделить часть от целого (дети проводят эксперимент — не выходит). Почему у вас не получилось? Какие человечки живут в твердых предметах? Покажите схему твердого вещества (ребенок показывает). 2. Работа за вторым столом. Давайте пойдем дальше. Что мы видим здесь? (Стакан с молоком; водой; соком) В.: Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков? Экспериментальная работа. Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую. В: На этом столе собраны разные жидкости. Вспомните, какстоят человечки в жидких веществах? (В них живут человечки, которые не держатся за руки, а стоят рядом друг с другом). Покажи схему жидкости (ребенок показывает). (воспитатель работает с детьми, затрудняющимися сделать выводы). 3. Работа за 3-им столом. (с помощью «колеса загадок») Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в середине коробочек? (мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем запах). Как называется это вещество? (газ, газообразное). Ребята, воздух – это тоже газ. Его трудно увидеть, но можно легко почувствовать. Можно «одеть» воздух в разные запахи и даже цвета. Тогда говорят: в воздухе витает запах духов, пахнет цветами и т.д. (Ребенок по просьбе взрослого показывает схему) IV. Создание условий для двигательной активности Ребята, а вы хотите стать на время маленькими человечками? Становитесь в круг, волшебник Оживлялка превращает вас в маленьких человечков (волшебное заклинание). Итак, я вас превращаю (имитация движений маленьких человечков): - в воздух - в жидкость - в твердый предмет. Теперь усложним задание:
- вы — дым костра. V. Практический блок В.: ПрофессорОживлялкаоживит сегодня то, что я загадала, попробуйте узнать с помощью игры «Да-нетка». Отгадайте, что я загадала? Д.: Это природный мир или рукотворный? В.: Природный. Д.: Это живая природа? В.: Нет. Д.: Это земля? В.: Нет. Д.: Это солнце? В.: Нет. Д.: Это камни? В.: Нет. Д.: Это река? В.: И, да и нет. Д.: Это Вода? В.: Да. Я загадала воду. Давайте попросим Профессора Оживлялку, чтобы он оживил нам воду: Ну, волшебник не зевай, нам водичку оживляй (повторяют все вместе) Появляется живая капелька в программе SMARTNOTEBOOK (общается с детьми, называет всех по именам) Что она может рассказать о себе? Давайте от её имени попробуем это сделать. Я – жидкая; Я – прозрачная; Я — без вкуса и запаха. Если дети затрудняются в перечислении свойств воды, показать карточки схемы опытов. А что вы знаете о форме воды? (Вода не имеет форму, потому что она принимает форму той посуды, в которую её налили). Кто нам попробует повторить свойства воды? (1-2 ребёнка). (1, 5-2 мин.) Задача педагога учить детей самостоятельно делать выводы. Давайте вспомним, где вода может быть и для чего она нужна? Задание будем выполнять 2 командами. (1 подгруппа работает с интерактивной доской, 2 подгруппа работает за интерактивным столом. Командам предложен одинаковый набор сюжетных картинок. 1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода. (Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания и т.д.) Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку. 2 команда – где может жить капелька воды? (В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т.д.) Вывод делают самостоятельно дети: Вода – волшебница. Она бывает разной. Вода бывает жидкая, тогда её очень тяжело удержать, так как маленькие человечки не держат друг друга за руки, и она принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бывает твердая, когда замерзает и превращается в лёд, так как человечки держат крепко друг друга за руки. Вода бывает газообразная, когда закипает и превращается в пар, так как человечки очень быстро бегают. В. А теперь попробуем составить загадку о воде. Педагог обращает внимание детей на свойства воды, учит употреблять образные выражения при составлении загадки. Д.: Прозрачная, как стекло. Жидкая, но не молоко; прозрачная, но не воздух; льется, но не песня. Ребята, Профессор Оживлялка решил нам раскрыть секрет маленьких человечков. Маленькие человечки, которые живут в каждом предмете, веществе называются молекулами (работа над новым словом). VI. Рефлексия Время работы в лаборатории ПрофессораОживлялки подошло к концу. Какие эксперименты вам понравились больше всего? Почему? Что было для вас легким? трудным? Кто же такие маленькие человечки? Вы бы хотели побывать в лаборатории волшебника Оживлялки еще раз? Тогда я приглашаю вас завтра, мы узнаем почему маленькие человечки (молекулы) … (педагог мотивирует детей к дальнейшей деятельности).
|



Образовательное мероприятие в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Маленькие человечки»










