| Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы» |
| Познание | |||
| Автор: Федорова Т.В., Матей Е.В. | |||
| 04.12.2025 21:11 | |||
|
МБДОУ города Абакана «ЦРР — детский сад «Светлячок»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура». Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, музыкально – художественная. Цель: формировать у детей представление об особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный интерес к родной природе.
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, посмотреть и обсудить мультфильмы о перелётных птицах. Стихотворение Рыхлый снег, На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла (весна) Ушла зима холодная, неласковая. На смену ей торопится красавица весна. - А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим? Есть у меня особый сундучок, там загадки о весне, а отгадки не простые, отгадаете, увидите сами: Голубая простыня, Весь свет одевает, Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он – ярко голубой (небо). Воспитатель достает из сундучка голубой лоскуток. Солнце пригревает, Лед на речке треснул Речка зашумела Льдины подгоняет, Как это явление Весною называют? Воспитатель достает склянку с водой Снежок растаял и с полей Бежит проворный … (ручей). Появился из-под снега, Увидал кусочек неба, Самый первый самый нежный Чистый маленький … (подснежник). Висит за окошком Кулек ледяной Он полон капели И пахнет весной (сосулька). Воспитатель показывает картинку - Молодцы, все загадки отгадали, пуст мой сундучок. Физкультминутка Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями) Все люди глядели. Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной) Все люди дивились Сели, посидели (делают, ритмичны наклоны) Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками) Песенки запели. Воспитатель: Пришла весна – красна, солнышко пригревает, начинает расти молодая травка, на деревьях набухают почки. Давайте представим, что мы в весеннем лесу. Назовите каких перелетных птиц вы знаете? Дети называют (грач, скворец, жаворонок, ласточка) - В какое время года птицы улетают в теплые края? Дети: — Осенью Воспитатель: — Как их называют? Дети: — Перелетные птицы. Воспитатель: — А как вы думаете, почему они улетают? Дети: — становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают. Воспитатель: — Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего. Д/и «Собери картинку» Детям раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы. Воспитатель: — Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте их собрать. Ребенок, собравший картинку, называет птицу. Вот – я – грач Проворный, черный, Кричу: «Крак! Крак!» Всем червякам – враг! Я самый первый прилетаю Зиму ломаю. Воспитатель: — Как только начинают пахать землю, грач тут как тут. Он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнезда строят высоко на деревьях. На магнитную доску помещается картинка грача. В народе говорят «Если грач на горе, то весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай» А у нас в саду жилец – Бойкий маленький скворец – Тихий сад повеселел Оттого что он запел. С солнцем скворушка встает, Ест жуков, росинки пьет. Сдвинув шапку набекрень, Распивает целый день. Воспитатель: — (помещает картинку на доску). Селится скворушка в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поет, подражая различным звукам и голосам других птиц. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? Дети: — Соловей. Помещается картинка на доску Воспитатель: — Это небольшая птичка. Совсем с виду невзрачная. Серенькая, грудка беленькая, хвостик рыжеватый, большие темные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют. Прилетаю к вам с теплом, Путь проделав длинный, Леплю домик под окном Из травы и глины. Дети: — Это ласточка. Помещается картинка Воспитатель: — К нам ласточки прилетают только на лето, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. А осенью ласточки снова собираются в стаи и улетают в жаркие страны. Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину? Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и выседеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной вернуться на родину Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской. Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнезда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке, где живут птицы. Вы должны помнить: Что птиц не надо ловить, Надо птиц всегда любить. Птичьих гнезд не разорять Зимою птицам помогать, Их жалеть, оберегать - Давайте повторим названия птиц. (повторяют хором и по одному) - Как всех этих птиц называю? Перелетные - А почему? Осенью они улетают в теплые края Игра с мячом «У кого кто?» - Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне. - грач (грачата), скворец (скворчата), ласточка (ласточата), дрозд (дроздята), стриж (стрижата), журавль (журавлята), кукушка (кукушата). Дидактическая игра «Доскажи» Рассказ логопед сопровождает показом картинок, дети договаривают фразы: -Прошла холодная зима. Наступила... (весна). Теперь уже не идет на улице снег, а идет... (дождик). Снег тает, по дорожкам бегут... (ручейки), а под ногами маленькие лужицы и большие... (лужи). Птицы хотят пить и прилетают к большой луже напиться. Вот прилетел черный... (грач) и другие грачи... (прилетели). Ворона тоже... (прилетела). А потом голубь... (прилетел). Пьет голубь водичку, и другие птицы тоже... (пьют). Вдруг услышали птицы, как кто-то сказал «Мяу!». Испугались они и... (улетели). Кого испугались птицы? (- Кошку.) Игра «Ласточка — грач — скворец» Логопед показывает картинки с изображением перелетных птиц и знакомит детей с их особенностями. - Скворец любит петь, весело прыгая по веткам дерева. Грач ходит по земле важно, неторопливо. Ласточка все время летает и на землю не садится. Затем логопед просит детей показать, как прыгает скворец, шагает важно грач, летает ласточка. Логопед называет птиц, дети двигаются, изображая соответствующую птицу.
Все становятся в круг. Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что – нибудь летающее, самолет или воробей, например, — вы должны поднять руки, если не летающие, не поднимайте. Кто ошибется – выходит из игры. -Голубь? -Пчела? -Гусеница? -Стрекоза? -Муравей? -Корова? -Змея? -Бабочка? -Телефон? -Воздушный шар? -Дерево? -Кошка? -Помидор? -Вертолет? -Таракан? -Муха? -Нитки? и пр. Итог занятия О ком мы сегодня говорили? Как, одним словом назвать этих птиц?
|



Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы»










